Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:53, реферат
Существуют разные точки зрения по данному вопросу. Некоторые считают, что методы Макаренко полностью устарели. Другие считаю, что наоборот, нужно в полной мере использовать методы воспитания и обучения учащихся, и что их очень не хватает современной школе. Есть и такие, которые считаю, что некоторые методы уже полностью не применимы в нашей действительности, но некоторые методы вполне и сейчас действуют и применимы в наше время. Некоторые даже «доказывают», что Макаренко устарел, и удивляются: какие еще могут быть сомнения в этом?
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Эссе № 14
Не устарел ли Макаренко?
Выполнила:
Олендская А.В.
2013 год
Не устарел ли Макаренко?
Существуют разные точки зрения по данному вопросу. Некоторые считают, что методы Макаренко полностью устарели. Другие считаю, что наоборот, нужно в полной мере использовать методы воспитания и обучения учащихся, и что их очень не хватает современной школе. Есть и такие, которые считаю, что некоторые методы уже полностью не применимы в нашей действительности, но некоторые методы вполне и сейчас действуют и применимы в наше время. Некоторые даже «доказывают», что Макаренко устарел, и удивляются: какие еще могут быть сомнения в этом?
Вспомнилась статья, которую «гуманист» Макаренко привел в своей лекции «Методы воспитания»: «Ведь учат врача производить трепанацию черепа. В наших условиях, может быть, будут учить педагога, как такую «трепанацию» производить».
Раскрываем 5-й том сочинений Макаренко (1958 года издания!). Из контекста следует, что в коммуне имени Дзержинского воспитывался беспризорный мальчик по фамилии Терентюк. На сцене коммунарского театра он проявил незаурядный актерский талант. Как пишет Антон Семенович, «талант очень редкой наполненности комика, чрезвычайно тонкого, остроумного, обладающего прекрасными голосовыми связками, богатейшей мимикой, умного такого комика».
И сам Антон Семенович, и вся коммуна не сомневались, что Терентюк выберет профессию актера. Но случилось непредвиденное. В те годы самой модной и престижной была профессия инженера, а Терентюк, на беду, был круглым отличником и, несмотря на советы и уговоры, поступил в технологический институт, понадеявшись, вероятно, на то, что круглому отличнику любое образовательное море по колено.
Удрученный таким решением одного из лучших и умных воспитанников, Антон Семенович пишет: «И вот он ушел в технологический институт при моем глубочайшем убеждении, что мы теряем прекрасного актера. Я сдался, я не имею права, в конце концов, совершать такую ломку...»
Прошло полгода. Прогноз Антона Семеновича (если Терентюк и станет инженером, то очень посредственным) подтверждался у всех на глазах. Парня надо было срочно спасать от катастрофы на всю жизнь. И вот тут Антон Семенович не выдерживает: «Я подумал-подумал и решился — вызвал его на собрание коммунаров, говорю, что вношу жалобу на Терентюка: он не подчинился дисциплине и ушел в технологический вуз. На общем собрании говорят: «Как тебе не стыдно, тебе говорят, а ты не подчиняешься». Постановили: «Отчислить его из технологического института и определить в театральный техникум» (коллектив «подавил» личность. — Авт.). Он ходил очень грустный, но не подчиниться коллективу не мог, — он получал стипендию (100 рублей от коммуны — добавка к государственной стипендии. — Авт.), общежитие в коллективе. И сейчас он прекрасный актер, уже играет в одном из лучших дальневосточных театров, в два года он проделал путь, который люди делают в 10 лет. И сейчас он мне очень благодарен».
Минули годы. Терентюк с успехом играет в театре. Но Антона Семеновича по-прежнему терзают сомнения. Он снова и снова возвращается к этому случаю и честно признается, что обосновать свое решение как педагогический закон ему не удалось и что он не знает, может ли такой закон быть или не может: «Но все-таки, если бы теперь передо мной стояла такая задача, я бы боялся ее решить, — кто его знает, какое я имею право произвести насилие? Вот право производить такую ломку — вопрос для меня не решенный. Перед каждым педагогом такой вопрос будет вставать — имеет ли право педагог вмешиваться в движение характера и направлять туда, куда надо, или он должен пассивно следовать за этим характером? Я считаю, что вопрос должен быть решен так: имеет право. Но как это сделать? В каждом отдельном случае это надо решать индивидуально, потому что одно дело — иметь право, а другое дело — уметь это сделать. Это две различные проблемы.»
А. Евтушенко писал, что, принимая столь ответственное решение, общее собрание и Антон Семенович не ошиблись. Дмитрий Филиппович Терентюк стал на самом деле замечательным актером. Только за три года он сыграл на сцене театра в городе Энгельсе около дюжины сложных ролей. Тут и Оргон в «Тартюфе», и Никита во «Власти тьмы», и Павел Петрович в «Сонете Петрарки». Товарищи по работе восхищались Терентюком и вслух, и втайне, но он никогда не был доволен собой.
Вопрос, конечно, спорный. Верно ли поступил Антон Семенович или нет? В данной ситуации с данный человеком, скорее всего верно. Но все же не стоит современным педагогам так резко вторгаться в судьбы учащихся и решать за них. Мое мнение, педагог должен направлять желания учащихся в правильное для них же русло, но не в коем случае не давить и не заставлять.
И все же, хоть и существуют критики методов Макаренко, большинство совершенно справедливо считают: Макаренко был величайшим гуманистом и, конечно же, гениальным педагогом. Полноправным и полномасштабным преемником титанов научной, природосообразной педагогики — Коменского, Локка, Песталоцци, Дистервега и Ушинского. Но, на мой взгляд, это его не единственная и даже не главная историческая заслуга. Одна из главных заслуг, состоит в том, что в колонии имени Горького и особенно в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского он осуществил грандиозный социальный эксперимент, создал - на все времена - общечеловеческую модель совершенного общественного устройства. Модель, в которой главным действующим персонажем является вовсе не коллектив, как многие привыкли думать, а отдельно взятый человек со всеми его врожденными потребностями и врожденными способностями. Что, несомненно, является современной позицией обучения в настоящее время.
Безусловно, идеологическая подоплека Макаренко устарела, так как обстановка того времени специфична. Ведь в его работах то и дело мелькают такие словосочетания, как «коммунистическое воспитание», «марксистское мировоззрение», «мудрые указания Сталина» и т.п. Но нужно, просто читая его методики и принципы взять, и вычеркнул все эти «словосочетания». И тогда все эти методы и законы будут актуальны в нашей современности.
Подводя итоги, хочется отметить, что является наиболее актуальным из учений Макаренко.
Для практики:
Все это связано с личностым развитием ребенка.
Для теории:
Список литературы: