Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 21:14, реферат
Различные мотивы имеют неодинаковое проявление в учебном процессе. Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные — самостоятельные действия по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования.
Мотив
— это направленность школьника
на отдельные стороны учебной
работы, связанные с внутренним отношением
к ней.
К видам мотивов можно отнести познавательные
и социальные мотивы. Направленность
на содержание учебного
предмета говорит о наличии познавательных
мотивов. Направленность на другого
человека в ходе учения — о социальных
мотивах.
И познавательные и социальные мотивы
могут иметь разные уровни.
Познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).
Различные
мотивы имеют неодинаковое
Социальные мотивы проявляются в
поступках, свидетельствующих о понимании
учеником долга и ответственности; позиционные
мотивы — в стремлении к контактам со
сверстниками и в получении их оценок,
в инициативе и помощи товарищам: мотивы
социального сотрудничества — стремление
к коллективной работе и к осознанию рациональных
способов ее осуществления. Осознанные
мотивы выражаются в умении школьника
рассказать о том, что его побуждает, выстроить
мотивы по степени значимости; реально
действующие мотивы выражаются в успеваемости
и посещаемости, в развернутости учебной
деятельности и в формах ухода от нее,
в выполнении дополнительных заданий
или отказе от них, в стремлении к заданиям
повышенной или повышенной трудности.
Возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться
При
оценке состояния учебной
Младший школьный
возраст характеризуется первичным
вхождением ребенка в учебную деятельность,
овладение видами учебных действий. Каждое
из учебных действий претерпевает свои
процессы становления.
Мотивация учения в младшем школьном
возрасте развивается в нескольких направлениях.
Широкие познавательные
мотивы (интерес к знаниям) могут уже
на середине этого возраста преобразоваться
в учебно-познавательные мотивы (интерес
к способам приобретения знаний); мотивы
самообразования, представленные пока
в самой простой форме — интерес к дополнительным
источникам знаний, эпизодическим чтением
дополнительных книг. Широкие
социальные мотивы развиваются от общего
дифференцированного понимания социальной
значимости учения, с которым ребенок
приходит в первый класс, к более глубокому
осознанию причин необходимости учиться,
что делает социальные мотивы более действенными.
Позиционные социальные мотивы в этом
возрасте представлены желанием ребенка
получить одобрение учителя. Мотивы
сотрудничества и коллективной работы
присутствуют в самом общем проявлении.
Интенсивно развивается в этом возрасте
целеполагание в учении. Младший школьник
научается понимать и принимать цели,
исходящие от учителя. Удерживает эти
цели в течение длительного времени, выполняя
действия по инструкции. При правильной
организации учебной деятельности, у младшего
школьника можно закладывать умения соотнесения
цели своим возможностям.
В среднем школьном
возрасте происходит овладение общим
строением учебной деятельности, способами
самостоятельного перехода от одного
вида деятельности к другому (от ориентировочных
учебных действий к исполнительным и затем
к контрольно-оценочным), что является
важной основой самоорганизации учебной
деятельности.
Учебные действия объединяются в приемы,
методы, в крупные блоки деятельности.
Отдельные действия и операции совершаются,
переходят в умственный план, что позволяет
быстрее осуществлять учебную деятельность.
Существенно развивается
умение находить и сопоставлять
несколько способов
решения одной задачи,
поиск нестандартных
способов решения, что
переводит учебную деятельность
с репродуктивного на
продуктивный уровень.
Происходит становление прогнозирующих,
планирующих норм контрольно-оценочных
действий. Это дает возможность корректировать
учебную работу до начала ее выполнения.
В подростковом
возрасте возможно осознание своей
учебной деятельности, ее мотивов” задач,
способов и средств. Существенно укрепляются
не только широкие познавательные мотивы,
но и учебно-познавательные, для которых
характерен интерес к способам приобретения
знаний. Мотивы самообразования в этом
возрасте поднимаются на следующий уровень,
наблюдается активное стремление подростка
к самостоятельным формам учебной работы,
появляется интерес к методам научного
мышления.
Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуются
социальные мотивы учения. Широкие социальные
мотивы обогащаются представлениями о
нравственных ценностях общества, становятся
более осознанными в связи с ростом самосознания
подростка в целом. Принципиальные качественные
сдвиги возникают и в позиционных мотивах
учения, при этом существенно усиливается
мотив поиска контактов и сотрудничества
в учебной среде.
К концу подросткового возраста может
наблюдаться устойчивое доминирование
какого-либо мотива. Осознание подростком
соподчинения, сравнительной значимости
мотивов означает, что в этом возрасте
складывается осознанная система. Существенно
развиваются процессы целеполагания в
учении. Подростку доступны самостоятельная
постановка не только одной цели, но и
последовательности нескольких целей,
причем не только в учебной работе, но
и во внеклассных видах деятельности.
Подросток овладевает умением ставить
гибкие цели, закладывается умение ставить
и перспективные цели, связанные с приближающимся
этапом социального и профессионального
самоопределения.
В старшем школьном
возрасте возникает потребность и возможности
совершенствования своей учебной деятельности,
что проявляется в стремлении к самообразованию,
выходу за пределы школьной программы.
Учебные действия могут перерастать в
методы научного познания, способствуя
сознанию учебной деятельности с элементами
исследовательской. Ориентировочные и
исполнительные учебные действия могут
исполняться не только на репродуктивном
но и на продуктивном уровне. Особую роль
приобретает овладение контрольно-оценочными
действиями до начала работы в форме прогнозируемой
самооценки, планируемого самоконтроля
своей учебной работы и на этой основе
— приемов самообразования.
Ряд укрепленных учебных действий, действий
контроля и оценки может продвинуться
на уровень "автоматического" выполнения,
перейти в привычки, являющиеся основой
культуры умственного труда, залогом дальнейшего
непрерывного самообразования.
В старшем школьном возрасте широкие
познавательные мотивы укрепляются за
счет того, что интерес к знаниям затрагивает
закономерности учебного предмета и основы
наук. Учебно-познавательный мотив (интерес
к способам добывания знаний) совершенствуется
как интерес к методам теоретического
и творческого мышления (участие в школьных
научных обществах, применение исследовательских
методов на уроке). Мотивы самообразовательной
деятельности в этом возрасте связываются
с более далекими целями, жизненными перспективами
выбора профессии.
Складывается четко выраженный интерес
к рациональной организации умственного
труда, а также стремление к анализу индивидуального
стиля своей учебной деятельности, определение
слабых и сильных сторон своей учебной
работы.
В этом возрасте укрепляются широкие
социальные мотивы гражданского долга,
отдача обществу. Социально-позиционные
мотивы становятся более дифференцированными
и действенными за счет расширения деловых
контактов школьников со сверстниками
и учителями. При благоприятных условиях
воспитания упрочивается структура мотивационной
сферы, возрастает сбалансированность
между отдельными побуждениями.
Происходит побуждение новых мотивов
профессионального и жизненного самоопределения.
Развитие целеполагания в этом возрасте
выражается в том, что старшеклассник
при постановке системы целей учится исходить
из планов своего индивидуального самоопределения,
а также социальной значимости целей,
предвидению социальных последствий своих
поступков. Возрастает умение оценить
реалистичность целей, складывается стремление
к активному апробированию разных целей
в ходе активных действий, что прямо связано
с процессом жизненного самоопределения.