Мозговая организация речевых функций (центральный отдел речевого аппарата)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 23:06, реферат

Описание

Нет более совершенного психофизиологического инструмента, чем речь, которую люди используют для обмена мыслями, сообщениями, приказами, переживаниями и т.п.
По определению речь - это исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков. У каждого участника речевого общения механизм речи обязательно включает три основных звена: восприятие речи, ее продуцирование и центральное звено, именуемое “внутренней речью”.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………………3
II. Мозговая организация речевых функций…………………..4
III. Заключение………………………………………………………………….7
IV. Список литературы………………………………………………………8

Работа состоит из  1 файл

реферат клинич особен. реч нар.docx

— 170.03 Кб (Скачать документ)

                 Московский государственный областной университет 
 
 
 
 
 
 

            Реферат по дисциплине: «Клинические особенности

                                               речевых  нарушений»

            Тема: « Мозговая организация речевых функций (центральный  

                                              отдел  речевого  аппарата)» 
 

                                                  

                          Студентка факультета

                                                                     «Специальная педагогика и психология»,

                                                                                            Специальность «Логопедия»

                                                                                                                                24 группа

                                                                               Головченко Наталья Александровна

                                                                                                      Проверила: Шилова Е.А 
 

                                                     Москва 2011

                                           Содержание: 

    1. Введение………………………………………………………………………3
    2. Мозговая организация речевых функций…………………..4
    3. Заключение………………………………………………………………….7
    4. Список литературы………………………………………………………8
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   Введение

      Нет более совершенного психофизиологического инструмента,  чем речь, которую люди используют для  обмена  мыслями,  сообщениями, приказами, переживаниями и т.п.

       По  определению речь - это исторически  сложившаяся форма общения людей  с помощью звуковых и зрительных знаков. У каждого  участника речевого общения механизм речи обязательно  включает три основных   звена:  восприятие речи, ее продуцирование и  центральное  звено,  именуемое  “внутренней речью”. Таким образом речь является разноэлементным и многозвенным психофизиологическим процессом. Этот  процесс основан на работе  различных анализаторов  (слухового,  зрительного, тактильного и двигательного), с помощью которых происходит  опознание и порождение речевых сигналов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            

              Мозговая организация речевых функций

      Мозговая  организация — системная организация  структур мозга, участвующих в реализации речевой деятельности. Выделение  центров речи привело к представлению  об узком локальном представительстве  речевой функции. Вербальную деятельность представляли как взаимосвязь центров  восприятия речи (Вернике) и ее воспроизводства (Брока) и локализовали у правшей исключительно в левом полушарии. Работами А.Р. Лурия было показано, что при различных по локализации мозговых поражениях нарушается сложная структура речевой деятельности. Характер нарушений зависит от того, какая структура мозга повреждена.

                                      

       Речь, согласно современным представлениям — системный процесс, происходящий с участием различных отделов  мозга. Важную роль в восприятии слышимой речи играют вторичные отделы слуховой коры левого полушария, которые воспринимают элементарные коды слов — фонемы. Различение фонем (фонемический слух) страдает при поражении этих структур, понимание точного значения слов становится невозможным.

       Понимание смысла слов, особенно в зависимости  от контекста (в предложении), и целостного речевого высказывания (семантический  анализ), страдает при поражении  глубоких отделов левой височной доли, ответственной за слухо-речевую память и заднеассоциативных областей, включая центр Вернике, где интегрируются элементы речевой структуры в смысловую схему.

       При сохранности этих структур и нарушении  лобных отделов, с которыми связаны  программирование действий, активный поиск информации, анализ наиболее существенных элементов содержания сложных развернутых высказываний, их понимание становится невозможным.

       Сложноорганизованной  является и система называния  предметов в устной речи. Непосредственно  реализация устной речи происходит с  участием нижних отделов премоторной области левого полушария, где локализован центр Брока. Нарушения в этой области приводят к застреванию на каком-нибудь слоге, перестановке букв, многократном повторении предыдущей артикуляции. Вместе с тем реализация устной речи происходит с участием других структур мозга. Называние предмета требует перекодировки зрительного образа в его звуковой эквивалент. Эта операция связана с теменно-затылочными отделами мозга. Другим важным условием адекватного называния предмета является сохранность акустической структуры слова, что является функцией левой височной области. Нарушение называния может быть связано и с более сложными мозговыми процессами — необходимость единственно правильного называния предмета требует торможения всех побочных альтернатив, что включает лобную кору, управляющей всей активирующей системой мозга.

       Роль  лобной коры особенно велика в воплощении замысла и намерения речевого высказывания в устную словесную  форму. При лобном синдроме (повреждение  лобных областей) отсутствует самостоятельно возникающее высказывание (речевая  инициатива). Больные в диалоге  ограничиваются пассивными и односложными повторениями.

       В последнее время была выявлена важная роль в речевых процессах так  называемой дополнительной моторной области, расположенной кпереди от центральной (Роландовой) борозды и являющейся частью лобных долей мозга. У больных с поражением этой области нарушается ритм речи, интонация. Существенно страдает грамматический порядок слов — больные пропускают союзы, местоимения, затрудняются в использовании глаголов. Эти нарушения затрагивают как произносимую, так и слышимую речь.

       Необходимо  подчеркнуть, что, несмотря на то, что  основные речевые центры расположены  в левом полушарии, правое тоже вовлекается  в речевую функцию.

       При поражении правого полушария  страдают интонационные компоненты речи, нелингвистические компоненты речи — интонация, параметры основного  тона (высота, громкость), эмоциональная  окраска. Структуры, управляющие голосовыми реакциями, тесно связаны на разных уровнях с лимбической системой мозга, что и привносит в звучащую речь эмоциональный компонент. Правое полушарие ответственно и за зрительно-пространственный анализ вербального материала.

       Показано  участие в речевой деятельности глубинных структур мозга. При исследовании нейронной активности таламуса у  человека обнаружены нейроны, изменяющие конфигурацию и частоту разряда  при предъявлении речевых стимулов. Поражение таламических структур приводит к нарушению разных аспектов речевой  деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       

                   Заключение

      Речь  интересна для изучения со многих сторон: например, как устройство, порождающее физические звуки, а также воспринимающее и дифференцирующее их; или как некоторый аппарат, переводящий смысл в слова. Причем этот аппарат находится в тесной связи с сознанием и эмоциями человека; важной его особенностью является наличие в нем языковой системы, производимой сообществом людей и индивидуально усвоенной и используемой каждым человеком.

Без речи нет общества. Речь очень важна в жизни человека, особенно она важна для человека, как члена общества. Благодаря  речи современный мир и существует в таком развитом виде. Благодаря  речи происходит передача опыта, накопленного всем человечеством за всю его  историю младшему поколению.

Зная механизмы  речи, можно понять причины нарушения  функции речи, найти источник заболевания  и успешно лечить расстройство речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        

                Список литературы:

1. Аминев Г.А. Вероятная организация центральных механизмов речи. Казань: Казан. ун-т, 1972.  

2. Бабский Е.Б., Зубков  А.А. и др. Физиология человека. Москва, 1966 –655с.

3. Бехтерева Н.П.  Здоровый и больной мозг человека. Ленинград, «Наука», 1980 – 208с.

4. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Ленинград: Наука, 1987 – 218с.

5. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973. — С. 374.

6. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. Москва: Наука. 1985 ­­– 200с.

Информация о работе Мозговая организация речевых функций (центральный отдел речевого аппарата)