Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:51, методичка
Цель:
Формирование знаний о природе, полезных ископаемых Казахстана, знакомство с деятельностью и достижениями Ы.Алтынсарина,
воспитывать осознание причастности к судьбе своего государства,
формировать чувства патриотизма, ответственности,
развивать навыки критического мышления, коммуникативные навыки и навыки публичного выступления.
оборудование: листы, "Дерево Казахстана", презентации.
Рассказы по истории Казахстана (5 класс)
Урок 10. Тема: "Наша Родина - Казахстан"
Цель:
оборудование: листы, "Дерево Казахстана", презентации.
Ход урока:
1. Разминка
Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнем урок, давайте встанем в круг и проведем разминку. Внимательно слушайте мои слова и если вы с ними согласны, то выполняйте определенные действия.
А теперь можете пройти на свои места.
2. Упражнение " Ассоциации".
Учитель: Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова "Республика Казахстан"? Напишите на листочках три слова, которые ассоциируются у вас с этими словами.
Учащиеся называют свои ассоциации и приклеивают свои листочки к "Дереву Казахстана".
Учитель: Тема нашего урока сегодня – «Наша Родина - Казахстан». Мы с вами сегодня познакомимся с природой Казахстана, с богатством ее недр. Давайте вспомним, какой юбилей в этом году отмечает наша родина? Правильно, 21-летие независимости. А сейчас приступим к работе. Вам предстоит работа в группах, где вы должны будете помогать друг другу, выполняя задания.
Каждой группе достается одна из тем, которую нужно проработать и составить кластер. Затем по кластеру нужно будет рассказать о своей теме для того чтобы участники других групп с ней познакомились. В кластере нужно записать самое основное.
3. Работа в группах.
1 группа – Горная система Казахстана
2 группа – Озеро-речная система и природа Казахстана
3 группа – полезные ископаемые Казахстана.
Представление кластера.
Но не только природой и полезными ископаемыми богата казахстанская земля. Богата она и людьми. В этом году празднуется 171-летие казахского ученого, просветителя, писателя Ы.Алтынсарина. Сейчас вы прочитаете текст об Ыбрае Алтынсарине. Какая-то информация вам возможно уже знакома, поэтому рядом с такими предложениями вы поставите галочку – «v», а рядом с той информацией, которую вы не знали, только что прочли, вы ставите «+». Если вы думали иначе, ставите «-» , а если хотите что-то уточнить, то знак вопроса «?».
Чтение с пометками
«Ыбырай Алтынсарин».
Ыбрай Алтынсарин
Ыбрай Алтынсарин – ученый-просветитель, педагог, писатель, ученый, основоположник казахской детской литературы и женского образования в Казахстане. Родился в 1841 году в Костанайской области, в местности Торгай.
В 1857 году окончил школу с золотой медалью. В школе он в совершенстве овладел русским, арабским, татарским и персидским языками. Работал переводчиком, затем учителем в казахской школе. В 1879 году Ыбрай стал инспектором торгайских школ. В это же году была напечатана его первая книга «Казахская хрестоматия».
В 1887 году под его руководством была открыта первая школа для девочек в Иргизе.
Ы. Алтынсарин писал рассказы, сказки для казахских детей, переводил детские книжки с русского на казахский.
Ы. Алтынсарин внес огромный вклад в развитие народного образования.
- Какая информация была вам знакомой, а где вы узнали об этом? Какая информация была незнакома? Что вы хотите узнать, уточнить?
Оказывается, вы много знаете об Алтынсарине, молодцы, а сегодня узнали еще больше. Сейчас вам предстоит выполнить задания, но прежде чем их начать давайте немного разомнемся, чтоб выполнять задания было полегче.
Физминутка: Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три
кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
А сейчас посмотрим, насколько хорошо вы запомнили полученные сведения о Казахстане и Ыбрае Алтынсарине. Я вам раздаю задания, работаем по-прежнему в группах. Если кто-то из участников группы затрудняется, то можно ему немного помочь. Задания выполняется на розданных листочках.
Задания:
1. Допишите пропущенные слова:
Горы занимают ______ процентов территории Казахстана. Самая высокая точка Казахстана – это пик ___________________. Горная система Алтай делится на __________Алтай и ________ Алтай. В Казахстане также расположены _________________ горы, горная система ____________, горы ________________.
2. Ответьте на тестовые вопросы, отметив правильный вопрос:
1) Одна из самых крупных рек в Казахстане – это:
А) Арал,
Б) Иртыш,
В) Волга.
2) Где используется сильное и быстрое течение горных рек?
А) на гидроэлектростанциях,
Б) на рудниках,
В) для перевозки грузов.
3) Сколько озер насчитывается в Казахстане?
А) более 20 тысяч,
Б) более 32 тысяч,
В) более 48 тысяч.
4. Какие животные обитают в Казахстане?
А) сайгаки, архары, слоны,
Б) косули, кенгуру, белки,
В) кабаны, сайгаки, архары.
3. Соотнесите правильно (стрелочками):
Медь |
Экибастуз | |
Железо |
Западный Казахстан | |
Нефть |
Жезказган | |
Уголь |
Темиртау |
4. Исправьте ошибки в тексте:
Ибрагим Алтынсарин – ученый-просветитель, педагог, музыкант. Родился в 1856 году в Костанайской области, в местности Торгай. В школе он в совершенстве овладел русским, китайским, татарским и персидским языками. В 1887 году под его руководством была открыта первая школа для мальчиков в Иргизе. Ы. Алтынсарин писал рассказы, сказки для казахских детей, переводил детские книжки с немецкого на казахский.
(Абай, писатель, 1841, арабским, девочек, русского)
Работа на местах, после выполнения – обмен листочками по кругу, совместное выполнение у доски, проверка заданий соседа.
Молодцы ребята. Справились с заданием.
Сегодня мы с вами познакомились с природой, полезными ископаемыми, узнали много нового об Ыбрае Алтынсарине. Все хорошо потрудились. А теперь запишите домашнее задание: параграф 10, читать, пересказывать и написать сочинение-миниатюру «Моя родина - Казахстан»
Сочинение-миниатюра или рисунок "Каким я вижу Казахстан через 10 лет?".
Учитель: Итак, мы представили свою страну. А теперь давайте помечтаем, какой будет наша страна через 10 лет.
7. Рефлексия.
А теперь я хочу узнать, понравился вам урок или нет. Я вам предлагаю выразить это с помощью смайлика. Возьмите у меня листочек и нарисуйте смайлик.
Если понравился урок - J
Если был нормальный - -
Если был не интересный, не понравился - L