Модульные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:36, статья

Описание

Модульное обучение зародилось в середине прошлого века в англоязычных странах. Модуль – это функциональный узел или законченный блок информации. Модульное обучение направлено на самостоятельную работу студента с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

Работа состоит из  1 файл

методика модульного обучения.doc

— 37.00 Кб (Скачать документ)

     МЕТОДИКА  МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

      Модульное обучение зародилось в середине прошлого века в англоязычных странах. Модуль – это функциональный узел или  законченный блок информации. Модульное  обучение направлено на самостоятельную  работу студента с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

     В последние годы идет развитие активных форм обучения (АФО), но необходимо сосредоточить внимание на создании базисных условий для реализации взаимодействия педагог-студент. Одним из главных условий успешного применения АФО является модульное обучение. Такое обучение формирует готовность студента к осознанному восприятию учебной информации, активизирует его мыслительную деятельность, разцКРвивает творческие способности.

     Модульное обучение может быть реализовано  только на основе системного подхода. Основными структурными компонентами модульного обучения являются:

     1.Постановка  целей и задач обучения, воспитания и развития студентов.

     2.Самостоятельная  работа студентов с опорными  конспектами (модулями). Свертывание  и развертывание учебной информации  способствует активизации внимания  студентов. Цель данного этапа  заключена в формировании психологической готовности студентов к восприятию поступающей стимуляции.

     3.Консультационно-коррекционная  деятельность педагога (с опорой  на модули). Она осуществляется  на основе принципов: единства  сознания и подсознания (апперцепция), объективных аналогий, субъективных аналогий, фантастических аналогий. Главной задачей этого этапа является активизация подсознательной деятельности студентов..

     4.Самостоятельная  работа студентов по закреплению  учебного материала (с опорой  на модули и консультационно-коррекционную  деятельность педагога). Данный этап характеризуется расширением поля сознания студентов, осознанием ими поступающей информации и подготовкой своих собственных аналогий.

     5.Информационно-контролирующая  деятельность педагога (осознание  студентами учебной информации). На этом этапе особое внимание уделяется выработке студентами собственных аналогий. Активизируя деятельность подсознания студентов, педагог раскрывает их внутренний потенциал, развивает у них способности к овладению учебной дисциплиной.

     6.Паритетность  или взаимодействие педагога и студентов по закреплению теоретических знаний на практике (решение задач, выполнение практических и лабораторных работ). Студенты осознают практическую значимость теоретических знаний в процессе формирования умений и навыков.

     7.Самостоятельная  работа студентов по изучению  пройденного учебного материала.  Сущность данного этапа состоит  в умении студента сформировать  у себя систему взаимосвязанных  понятий по учебной дисциплине.

     Общее направление модульного обучения его  цели, содержание, методы определяют следующие принципы:

     1.Системности  и последовательности. Этот принцип  основывается на том, что человек  только тогда обладает настоящим  и действенным знанием, когда  воспринимаемая информация представляет  систему взаимосвязанных понятий. Если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития личности замедляется. Она утрачивает способность к логическому мышлению и испытывает затруднения в своей мыслительной деятельности.

     2.Самостоятельности.  Модульное обучение приучает студентов к самостоятельной работе с учебным материалом, затрагивает внутренние механизмы развития и саморазвития личности.

     3.Активности. Данный принцип подразумевает  взаимосвязь педагогического руководства  с активной, творческой деятельностью  студентов. Активность теснейшим  образом связана с самостоятельностью  мысли и действий, играет большую  роль в принятии решений, в  умении отстаивать свои взгляды, в развитии творческих способностей.

     4.Целостности.  Этот принцип основан на том,  что восприятие как психический  процесс характеризуется константностью, предметностью и целостностью. Целостность  позволяет увидеть объект не  только как совокупность его элементов, но и как структуру с пространственными взаимосвязями элементов. Целостное представление учебного материала способствует тому, что студенты активно включаются в процесс познания и учения.

     5.Оптимальности.  Модуль вбирает в себя оптимальный объем учебной информации, достаточный для самостоятельного изучения учебного материала. Оптимальность учебной информации напрямую связана с экономичностью, гибкостью, динамичностью и успешностью обучения.

     6.Модульности.  Модульное обучение предполагает разработку опорных конспектов. Учебный материал конструируется так, чтобы он обеспечивал достижение каждым студентом поставленной дидактической цели. Опора на первичные знания позволяет формировать у студентов готовность к осознанному восприятию поступающей информации.

     7.Многократности  повторения. Эффективность учебной  деятельности зависит от многократности  повторения учебной информации. Это обусловлено тем, что в  коре головного мозга идет  формирование ассоциаций. Они дают  импульс к развитию умений  и навыков.

     8.Паритетности. Модульное обучение подразумевает  взаимодействие педагога и студента  в новых условиях, когда педагог  выступает в роли консультанта, а студент становится активным  участником процесса познания.

     9.Связи  теории с практикой.  Известно, что практика – критерий истины, источник познавательной деятельности. Теория только тогда обретает свою значимость, когда подтверждается практикой.

     Модульное обучение предусматривает применение следующих методов:

     1.Проблемная  ситуация создается постановкой перед студентами учебно-познавательной задачи, требующей для своего решения мобилизации личных знаний, повышенной активности мыслительных способностей. Главная функция проблемной ситуации состоит в том, чтобы обеспечить наиболее глубокое овладение учебным материалом в условиях повышенной трудности. В структуру проблемной ситуации включаются: постановка задачи в форме вопросов, недосказанных утверждений, по составлению схем, графиков изучаемых явлений и способов их разрешения.

     2.Опорный  конспект как метод обучения обеспечивает взаимодействие педагога и студента на основе предельного обобщения, кодирования, «свертывания» знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего «развертывания», полноценного воспроизведения в сознании студентов. Развивающий эффект этого метода обеспечивается за счет интенсивной интеллектуальной деятельности студентов, необходимости постоянного обобщения, свертывания знаний и их развертывания, воспроизведения в сознании в случае необходимости.

     3.Самостоятельный поиск – это метод обучения, который позволяет педагогу, опираясь на имеющиеся у студентов знания, на их индивидуальные особенности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее результаты.

     Системное построение модульного обучения дисциплинирует студентов и организует их деятельность, а, следовательно, повышает качество знаний

Информация о работе Модульные технологии