Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 23:06, реферат
Нет более совершенного психофизиологического инструмента, чем речь, которую люди используют для обмена мыслями, сообщениями, приказами, переживаниями и т.п.
По определению речь - это исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков. У каждого участника речевого общения механизм речи обязательно включает три основных звена: восприятие речи, ее продуцирование и центральное звено, именуемое “внутренней речью”.
I. Введение………………………………………………………………………3
II. Мозговая организация речевых функций…………………..4
III. Заключение………………………………………………………………….7
IV. Список литературы………………………………………………………8
Московский государственный областной
университет
Реферат по дисциплине: «Клинические особенности
Тема: « Мозговая организация речевых функций (центральный
Студентка факультета
Введение
Нет более совершенного психофизиологического инструмента, чем речь, которую люди используют для обмена мыслями, сообщениями, приказами, переживаниями и т.п.
По
определению речь - это исторически
сложившаяся форма общения
Мозговая организация речевых функций
Мозговая
организация — системная
Речь, согласно современным представлениям — системный процесс, происходящий с участием различных отделов мозга. Важную роль в восприятии слышимой речи играют вторичные отделы слуховой коры левого полушария, которые воспринимают элементарные коды слов — фонемы. Различение фонем (фонемический слух) страдает при поражении этих структур, понимание точного значения слов становится невозможным.
Понимание смысла слов, особенно в зависимости от контекста (в предложении), и целостного речевого высказывания (семантический анализ), страдает при поражении глубоких отделов левой височной доли, ответственной за слухо-речевую память и заднеассоциативных областей, включая центр Вернике, где интегрируются элементы речевой структуры в смысловую схему.
При
сохранности этих структур и нарушении
лобных отделов, с которыми связаны
программирование действий, активный
поиск информации, анализ наиболее
существенных элементов содержания
сложных развернутых
Сложноорганизованной является и система называния предметов в устной речи. Непосредственно реализация устной речи происходит с участием нижних отделов премоторной области левого полушария, где локализован центр Брока. Нарушения в этой области приводят к застреванию на каком-нибудь слоге, перестановке букв, многократном повторении предыдущей артикуляции. Вместе с тем реализация устной речи происходит с участием других структур мозга. Называние предмета требует перекодировки зрительного образа в его звуковой эквивалент. Эта операция связана с теменно-затылочными отделами мозга. Другим важным условием адекватного называния предмета является сохранность акустической структуры слова, что является функцией левой височной области. Нарушение называния может быть связано и с более сложными мозговыми процессами — необходимость единственно правильного называния предмета требует торможения всех побочных альтернатив, что включает лобную кору, управляющей всей активирующей системой мозга.
Роль лобной коры особенно велика в воплощении замысла и намерения речевого высказывания в устную словесную форму. При лобном синдроме (повреждение лобных областей) отсутствует самостоятельно возникающее высказывание (речевая инициатива). Больные в диалоге ограничиваются пассивными и односложными повторениями.
В последнее время была выявлена важная роль в речевых процессах так называемой дополнительной моторной области, расположенной кпереди от центральной (Роландовой) борозды и являющейся частью лобных долей мозга. У больных с поражением этой области нарушается ритм речи, интонация. Существенно страдает грамматический порядок слов — больные пропускают союзы, местоимения, затрудняются в использовании глаголов. Эти нарушения затрагивают как произносимую, так и слышимую речь.
Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то, что основные речевые центры расположены в левом полушарии, правое тоже вовлекается в речевую функцию.
При поражении правого полушария страдают интонационные компоненты речи, нелингвистические компоненты речи — интонация, параметры основного тона (высота, громкость), эмоциональная окраска. Структуры, управляющие голосовыми реакциями, тесно связаны на разных уровнях с лимбической системой мозга, что и привносит в звучащую речь эмоциональный компонент. Правое полушарие ответственно и за зрительно-пространственный анализ вербального материала.
Показано
участие в речевой деятельности
глубинных структур мозга. При исследовании
нейронной активности таламуса у
человека обнаружены нейроны, изменяющие
конфигурацию и частоту разряда
при предъявлении речевых стимулов.
Поражение таламических структур приводит
к нарушению разных аспектов речевой
деятельности.
Заключение
Речь интересна для изучения со многих сторон: например, как устройство, порождающее физические звуки, а также воспринимающее и дифференцирующее их; или как некоторый аппарат, переводящий смысл в слова. Причем этот аппарат находится в тесной связи с сознанием и эмоциями человека; важной его особенностью является наличие в нем языковой системы, производимой сообществом людей и индивидуально усвоенной и используемой каждым человеком.
Без речи нет общества. Речь очень важна в жизни человека, особенно она важна для человека, как члена общества. Благодаря речи современный мир и существует в таком развитом виде. Благодаря речи происходит передача опыта, накопленного всем человечеством за всю его историю младшему поколению.
Зная механизмы
речи, можно понять причины нарушения
функции речи, найти источник заболевания
и успешно лечить расстройство речи.
Список литературы:
1. Аминев Г.А. Вероятная организация центральных механизмов речи. Казань: Казан. ун-т, 1972.
2. Бабский Е.Б., Зубков А.А. и др. Физиология человека. Москва, 1966 –655с.
3. Бехтерева Н.П.
Здоровый и больной мозг
4. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Ленинград: Наука, 1987 – 218с.
5. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973. — С. 374.
6. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. Москва: Наука. 1985 – 200с.
Информация о работе Мозговая организация речевых функций (центральный отдел речевого аппарата)