Методы Сократа в учении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 01:50, доклад

Описание

Мышление людей формируется в процессе познания. "Познание - процесс деятельности людей, отражающий и воспроизводящий объективную действительность в их мышлении". В процессе обучения человек проходит через этапы познания человечества, сформировавшего науку, т.е. вся культура создается по крайней мере дважды — первый раз, когда она творится в процессе познания и преобразования окружающего мира, второй раз в процессе обучения. Совершенно очевидно, что однажды кем-то было познано и усвоено, может быть усвоено в другой раз уже другими.

Работа состоит из  1 файл

Сократ.docx

— 14.71 Кб (Скачать документ)

  Методы  Сократа в учении  

  Мышление  людей формируется в процессе познания. "Познание - процесс деятельности людей, отражающий и воспроизводящий  объективную действительность в  их мышлении". В процессе обучения человек проходит через этапы  познания человечества, сформировавшего  науку, т.е. вся культура создается по крайней мере дважды — первый раз, когда она творится в процессе познания и преобразования окружающего мира, второй раз в процессе обучения. Совершенно очевидно, что однажды кем-то было познано и усвоено, может быть усвоено в другой раз уже другими.

  Вопрос  в том, как это вторичное усвоение, т.е. обучение, более рационально  организовать, т.е. сделать значительно  эффективнее.

  Процесс обучения связан со взаимной деятельностью преподавателя и ученика, первый передает второму накопленный опыт старших поколений. Вся история познания представляет историю преодоления познавательных затруднений. Соответственно мышление рождается и развивается при необходимости преодоления затруднений, которые теперь принято называть проблемной ситуацией. Уже 30 лет в нашей стране существует теория проблемного обучения. Она рекомендует относительно самостоятельное решение познавательных задач учащимися под общим руководством учителя. Такое обучение оказывает значительное воздействие на умственное развитие учащихся, т.к. соответствует самой природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для человека закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем. 

  Эвристический метод Сократа обучения в виде бесед можно считать предвестником  проблемного обучения. Путем особых вопросов и рассуждений он помогал  собеседнику самостоятельно приходить  к постановке или решению проблемы. Причем истина открывалась подчас не только ученику, но и самому учителю. Метод Сократа развивался и совершенствовался в трудах великих педагогов. О необходимости учить детей "открывать источники и выводить оттуда различные ручейки" писал в "Великой дидактике" Ян Амос Коменский.

  При этом стираются привычные грани  между такими общепринятыми понятиями  как лекция и семинар, самостоятельная  работа и консультация

  Суть  педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди  жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. поскольку движущей силой проблемного обучения являются противоречия между познавательными задачами и уровнем знаний, умений ученика. Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".

  По  Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру  и истине. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, их противопоставление интересам ближних ведут к душевному разладу и дисгармонии с обществом.

  Центральным звеном развития сократического метода обучения явилось представление  о таком процессе в обучении, который  имитирует реальный творческий процесс, моделирует его главное звено, включающее создание проблемной ситуации и управление поиском решения поставленной проблемы.

  Проблемной  называется такая ситуация выполнения практического или теоретического задания, при которой ранее усвоенных  знаний оказывается недостаточно и  возникает субъективная потребность  в новых знаниях. Возникающая  познавательная потребность вызывает и определяет познавательную активность личности в обучении. Она является основным звеном, из которого в дальнейшем обучении развиваются познавательные и профессиональные интересы человека. Процесс усвоения новых знаний осуществляется в системе проблемного обучения, как субъективное открытие их уч-ся с помощью преподавателя. Т. о., в  системе проблемного обучения главными являются два условия:

  - возникновение  у каждого учащегося познавательной  потребности в усваиваемом учебном  материале;

  - субъективное  открытие новых обобщенных знаний, необходимых для выполнения практических  или теоретических задач.

  Общим условием успешности реализации проблемного  обучения является высокое профессиональное мастерство преподавателя, заключающееся  в постановке проблем такой степени  трудности, которая соответствует познавательным возможностям учащихся и организации активной познавательной работы каждого. 

  Показателем эффективности проблемного обучения служит существенное повышение качества усвоения учебного материала и возможностей его практического использования  в профессиональной деятельности. Отдаленным показателем эффективности проблемного  обучения является формирование творческих способностей и познавательной мотивации, обеспечивающей возможности самообразования.

Информация о работе Методы Сократа в учении