Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:33, доклад
По определению Н.И. Гуткиной, «психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников».
Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой,что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается
психологически неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.
Мотивационная готовность в структуре психологической готовности ребёнка к школьному обучению
По определению Н.И. Гуткиной, «психологическая
готовность – это необходимый
и достаточный уровень психического развития
ребенка для освоения школьной программы
в условиях обучения в группе сверстников»
[2, С.17].
Необходимый и достаточный
уровень актуального развития должен
быть таким, чтобы программа обучения
попадала в «зону ближайшего развития»
ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой,что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется
для освоения учебной программы в школе,
то ребенок считается
психологически неготовым к школьному
обучению, так как в результате несоответствия
его «зоны ближайшего развития» требуемой
он не может усвоить программный материал
и сразу попадает в разряд отстающих учеников.
В работах современных
ученых-психологов (Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова,Н.В.
Нижегородцева, Е.А. Панько, Н.Г. Салмина,
В.Д. Шадриков, Д.Б.Эльконин и др.) содержится
глубокая теоретическая проработка проблемы
психологической готовности к школе, берущая свое начало в исследованиях
Л.И. Божович и Л.С. Выготского, в то же время
единого
определения понятия "готовность к школе" в детской психологии
не существует до сих пор по причине многогранности
самой его сути.
Так, Л. И. Божович выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важным признавался мотивационный аспект.
Л. И. Божович
отмечала, что готовность к школе складывается из таких факторов как определенный
уровень развития мыслительной деятельности,
познавательных интересов, произвольности
регуляции деятельности и готовности
принять социальную позицию школьника.
А. И. Запорожец придерживался аналогичных
взглядов, отмечая такие компоненты
готовности к школе как мотивация,
уровень развития познавательной, аналитико-синтетической
деятельности и степень сформированности
механизмов волевой регуляции действий.
И так, можно сказать, что психологическая
готовность к школе - сложное образование,
предполагающее достаточно высокий уровень
развития мотивационной, интеллектуальной
сфер и сферы произвольности.
Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную(мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.
Интеллектуальная готовность включает в себя:
-ориентировка в окружающем;
- запас знаний;
- развитие мыслительных
процессов (способность
- развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической и др.);
- развитие произвольного внимания;
Мотивационная готовность к школе включает в себя: внутреннюю мотивацию (т. е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно и он хочет много знать), и внешнюю (потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед) [4].
Исходя из теоретических взглядов Д.Б. Эльконина и Л.А. Венгера при оценке готовности ребенка к обучению в школе, Н.Г. Стародубова выделяет следующие составляющие:
1. Интеллектуальная готовность (наличие основных представлений
о
природных и социальных явлениях, развитые
формы наглядно-образного,
наглядно-схематического мышления, творческого
воображения, высокий
уровень доступных обобщений).
2. Волевая готовность (сформированность определенного
уровня
произвольной регуляции поведения и деятельности).
3. Мотивационная готовность (наличие познавательной активности,
желание занять новую позицию - позицию
школьника).
4. Коммуникативная готовность (
Н.Г. Стародубова считает,
что к перечисленному следует добавить
эмоциональную готовность (наличие способности
преодолевать естественно возникающее
чувство школьной тревожности, определенный
уровень эмоциональной устойчивости,
отсутствие или недостаточное развитие
которого может привести к проблеме школьной
дезадаптации) [3,
C.77-78].
По данным Л.А. Венгера, В.В. Холмовской в структуре психологической готовности принято выделять:
- личностную готовность;
- интеллектуальную готовность;
- социальную готовность.
Н.И. Гуткина выделяет такие компоненты структуры психологической готовности:
- мотивационная готовность;
- способность к произвольной регуляции поведения;
- интеллектуальная готовность;
- социальная готовность.
Многие авторы подчеркивают значимость именно мотивационного компонента в структуре готовности к обучению (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.Д.Шадриков и др.).
Говоря о понятии
переходит к новой, более высокой ступени
усвоения общественного опыта, накопленного
предыдущими поколениями, к учебной деятельности.
