ТЕМА
РАБОТЫ
«Модели
стимулирования чтения в разных странах»
Содержание
Введение
- Кризис
чтения: масштабы и последствия
- Модели
стимулирования чтения в США.
- Программы
поддержки чтения, разрабатываемые
в Великобритании
- Опыт решения
стимулирования чтения в Швеции.
- Методы
стимулирования чтения в Германии.
Список используемой
литературы
1.
Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Чтение
в России–2008.
Тенденции и проблемы. – М.: Межре-
гиональный центр библиотечного сотрудничества,
2008. – 80 с.
2. Стельмах В.
Д. Российские библиотеки сегодня: возвращение
государства? // Вестник общественного
мнения. – 2008. – №2. С. 30–36.
3. Дубин Б., Зурабишвили
Т. Досуговые интересы и индивидуальные
склонности (по данным международного
сравнительного исследования) // Мониторинг
общественного мнения. – 1996. – №1. С. 28–32.
4. Карпенко О.,
Бершадская М., Вознесенская Ю. Международное
исследование PISA и проблемы развития высшего
образования // Вестник общественного
мнения. – 2007. – №5.
5. Чудинова В.
П. Чтение детей как национальная ценность
6. Тихомирова
И. И. О развитии у детей позитивного отношения
к чтению. – Чтение детей и подростков
как фактор формирования человеческого
капитала // Материалы Всероссийской
научно-практической конференции 27-28 мая
2004 года. – СПб. – 2004. – С. 44.
7. «Чтение
как социальная проблема» А.В.Воронцов,
профессор, доктор филос.наук директор
фундаментальной библиотеки РГПУ им.А.И.Герцена
Введение
«Положи твое сердце
у чтения» - эту заповедь оставил
потомкам египтянин Кхорди около 3500
лет до н.э. Чтение, книга,
библиотека на протяжении всей
истории развития общества привлекали
лучшие умы человечества. Все великие
люди, особенно писатели, были и
великими читателями: Шиллер, Гете,
Пушкин, Тургенев, Толстой, Горький
и многие другие. Своим творчеством
и подвижничеством они же внесли неповторимый
вклад в национальную и мировую культуру,
формируя у рядового читателя вкус к чтению
и высокую духовность.
В чтении даже самых
образованных и продвинутых читательских
групп сегодня отчетливы ориентации на
пассивно-адаптивный тип культурного
поведения и потребления, отсутствие аналитического
интереса к окружающей современности
во всех ее противоречивых чертах, склонность
к развлечению и эскапизму, усреднение
вкусов. Сегодня практически все россияне
смотрят телевизор, довольно значительна
доля регулярно и часто слушают радио
(это занятие носит преимущественно фоновый
характер), а чтение газет и журналов опережает
чтение книг (если брать группы читающих
их хотя бы раз в неделю и чаще, включая
ежедневных читателей). Относительное
большинство взрослых россиян (64%), по их
собственным оценкам, стали за последние
10–15 лет читать книги меньше. Журналы
сегодня не читают 54% взрослого населения
России. 46% взрослых россиян не читают
книг, Сегодня 37% взрослых россиян не читают
газет. В целом более трех четвертей (77%)
взрослого населения России не пользуются
сегодня никакими общественными и государственными
библиотеками.
Таким образом, доля сохранивших прежний
уровень читательской активности, или
даже повысивших активность чтения книг
(а она по численности примерно равна сегодня
группе постоянных читателей книг) составляет
на нынешний день в сумме не более четверти
взрослого населения. Картина массового
чтения россиян – в сравнении с позднесоветской
ситуацией и с годами «перестройки», тогдашним
повышенным спросом на прежде недоступную
культурную продукцию, небывалым взлетом
тиражей газет, тонких и толстых журналов
– на протяжении1990-х и, особенно, 2000-х годов
заметно изменилась. Определяющими здесь
выступают несколько взаимосвязанных
социокультурных процессов. Все они, в
конечном счете связаны с разложением
советского общества: его централизованно-бюрократической
системы мобилизационных механизмов населения,
его единообразной модели социализации
и идеологического внушения. Эти процессы
проходили на фоне крупномасштабных и
противоречивых экономических изменений
(внедрение начал рыночной экономики,
обеднение большинства групп российского
населения), сдвигов в системе политических
институтов (внешняя демократизация, которая
во многом повлекла за собой массовую
потерю доверия к социальным институтам
вообще, включая, среди прочих, школу и
библиотеку) Число общедоступных библиотек,
их фонды и количество абонентов начиная
с 1990 г. последовательно сокращались Особенно
заметным, было сокращение числа библиотек
в городах, где концентрируются люди с
более высоким образованием, уровнем жизни,
более развитыми интересами и запросами;
количество сельских библиотек за 2000-е
годы даже несколько выросло, хотя и совсем
незначительно. Среди постоянных читателей
газет выделяется категория респодентов,
старших по возрасту и имеющих высшее
образование, среди них доля постоянных
читателей составляет соответственно
30 и 27%. Вместе с тем, среди респондентов,
вообще не читающих газеты, «лидирует»
молодежь, в группе которой доля не читающих
актуальную прессу превышает половину
(51%). Показатели равнодушия к газетам высоки
также среди москвичей (42%) и россиян с
образованием ниже среднего (44%). Журналы
сегодня не читают 54% взрослого населения
России. 46% взрослых россиян не читают
книг, Постоянными читателями книг сегодня
несколько чаще других групп выступают
женщины (19% данной группы), россияне с
высшим образованием (25%), жители крупных
и средних городов страны (по 20%, им немного
уступают москвичи – 19%), респонденты с
высоким потребительским статусом (20%;
еще 41% принадлежащих к этой последней
группе читают книги время от времени
– тоже самый высокий показатель среди
всех социально-демографических групп).
