Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 06:48, курсовая работа
Первым шагом при планировании деятельности компании является постановка ее целей, вытекающая из задач предприятия. Она осуществляется, исходя из основной миссии, которая определяет общий смысл существования предприятия и оказывает важное влияние на форму планирования. Цели организации становятся критериями для оценки всей ее деятельности и принятия управленческих решений.
Введение._______________________________________________1
Модели организации управления._________________________2
Что такое «модель управления»?_____________________2
Классификация моделей управления._________________4
Использование модели организации управления.______8
Механистическая модель.___________________________9
Закрытая модель.__________________________________10
Свойства систем моделей организации._______________11
Структура модели организации как объекта управления.
а) Организационная структура.______________________13
б)Механизм управления.____________________________19
2.8.Функциональная модель.______________________________19
2.9. Информационная модель______________________________20
Список литературы.
Тема: «Модели организации управления».
а) Организационная структура.____________________
__13
б)Механизм управления.___________________
_________19
2.8.Функциональная
модель._______________________
2.9. Информационная модель________________________
Список литературы.
1. Введение.
Модель производственной
организации непосредственно
Социальную
систему можно описать с
Первым шагом при планировании деятельности компании является постановка ее целей, вытекающая из задач предприятия. Она осуществляется, исходя из основной миссии, которая определяет общий смысл существования предприятия и оказывает важное влияние на форму планирования. Цели организации становятся критериями для оценки всей ее деятельности и принятия управленческих решений.
На основании
сформулированных целей, анализа внешней
среды, делового имиджа фирмы, потенциала
предприятия, степени риска, приемлемой
для предприятия, а также цикла
его развития принимается базовая
стратегия развития предприятия, отражающая
общее направление его
Процесс осуществления
деятельности предприятия основывается
на подчинении всех этапов разработки
и реализации единой цели компании.
2 Модели организации управления.
2.1 Что такое «модель управления»? Категория "модель управления" является одной из ключевых в науке управления. Это обусловлено тем, что любой руководитель стоит перед самыми животрепещущими вопросами: как управлять вверенным объектом, какой арсенал управленческих стратегий, рычагов и технологий использовать, чтобы эффективно решать стоящие перед ним задачи.Ф.Тейлор утверждал, что модель управления - это не изобретение, а эволюция.[1]Модель управления вынашивается и формируется годами, десятилетиями, и даже веками. Она должна быть не "чужеродной", а только "родной", органичной и соответствующей культуре, традициям и духу народа страны, в которой данная модель прививается.
Под "моделью" вообще понимается образец (эталон) для массового изготовления какого-либо изделия или конструкции, а также устройство, имитирующее строение и действие какого-либо другого (моделируемого) устройства в научных, производственных или иных целях. В широком смысле "модель" - это аналог (изображение, описание, схема, план и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления, которые для того, кто осуществляет моделирование, являются оригиналом.
Модель - это прежде всего продукт моделирования, то есть процесса, в котором "участвуют" объект моделирования (оригинал) и субъект, то есть тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет. И управленческая, экономическая модель не является исключением. В зависимости от критериев, политических и экономических пристрастий, установок и задач, которыми руководствуется автор (создатель), модели могут существенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявляется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет реально происходящие явления и насколько эффективно она позволяет воздействовать на управляемый объект. Весьма часто бывает так, что реально существующего оригинала вообще нет, а существует он только в воображении автора. Тогда, опираясь на накопленный опыт, интуицию, научные знания, тенденции и закономерности развития, делается прогноз относительно того, как будет в будущем выглядеть представляющий интерес объект (явление), создавать новую модель управления им (образец, эталон) и под эту модель перестраивать действующую систему управления.
Она включает в себя базовые принципы управления, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия её элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль, движущие силы развития и мотивационную политику. В соответствии со сложившейся практикой модель, которая руководителю или управленческой команде, представляется идеальной или наиболее подходящей может быть, во-первых, взята уже готовой, имея в виду, что мировой и отечественный опыт практического менеджмента дал немалое количество моделей, которые в свое время и при определенных условиях дали положительный результат; во-вторых, можно сконструировать модель по "методу сборки" из готовых деталей и блоков, которыми будут являться наиболее эффективно работающие элементы различных моделей управления; в-третьих, можно выбрать базовую модель управления, которая в максимальной мере отвечает предъявляемым требованиям, исключить из неё нежелательные элементы, разработать и встроить в нее новые элементы, которые отвечают специфическим особенностям управляемого объекта и условиям его функционирования; в-четвертых, можно создать и запустить принципиально новую модель, опирающуюся на совершенно новую парадигму, способную уловить едва наметившиеся изменения во внешней среде, которым суждено стать доминантными в будущем. Следует подчеркнуть емкость, многогранность и комплексность самого понятия "модель управления". Оно имеет сложную внутреннюю структуру, элементы которой имеют разную способность влиять на идентификационные (сущностные) признаки самой модели, но будучи взаимосвязанными и взаимозависимыми, обуславливают не только прямое, но и синергическое воздействие на эффективность модели.
Задача описать модель управления, например, народного хозяйства страны, региона, народнохозяйственного (отраслевого) комплекса, и даже муниципального образования или корпорации, во всей полноте и широте внешних и внутренних связей, представляется крайне сложной, если вообще реально выполнимой. Поэтому чаще всего при исследовании моделей управления берется во внимание достаточно ограниченный ракурс. Именно точка зрения автора - политическая, экономическая, социальная, технократическая, организационная, территориальная, дивизиональная, операциональная - и связанные с ней критерии анализа и оценки лежат в основе классификации моделей управления[2].
2.2 Классификация моделей управления
Можно выделить следующие основные критерии классификации и соответствующие им модели управления:
· по виду преобладающей собственности на средства производства (капиталистическая, социалистическая, корпоративная);
· по степени рыночного влияния на экономику (рыночная либеральная, рыночная с элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного планового управления с элементами рынка);
· по масштабу и уровню управления (макромодель, отраслевая модель, региональная модель, муниципальная модель, микромодель);
· по характеру реализации властных полномочий (авторитарная, демократическая)
· по месту человека в системе производительных сил (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная);
· по территориальному происхождению и месту широкой адаптации (российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская, советская и т.п.);
· по принадлежности к соответствующим школам менеджмента (школа "научного менеджмента", школа "рациональной бюрократии", "административная" школа, "классическая" школа, школа НОТ, школа "человеческих отношений", мотивационная школа, школа "организационного поведения");
· по роли и месту человека в системе управления (модели на базе "теории Х" и "теории Y", модель на базе "теории Z");
· по отдельным управленческим признакам (модель 7-С, корпоративная модель "IBM", модель управления по результатам);
· по отношению к изменениям во внешней и внутренней среде (статическая, или традиционная, консервативная, текущего состояния; ситуационная; адаптивная, или опережающая, инновационная; динамическая, или прогнозная, вероятностная, модель развития).
Если говорить об управлении организацией, то доминирующими являются следующие три модели:
1) жесткая (или формальная, административная, авторитарная) модель;
2) мягкая (или неформальная, социально-психологическая, органическая) модель;
3) комбинированная
модель, в достаточно сбалансированной
форме сочетающая в себе
Удельный вес элементов каждой модели может меняться в зависимости от типа преобладающего труда, менталитета наемной рабочей силы и уровня управленческой культуры, которые характерны для данной организации.
Жесткая модель как историческая предшественница мягкой модели наиболее известна и наиболее распространена в мире. Правда, по мере того, как усложняется производство, растет менталитет наемной рабочей силы, накапливается опыт управления и упрочивается управленческая культура, по мере того, как совокупный труд более высокого порядка вытесняет совокупный труд более низкого порядка, мягкая модель постепенно вытесняет жесткую[3].