Если ранее сложившиеся виды детской деятельности
были направлены на преобразование внешней
деятельности, то теперь перед ребенком
стоит задача изменить самого себя путем
овладения определенными обществом
способами действия. Формирование в процессе
школьного (общения) обучения новых мотивов
и новых задач деятельности предполагает
коренное изменение внутренней позиции
ребенка в условиях школьного обучения,
переход от позиции, которая, пользуясь
выражением Д.Б. Эльконина, может быть
условно названа практической или утилитарной,
и
позиции теоретической, или познавательной.
Л.И. Божович также подчеркивает, что направленность
личности со стороны своего содержания
меняется и с возрастом ребенка. С возрастом
растет также устойчивость возникшей
мотивационной структуры, что увеличивает
роль доминирующих мотивов в поведении
и развитии ребенка[1, C.39]. Божович также
указывает на то, что "иерархическая
структура мотивационной сферы определяет
направленность личности человека, который
имеет разный характер в зависимости от
того, какие именно мотивы по своему содержанию
и строению стали доминирующими "[1,
C. 40].
К концу
дошкольного возраста у ребёнка
впервые формируется «
Наблюдения Л.И. Божович за школьниками, которые с самого начала обучения с удовольствием и без особых усилий добросовестно выполняли свои учебные обязанности, показало, что для них положение школьника является очень значимым и эмоционально привлекательным.
Мотивы учения Л.И. Божович понимает широко: это «то, ради чего учится ребенок…, то, что побуждает его учиться» [1,С.62], она выделяет две группы мотивов учения:
1) широкие социальные мотивы, связанные с отношениями школьника к окружающей его социальной действительности
2) учебные мотивы, определяемые непосредственным интересом к деятельности. Л.П. Кичатинов выделяет три группы потребностей, особо актуальных к концу дошкольного возраста: ценностно-ориентационные, интеллектуальные и коммуникативные (общение со взрослыми в первую очередь). В связи с данными потребностями исследователи (Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков) выделяют шесть основных мотивов, достигающих максимального развития к концу дошкольного возраста
- социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника;
- учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;
- оценочные мотивы, стремление получить оценку взрослого, его одобрение и расположение;
- позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника;
- внешние по отношению к школе и учению мотивы – «я пойду в школу, потому что мама так сказала»;
- игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность – «Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями».
А.Н. Леонтьев, определяя мотивационную
сферу ядром личности, подчеркивал,
что среди разнообразных
Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.
Среди мотивов учебной деятельности Н.И. Гуткина выделяет познавательные мотивы, социальные и мотивы достижений.
1) Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;
2) Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе, следовательно, меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками.
3) Мотивация достижения в начальных классах нередко
становится доминирующей. У детей с высокой
успеваемостью ярко выражена мотивация
достижения успеха - желание хорошо, правильно
выполнить задание,
получить нужный результат. Дети, обладающие
выраженной мотивацией избегания неудачи,
стараются избежать "двойки" и тех
последствий, которые влечет за собой
низкая отметка, - недовольства учителя,
санкций родителей (будут ругать, запретят
гулять, смотреть телевизор и т. д.).
Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.
Мотивы дошкольника
Интересно, что наиболее сильный
мотив для дошкольника - поощрение,
получение награды. Более слабый
- наказание, еще слабее - собственное обещание
ребенка. Требовать от детей обещаний
не только бесполезно, но и вредно, так
как они не выполняются, а ряд неисполненных
заверений и клятв подкрепляет такие личностные
черты, как необязательность и
беспечность. Самым слабым оказывается
прямое запрещение каких-то действий ребенка,
не усиленное другими, дополнительными
мотивами, хотя как раз на запрет взрослые
часто возлагают большие надежды [4].
Говоря о мотивах учения,
можно сказать, что учебная деятельность
дошкольников побуждается не одним,
а целой системой разнообразных
мотивов. Каждый из перечисленных мотивов
в той или иной степени присутствует
в мотивационной структуре
Таким образом, можно сказать,
что психологическая готовность
к школе, прежде всего, проявляется в наличии
у ребенка учебной мотивации, позволяющей ему эффективно
включиться в учебный процесс. Одновременно мотивация учения свидетельствует о необходимом и достаточном
для начала обучения в школе развитии
интеллектуальной и произвольной сферы
будущего ученика.
Источники:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М –1993. – С. 39-40;
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб. - 2004. – 208 с.;
3. Стародубова Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе. – Бийск – 2001. - С. 77-78; 4. Туревская Е.И. Возрастная психология. - Тула. – 2002.