1.
Кризис чтения: масштабы
и последствия
В истории общественной
мысли были и те, кто выступал против
чтения для всех. Немецкий философ
и поэт Ф. Ницше ничтоже сумнящеся утверждал:
"То, что каждый смеет учиться читать,
портит надолго не только писание,
но и мысль" Для Ницше писание и чтение
- занятие для избранных, удел сверхчеловека.
Действительность
оказалась совсем иной. Взятая в
развитии она убедительно демонстрирует:
рост численности умеющих читать и писать
является влиятельным фактором общественной
жизни во всех её проявлениях. Более
того. Резкое снижение в последние
годы у населения многих стран мира интереса
к чтению вызывает серьёзную озабоченность
не только в научных кругах, но и в правящих
классах. Проблема чтения стала мировой,
глобальной проблемой. В первую очередь
это относится к неграмотным людям – тем,
кто не владеет навыками чтения, письма
и счёта.
По данным ЮНЕСКО,
более 771 миллиона взрослых жителей
планеты не умеют читать, около 100
млн. детей не ходят в школу.Подавляющее
большинство неграмотных живут в 35
самых бедных стран мира, но их немало
и в развитых капиталистических
странах. В США в докладе «Нация в опасности»
(1983г.) отмечалось, что неграмотность
среди юных составляла 17%. В Японии
в 1990-е гг. детей называли «тэрбико»
- «дети телевидения». Они просиживали
у телевизора от 3 до 6 часов в сутки. В Англии
и Франции социологи также отмечают
падение у подростков и молодежи
интереса к чтению. При этом наметилась
тревожная тенденция роста функциональной
неграмотности у значительного числа
населения, т е утрата навыков чтения
и письма настолько, что они недееспособны
к восприятию короткого и несложного текста.
В Канаде еще в 1990-е гг. почти четвертая
часть населения была отнесена к функционально
неграмотным, в Германии около четырех
миллионов вторично неграмотных. Во
Франции, положившей начало эпохе просвещения,
в 1996 г. около 20% составляли вторично
неграмотные. Социолог, профессор
Маршалл МакКлюен, труды которого наделали
много шума ещё в 60-е гг. ХХ века, полагал,
что печатное слово породило отчуждение
человека, национальные государства
и индивидуализм и предсказывал близкий
конец Гутенберговской галактики в связи
с переходом к информационному обществу.
Действительно, телевидение, мультимедийная
форма, особенно Интернет, создают серьёзную
конкуренцию чтению. Мировой финансово-экономический
кризис ещё более обострил ситуацию.
Не случайно уже в конце 1970-х – начале
1980-х гг. и особенно теперь в
развитых странах мира начинают широко
обсуждать проблему «кризиса чтения»,
считая, что последствия его еще более
негативно могут сказаться на экономической,
социальной и духовной жизни нации.
Английские
социологи и экономисты выявили
прямую зависимость производительности
труда, а значит, и экономической
мощи страны от чтения: т.е. кто меньше
читает, тот хуже работает. Американский
исследователь Д. Козол ещё в 1985
г., приводя цифры о функционально неграмотных
американцах, писал: «Неграмотность берёт
тяжелую пошлину с нашей экономики,
влияет на нашу политическую систему,
и, что ещё более важно, на жизнь неграмотных
американцев». Тогда потери из-за неё
составили около 237 млрд. долларов
Перечень фактов и констатаций, отражающих
пагубное влияние "кризиса чтения"
можно продолжить. Однако гораздо важнее
привлечь внимание к тому, что на Западе
уже предпринимаются практические шаги
для нейтрализации возникающих рисков
и выхода из социально опасной ситуации.