Понятие
«модель управления» позволяет
раскрыть основные системы управления.
По сути, модель управления — это
копия реального объекта (системы
управления), обладающая его реальными
характеристиками и способная имитировать,
воспроизводить его действия, его
функционирование. Любой руководитель
стоит перед проблемой выбора
по самому животрепещущему вопросу:
как управлять вверенным ему
объектом, какой арсенал управленческих
стратегий, рычагов и технологий использовать.
Модель управления позволяет сделать
это.
Выбор модели управления - это не выбор нужного тебе товара в торговом ряду, когда товар уже изготовлен и имеет ясно очерченные потребительские свойства. Здесь правомерна такая аналогия. Мать не может купить ребенка — она должна сначала сама созреть, затем зачать его с думой о своем материнском предназначении, выносить в своей утробе, родить и многие годы пестовать и воспитывать, чтобы получилось хорошее потомство. Представляется, что именно в таком метафорическом контексте Ф. Тейлор утверждал, что модель управления — это не изобретение, а эволюция. Перефразируя приведенную выше метафору, можно сказать, что модель управления, так же как и ребенок, вынашивается и формируется десятилетиями и даже веками. Она не должна быть импортной, а только своей — родной, выстраданной, органичной, соответствующей культуре, традициям и духу своего народа. Все это не означает, что модель управления не должна быть восприимчива к позитивным зарубежным веяниям. Должна. Восприимчивость ко всему положительному, умение приобщиться к мировому Знанию является одним из самых уважаемых качеств любого человека, любой организации, любой управленческой системы. В то же время всякие изменения имеют смысл только при определенных обязательных условиях: во-первых, изменения не должны рушить основы, на которых держится сложившаяся модель управления; во-вторых, изменения, пусть даже самые малые, не должны вызывать аллергию у тех, кто управляет, и особенно у тех, кем управляют. Реформирование нашей экономики наглядно показывает, что забвение отечественной истории и неуважение к своему прошлому никому не прощается. Уроки истории своего Отечества всегда полезно знать. Вопрос о моделях управления — один из самых актуальных. В самом деле, абсолютное большинство управленцев связывают свои или чужие успехи с определенной моделью управления. В словарях дается несколько значений слова «модель». Она трактуется как образец (эталон) для массового изготовления какого-либо изделия или конструкции. Под «моделью» понимается также устройство, имитирующее строение и действие какого-либо другого (моделируемого) устройства в научных, производственных или иных целях. В широком смысле «модель» — это аналог (изображение, описание, схема, план и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления, которые для того, кто осуществляет моделирование, являются оригиналом. Представляются
интересными и полезными Задача
описать модель управления, например,
народного хозяйства страны, региона,
народно-хозяйственного (отраслевого)
комплекса и даже муниципального образования
или корпорации во всей полноте и широте
внешних и внутренних связей представляется
крайне сложной, если вообще реально выполнимой.
Поэтому чаще всего при исследовании моделей
управления берется во внимание достаточно
ограниченный ракурс. Категория "модель
управления" является одной из ключевых
в науке управления. Это обусловлено
тем, что любой руководитель стоит
перед самыми животрепещущими вопросами:
как управлять вверенным Ф.Тейлор утверждал, что модель управления - это не изобретение, а эволюция.[1]Модель управления вынашивается и формируется годами, десятилетиями, и даже веками. Она должна быть не "чужеродной", а только "родной", органичной и соответствующей культуре, традициям и духу народа страны, в которой данная модель прививается. 2.3.Использование модели организации управления. Модели содержат главные ключевые элементы системы, вокруг которых наиболее активно идут информационные взаимодействия и которые «отвечают» за ее развитие. Для разных целей анализа организации используются разные модели, но все они предназначены для решения общей задачи - изучения взаимодействия ключевых факторов системы, которые обеспечивают достижение поставленных целей. Существует множество разных подходов к построению модели организации как объекта управления
|