В ходе профессионального становления
изменяется роль и место индивидуально-психофизиологических,
природных особенностей в структуре
профпригодности. На ранних этапах овладения
профессией индивидуальные особенности
не имеют принципиального значения, поскольку
требования к эффективности и качеству
труда невелики. Однако в дальнейшем они
ужесточаются и соответствовать им могут
лишь те, кто в наибольшей степени использует
свой природный потенциал.
Заключение
Уровень достижений в профессии
с относительно богатым содержанием
(врача) оказывает огромное формирующее
влияние на личность. Он является одним
из важнейших условий успешного
профессионального самоопределения
в данном типе профессий. Личностные
особенности, профессиональное самосознание
тех. кто успешно овладел профессией, и
тех. кто столкнулся с непреодолимыми
трудностями, существенно различаются.
Для первых профессия становится "окном
в мир", узелком, связывающим его с другими
людьми, сообществом профессионалов и
обществом в целом, способом самоутверждения
и самореализации. Для последних - профессия
лишь необходимое условие поддержания
жизнедеятельности, условие выживания
- деятельность, не приносящая радости
и удовлетворения. Им свойственны неадекватная
самооценка и низкий уровень притязаний
в профессии. Профессионалы, достигшие
социально-признанного успеха в своей
деятельности, существенно отличаются
по личностным особенностям от тех, кто
столкнулся с непреодолимыми, по их убеждению,
трудностями в овладении профессиональным
мастерством. У последних часто проявляются
различные формы психологической защиты
- обесценивание профессии, выдвижение
на первый план интересов, не связанных
с профессиональной деятельностью, состояние
фрустрации. Формирование личности как
фактор профессионального самоопределению
во многом зависит от уровня сложившихся
в коллективе межличностных отношений
и социальным статусом работника. Особенно
ярко это выявляется в профессиях, где
стратегия профессиональной деятельности,
ее процесс и результаты прямо зависят
от слаженных действий и взаимозаменяемости
членов коллектива.
Список литературы
1.
Психофизиологические основы профессиональной
пригодности и личная перспектива
(в соавт. с К.М. Гуревичем
и А.И. Сухаревой) // Материалы
4 Всесоюзного съезда Общества Психологов
СССР, Тбилиси, 1971. - 0.06 п. л.
2.
Применение тестов как критерия развития
некоторых профессионально важных психофизиологических
функций ткачих коврового производства
// Новые исследования в психологии и возрастной
физиологии. № 2. 1972. - 0.3 п. л.
3.
Нужен ли профотбор для массовых
профессий? (в соавт. с А.И. Сухаревой,
Л.В. Солдатовой) // Профтехобразование.
№ 11, 1972. - 0.4 п. л.
4.
Соотношение психофизиологических
компонентов профпригодности и
эффективности труда ткачих. // Вопросы
психологии, № 3. 1973. - 0.5 п.л.
5.
Формирование профессиональной
пригодности ткачих коврового
производства. // Материалы конференции
"Профподбор и профориентация
как важнейшие элементы научной
организации труда". М., 1973. - 0.3
п. л.
6.
Психологическое содержание труда
и формирование профессиональной
пригодности ткачих коврового
производства. // Психофизиологические
вопросы становления профессионала.
М.. 1974. Вып.1. - 0.7 п.л.
7.
Формирование профессионального
восприятия ткачих (в соавт. с Г.П. Логиновой)
// Новые исследования в психологии и возрастной
физиологии. № 1. 1974. -0.2 п. л.
8.
Диагносцирование индивидуальных вариант
формирования профессионально важных
психофизиологических качеств ткачих
// Материалы всесоюзной конференции по
психологической диагностике. Таллин.
1974. - 0.09 п. л.
9.
Проявление свойства лабильности нервной
системы в формировании профессиональных
качеств ткачих // Материалы симпозиума
"Дифференциальная психофизиология
и ее генетические аспекты". Пермь. 1975.
- 0.08 п.л.
10.
О применении социально-психологических
методик в изучении становления
профессионала //Психологическая
диагностика, ее проблемы и
методы. М.. 1975. - 0,75 п.л.
11.
Индивидуальное своеобразие становления
профессионала // Психофизиологические
вопросы становления профессионала. М.,
1976. Вып. 2. - 0.6 п. л.
12.
О некоторых аспектах формирования
личности профессионала // Проблема
деятельности в советской психологии.
М., 1976. - 0,3 п. л.
13.
Выпускник приходит на работу
// Семья и школа, N 6. 1977. - 0.3 п.л.
14.
Психологические аспекты формирования
личности передового советского
рабочего // Вопросы психологии, №
6, 1977. - 0.4 п.л.
15.
Методы психологической работы
на предприятии // Психолог на
предприятии. М., 1978. – 0.65 п.л.
16.Состояние
физиологических функций организма прядильщиц
в процессе профессионального труда при
различном уровне взаимоотношений в производственных
бригадах (в соавт. с А.В.Колесниковой)
//Материалы 8-ой Всесоюзной конференции
по физиологии труда Ленинград. 1978. - 0.06
п.л.
17.
Раскрытие творческих возможностей
человека в трудовой деятельности
// Психолог на предприятии. М..
1979. - 0.3 п.л.
18.
Применение тестов специальных
способностей и тестов достижений
для диагностики профпригодности
(на словацком языке) // Психодиагностика
(материалы 5 конференции по психодиагностике).
Братислава. 1980. - 0,3 п. л.
19.
Диагностирование специальных способностей
и профессиональных достижений //
Психологическая диагностика. М..
1981. - 1 п.л.