В Англии сформулирована национальная
идея поддержки чтения. Государство
для её реализации выделило 180 млн. фунтов
стерлингов. Возрастает авторитет книги
в семье. 80% английских семей читают
книги детям в слух и обсуждают с ними
прочитанное. Целенаправленно поставлена
работа с библиотекарями: их учат как продвигать
книгу, чтение, в разные читательские аудитории,
учитывая их интересы. В США проблеме
чтения огромное внимание уделяют СМИ,
особенно телевидение.
В Финляндии образовательная
система сегодня одна из лучших и причин
тому не мало. Это прежде всего высокий
социальный статус учителя, появление
в школе в младших классах учителя чтения,
психолога, демократизм в образовании
и доверие к ребёнку (оценки не травмируют
детскую душу – их вообще не ставят
в начальных классах). Социальная нагрузка
за качество чтения и успеваемость снижается,
а в средних школах – возрастает.
Как некогда в советской школе, отчисление
учащихся из школы является событием экстраординарным.
В Южной Корее общественные организации
вместе с родителями коренным образом
изменили отношение власти к школьным
библиотекам, которые имеются теперь при
всех школах.
В современной
России, как и в других странах,
действует та же тенденция - интерес
к чтению заметно понизился. Масштабы
этой социальной проблемы настолько значительны,
что дают основания говорить о системном
кризисе читательской (и писательской)
культуры. Как подчёркивают разработчики
"Национальной программы поддержки
и развития чтения", «страна подошла
к критическому пределу пренебрежения
чтением».
Доля систематически
читающих молодых людей, по данным
НИИКСИ СПбГУ, снизилась в России с 48 %
(1991 г.) до 28 % (2005 г.). Если в 1991 году 79 % жителей
страны прочитывали хотя бы одну книгу
в год, то в 2005 году эта доля составила
63 %. В 1991 году 61 % россиян ежедневно
читали газеты, а в 2005 году -
только 24 %. Для журналов аналогичные
показатели составляли 16 % и 7 % соответственно.
В 1970-е годы регулярно читали детям в 80
% семей, теперь – только в 7 %. Этот процесс
читательской деградации, - отмечает И.
И. Тихомирова, может стать необратимым
Даже в интеллигентской среде, судя
по выбору художественной и профессиональной
литературы для чтения, нередко доминируют
невзыскательность и примитивизм.
В российском обществе
растет социальный слой малограмотных,
не умеющих читать молодых людей, относящихся,
как правило, к девиантным группам,
или группам социального риска. По данным
МВД РФ, в России более 700 тыс. детей
– сирот, 2 млн. подростков неграмотны,
а беспризорность такая же, как после
войны Социальные последствия этого явления
для общества крайне негативны. Как
показывает статистика и социологические
исследования из этой среды, прежде
всего, рождаются наркоманы, пьяницы,
преступные элементы. Именно малограмотные
молодые люди пополняют армию безработных.
По результатам
международного исследования PISA 2000
г., в котором приняли участие учащиеся
из 32 стран, учащиеся России заняли
27 место. Удовлетворительную грамотность
имеют 60% учащихся в развитых странах,
в России таковых – 43%. Около 27% учащихся
в России имеют неудовлетворительную
грамотность, тогда как в Финляндии таких
учащихся около 7%, в Японии – 10%, в Корее
– 6%. Международное исследования 2002 г.
показали печальную картину – российские
школьники, утратившие в последние
десятилетия интерес к чтению, разучились
воспринимать текст. Они оказались на
самых последних местах, по сравнению
с 1991 г., когда были первыми. Нас
далеко обогнали Австрия, Австралия,
Великобритания, Канада, Финляндия,
Япония и др. Мы оказались
в группе стран с ниже средним уровнем
показателей: Испанией, Польшей,
Грецией, Латвией, Мексикой, Бразилией.
2. Модели стимулирование
чтения в США.
Работа по поддержке
чтения в США начала проводиться
гораздо раньше, чем в других странах,
еще в 1950-е гг., и начали ее сами
издатели. В 1972 г. был создан Национальный
книжный комитет, стала проводиться Национальная
книжная неделя. А в 1977 г. начал свою деятельность
Центр книги Библиотеки Конгресса. Дж.
Коул, который является создателем сети
Центров книги и чтения в США (чье число
постоянно растет и уже достигло 50), отметил,
что национальная сеть проектов по продвижению
чтения в стране базируется в основном
на частной, а не на государственной основе.
Правительство помогает очень мало, и
его финансовая помощь очень ограничена.
В Американской библиотечной ассоциации
существует специальный отдел, который
занимается привлечением политиков к
лоббированию интересов библиотек на
государственном уровне. Как национальные,
так и региональные проекты финансируются
преимущественно за счет частной и общественной
инициативы. Поэтому особое значение имеет
поиск партнеров и стимулирование партнерских
отношений. Количество таких партнеров
достаточно велико как внутри страны,
так и за рубежом.