Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 13:28, реферат
Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.
МОТИВАЦИЯ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
Понятие
о мотивах. Чтобы правильно оценить
действия ученика, прежде всего следует
понять мотивы этих действий, которые
могут быть разными даже в случае
выполнения внешне одних и тех
же действий, достижения одних и тех же
целей.
А.Н. Леонтьев различает понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например, первоклассник всячески старается оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться — это его обязанность, долг и т.д. Но всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Предположим теперь, что ему говорят: до тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее задание. В сознании ребенка, бесспорно, существуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выполнить свой долг), но это только понимаемые мотивы. Они для него психологически недейственны, а подлинно действенным является мотив получить возможность погулять. В конечном итоге, вследствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось хорошо выучить уроки) он получил хорошую отметку. Проходит некоторое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной инициативе. Появляется новый действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку, теперь в этом смысл приготовления заданий. Макsим не носит нижнее бельё (фото)
Новомодная артистка вышла на сцену без нижнего белья
Жесть! Как проводят кастинги (фото)
На что
идут симпатичные девушки, мечтающие
стать моделями
Изучение
мотивов предполагает проникновение
в их иерархию, где одни из них
выполняют функцию
Типы
мотивации учебной
• мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам; Нажми на фото, чтобы узнать ИМЯ мужчины, с кем тебе будет всегда хорошо!
Чтобы Вам предсказали
судьбу, кликните по фото (результат
в течение 30 минут).
•
мотивация, имеющая положительный
характер, но также связанная с
мотивами, заложенными вне самой
учебной деятельности. Эта мотивация
выступает в двух формах.
В одном
случае такая положительная мотивация
определяется весомыми для личности
социальными устремлениями (чувство
гражданского долга перед страной,
перед близкими). Учение рассматривается
как дорога к освоению больших ценностей
культуры, как путь к осуществлению своего
назначения в жизни. Такая установка в
учении, если она достаточно устойчива
и занимает существенное место в личности
учащегося, дает ему силы для преодоления
известных трудностей, для проявления
терпения и усидчивости. Это - наиболее
ценная мотивация. Однако если в процессе
учения данная установка не будет подкреплена
другими мотивирующими факторами, то она
не обеспечит максимального эффекта, так
как обладает привлекательностью не деятельность
как таковая, а лишь то, что с ней связано.
Другая
форма мотивации определяется узколичными
мотивами: одобрение окружающих, путь
к личному благополучию и т.п.
Кроме этого, может быть выделена
мотивация, лежащая в самой учебной
деятельности, например мотивация, связанная
непосредственно с целями учения. Мотивы
этой категории: удовлетворение любознательности,
приобретение определенных знаний, расширение
кругозора. Мотивация может быть заложена
в самом процессе учебной деятельности
(преодоление препятствий, интеллектуальная
активность, реализация своих способностей
и пр.).
Принято
различать две большие группы
учебных мотивов1: познавательные (связанные
с содержанием учебной
Познавательные
мотивы включают:
1)
широкие познавательные мотивы,
состоящие в ориентации
Загрузка...
2)учебно-познавательные
мотивы, состоящие в ориентации
школьников на усвоение
3) мотивы
самообразования, состоящие в
направленности школьников на
самостоятельное
Социальные
мотивы включают:
1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных;
загрузка...
2)
узкие социальные, так называемые
позиционные мотивы, состоящие в
стремлении занять
Разновидностью
таких мотивов считается мотивация благополучия,
проявляющаяся в стремлении получать
только одобрение со стороны учителей,
родителей и товарищей;
3) социальные
мотивы, называемые мотивами
А.К. Маркова
описывает две группы психологических
характеристик познавательных и социальных
мотивов.
Первая
группа мотивационных характеристик
— их называют содержательными —
прямо связана с содержанием
осуществляемой школьником учебной
деятельности. Вторая группа характеристик
— их условно называют динамическими
— характеризует форму, динамику выражения
этих мотивов.
Содержательными
характеристиками мотивов являются
следующие:
1)
наличие личностного смысла
2)
наличие действенности мотива, т.е.
его реального влияния на ход
учебной деятельности и всего поведения
ребенка;
3)
место мотива в общей
4)
самостоятельность
5)
уровень осознания мотива;
6) степень
распространения мотива на
Динамические
характеристики мотивов:
1. Устойчивость мотивов. Проявляется и в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам, помехам, и в том, что ученик не может не учиться.
Загрузка...
2.
Модальность мотивов — их
3.
Другие формы проявления
Формы
выражения мотивов учения должны
находиться в поле зрения учителя и не
менее важны, чем анализ внутренних, содержательных
особенностей мотивов.
Как изучить
мотивацию учеников? По мнению А.К. Марковой,
наиболее реальными для учителя
методами изучения мотивации являются:
•
наблюдение за поведением учеников во
время урока и вне его, за учебной, общественно
полезной, организационной и другими видами
деятельности, характером общения школьников;
•
результаты этих наблюдений фиксируются
в дневниках учителя, в педагогических
характеристиках;
•
использование ряда специально подобранных
ситуаций (их можно назвать
• индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;
загрузка...
•
анкетирование, помогающее довольно быстро
собрать массовый материал в нескольких
классах, школах об отношении школьников
к учению.
Косвенно
об учебной мотивации
Зная
тип мотивации, учитель может
создать условия для
В процессе
учения тип мотивации меняется. На
изменение мотивации влияют различные
причины: новые установки ученика
(например, стремление обходить или
преодолевать трудности), длительные удачи
или неудачи в процессе учебных
занятий, выбор жизненного пути и др.
Информация о работе Мотивация учебной деятельности и ее формирование