Межпредметные связи в преподавании иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:45, практическая работа

Описание

Межпредметные связи – это установление взаимной согласованности содержания образования по преподаваемым учебным дисциплинам, обусловленных спецификой каждого учебного предмета. Реализация межпредметных связей способствует достижению большего эффекта в общем развитии обучающихся, в гармоничном развитии всех сфер их интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Основное значение межпредметных связей состоит в том, что они дают возможность увязать в единую систему все знания, получаемые по различным учебным дисциплинам, а также получать новые знания на основе этих связей.

Работа состоит из  1 файл

Использование межпредметных связей.doc

— 33.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

Педагогические чтения:

 

«Использование межпредметных связей

на уроке»

 

 

 

 

 

 

Выступление учителя иностранного языка

Гущиной И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Межпредметные связи

в преподавании иностранного языка.

 

Известно, что явление межпредметных связей многомерно. Возникновение проблемы осуществления межпредметных связей в обучении исторически обусловлено предметной структурой образовательного процесса, которая способствует формированию в сознании учащихся отдельных систем знаний о различных явлениях реального мира.

Межпредметные связи – это установление взаимной согласованности содержания образования по преподаваемым учебным дисциплинам, обусловленных спецификой каждого учебного предмета. Реализация межпредметных связей способствует достижению большего эффекта в общем развитии обучающихся, в гармоничном развитии всех сфер их интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Основное значение межпредметных связей состоит в том, что они дают возможность увязать в единую систему все знания, получаемые по различным учебным дисциплинам, а также получать новые знания на основе этих связей.

Не утратили современного звучания мысли Н.Г. Чернышевского о целесообразности использования знаний одной науки при изучении других, т.к. это важно для развития умственных способностей учащихся. При объяснении нового материала и повторении рекомендуется привлекать сведения из других учебных дисциплин, опираться на них.

 

На современном этапе развития теории и практики преподавания вопрос создания мотивов учебной деятельности школьников по праву считается одним из центральных, поскольку качество обучения во многом зависит от того, насколько оно мотивировано в глазах учащихся.

В обучении иностранному языку проблема мотивации особенно важна при отсутствии естественной потребности в коммуникации. Поэтому для учителя иностранного языка столь важна заинтересованность школьников не только и не столько в результатах своего труда, сколько в процессе достижения этого результата. Одним из резервов повышения мотивации учебной деятельности школьников может быть рациональное использование межпредметных связей.

 

Особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы «беспредметен» (И.А. Зимняя): он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой предмет, открыт для использования материала из различных областей знания, содержания других предметов.

Взаимосвязи иностранного языка с другими учебными предметами разнообразны и многофункциональны. Предмет «иностранный язык» включает в себя знания из разных областей: географии, истории, обществознания, литературы, физики, химии, биологии, информатики, музыки, изобразительного искусства и других школьных предметов, а также из политики, психологии, медицины, техники и т.п.

Невозможно изучение иностранного языка без интеграции с географией и историей. Тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого характера. Ребята знакомятся с историей, географическим положением, климатом, политическим устройством, экономикой стран изучаемого языка, с биографиями исторических и политических деятелей, великих путешественников, композиторов, ученых, спортсменов.

Знакомство с известными зарубежными писателями и поэтами, чтение стихов и художественных текстов, перевод и анализ текстов, цитирование пословиц и изречений, формулирование главной мысли и прочее – все это связывает предмет «иностранный язык» с литературой.

Многие межпредметные связи обусловлены тематикой текстов. Например, изучая темы «Животные», «Охрана природы», «Экологические проблемы», мы опираемся на знания из биологии, зоологии, экологии.

В настоящее время трудно представить себе жизнь без информационных технологий, поэтому на уроках иностранного языка актуальны темы о роли компьютеров в нашей жизни, об использовании Интернета, о переписке по электронной почте и т.п. Таким образом осуществляется межпредметная связь с информатикой.

Использование музыки и пения на уроках иностранного языка позволяет включить в активную познавательную деятельность резервные возможности личности каждого ребенка, создает предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций. Известно, что существует тесная взаимосвязь между развитием речевого и музыкального слуха. Поэтому использование музыкальных текстов способствует развитию слухового внимания и контроля, совершенствует работу артикуляционного аппарата.

Однако иностранный язык является не только средством, но и целью обучения и при его изучении необходима опора на родной язык, т.к. мы используем из русского языка такие понятия как синонимы, антонимы, диалог, монолог, описание, повествование, рассуждение, а также грамматические понятия, например, существительное, глагол, части речи, члены предложения и т.д.

 

Таким образом, имеются большие возможности использования межпредметных связей как средства мотивации иноязычной деятельности при правильной организации ознакомления, тренировки и применения языкового материала. Эти возможности заложены в самой специфике иностранного языка как учебного предмета. Язык является средством выражения мысли об объективной действительности, свойства и закономерности которой являются предметом других дисциплин, поэтому язык беспредметен. Но будучи беспредметным, он имеет много общих точек соприкосновения с другими предметами, т.е. язык «полипредметен».

Следовательно, изложенные положения можно считать вполне убедительными для доказательства важности и обязательности опоры на другие предметы в процессе овладения иностранным языком. Овладение иноязычной речевой деятельностью с опорой на межпредметные связи отвечает различным интересам учащихся, позволяет учитывать их индивидуальные особенности и склонности, что, естественно, создаст наиболее благоприятный режим для практического применения языка как средства общения.

 



Информация о работе Межпредметные связи в преподавании иностранного языка