Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:43, курсовая работа
1.1 Семья во все времена находилась в центре внимания общественности. Особое внимание заслуживает положение в нашем обществе неполных семей. Неполная семья- это один из основных социально-демографических типов современной семьи. Неполная семья - это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать –
Глава 1. Неполная семья: определение, виды.
1.1 Семья во все времена находилась в центре внимания общественности. Особое внимание заслуживает положение в нашем обществе неполных семей. Неполная семья- это один из основных социально-демографических типов современной семьи. Неполная семья - это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать – отец - ребенок , группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполные семьи - сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную тенденцию к росту. Причины, по которым кто-то из родителей (в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, могут быть самыми разными. Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:
- изменение
моральных норм в области взаимоотношений
полов;
- распространение добрачных связей;
- изменение традиционных ролей (семейных)
мужчины и женщины;
- утрата семьей своей производственной
функции;
- неподготовленность молодежи к браку;
- завышенные требования по отношению
к брачному партнеру;
- алкоголизм и наркомания. Выделяют несколько
источников формирования неполных семей.
Наиболее массовый из них связан с распадом
семьи вследствие развода супругов. Накопленная
исследователями социологическая информация
свидетельствует о том, что наиболее распространенными
причинами разводов являются алкоголизм,
несхожесть характеров, измена или создание
другой семьи. Обращает на себя внимание
тот факт, что в подавляющем большинстве
случаев инициатором развода выступает
женщина. Что касается ранних браков, то
они оказываются менее жизнестойкими,
чем обычные. Этот процесс, несомненно,
стимулируется социальной и гражданской
незрелостью супругов, их безответственным,
легкомысленным отношением к семье, а
также увеличением числа вынужденных
браков, вследствие беременности и рождения
ребенка. Формированию неполных семей
в значительной мере также способствует
наблюдаемый в последнее десятилетие
непропорциональный рост смертности мужчин
в трудоспособном возрасте от неестественных
причин (отравление, производственных
травмы, военные действия и т. д.).
Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе. Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей.
Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным. Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.
1.2 Виды неполных семей.
Именно
семья оказывает решающее влияние
на развитие личности, закладывает
фундамент важнейших
Несомненно, каждая из этих точек зрения в одинаковой степени может быть принята или опровергнута.
2.2. Есть несколько причин, по которым образуется неполная семья:
2.3. В связи с этим выделяют следующие разновидности неполных семей:
2.4. В зависимости от того, кто занимается воспитанием ребенка, выделяют следующие семьи:
Глава
2. Проблема неполных
семей.
Проблема неполной семьи в том, что ребенку трудно создать целостное
представление о мужчинах и женщинах. Оставшемуся же родителю нетрудно создать у него негативное представление об отсутствующем родителе, особенно если расставание было связано с разводом, уходом или чем-то, причиняющим сильную боль. Женщина, остающаяся с детьми без мужа, должна очень постараться, чтобы ее ребенок не подумал, что "все мужчины плохие".
Мальчик, который это слышит, с трудом поверит, что быть мужчиной хорошо. А если он не чувствует, что это хорошо, то, как же он может почувствовать, что он сам хороший?
Женщина может иметь весьма одностороннее представление о том, что из
себя представляют мужчины. И это усложняет ее взаимоотношения с ними. В то же время мать невольно может взвалить на старшего сына роль мужа, лишая его, таким образом, сыновней позиции.
Другой тип семей, где отцы являются единственными родителями,
становится
все более распространенным. Если
отец чувствует, что не может
полностью удовлетворить все потребности
своих детей, он может пригласить
домашнюю работницу для помощи по дому
и присмотру за детьми. Но может
ли она удовлетворить потребность ребенка
в материнской ласке? Многое
зависит от ее личных качеств, от отношения
отца к детям и от них самих.
Подобная ситуация очень
понимания со стороны каждого ее участника. Наконец, поскольку дети в
неполной семье не могут наблюдать отношения между мужчинами и женщинами, то они вырастают, не имея целостной модели этих отношений.
Однако все эти проблемы разрешимы. Женщина-мать вполне может иметь
адекватную,
принимающую установку по отношению
к мужчинам и быть достаточно
зрелой, чтобы не создавать у детей
негативного представления о них.
Она может помочь своим детям установить
добрые и близкие отношения с взрослыми
мужчинами, которых она знает и уважает.
Это могут быть ее родители, друзья
ее мужа или ее собственные друзья.
Прежде чем предложить ребенку
роль помощника в семье, мать объяснит
ему, что быть ответственным
за какую-то важную часть семейной
жизни совсем не значит отказаться
от своей сыновней роли. Например,
естественно, что, если мальчику семнадцать
лет, ему легче, чем матери, повесить
шторы на окна, ведь он уже достаточно
высокий, чтобы выполнить эту работу.
Вешание штор или выполнение любого
другого дела, в котором матери
требуется помощь, не означает, что сын
должен взять на себя постоянную
роль равноправного помощника.
Мальчики в неполной семье сталкиваются с серьезнейшей проблемой:
заласканные
матерью или убедившиеся в
том, что в обществе главенствуют
женщины, они начинают чувствовать, что
мужчины - ничтожество. Очень часто
мужское стремление оберегать беспомощную
мать вынуждает их отказаться
от собственной, независимой жизни. В итоге
многие мальчики остаются со своими
матерями и просто не представляют
своих собственных гетеросексуальных
влечений; или же они восстают против матери
и убегают из дома с чувством,
что все женщины - враги. Мучимые чувством
вины, они или плохо обращаются
с женщинами, или поклоняются им, часто
портя себе всю оставшуюся жизнь.
Девочка в неполной семье тоже
может получить искаженное представление
об отношениях между мужчинами
и женщинами. Ее собственная
половая идентификация может быть очень
изменчивой: она или готова на роль
прислуги - дает все и ничего не
получает, или чувствует, что может
все делать самостоятельно и быть совершенно
независимой.
2.1 Особенности воспитания детей в неполной материнской семье.
В неполной семье одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Особенно это заметно в семье разведенных супругов. Процесс воспитания и вся система отношений матери с детьми эмоционально более насыщены. При этом в поведении матери, касающемся ее взаимоотношений с ребенком, наблюдаются две крайности. Одна из них — применение жестких мер воспитательного воздействия, в первую очередь по отношению к мальчикам. Обусловливается подобное отношение, по мнению специалистов, тем, что мать ревниво относится к встречам сына с отцом, испытывает к сыну постоянное чувство эмоциональной неудовлетворенности и недовольства из-за имеющихся у мальчика нежелательных черт характера бывшего мужа. Угрозы, порицания и физические наказания матери чаще применяют к мальчикам. Сыновья нередко становятся «козлами отпущения» для снятия нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности. Это свидетельствует о нетерпимости матерей к общим с отцами чертам у детей и о предшествующих конфликтных отношениях в семье.
Вторая крайность в поведении матери после развода заключается в том, что она стремится своим влиянием компенсировать то, что, по ее мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца. Такая мать занимает опекающую, охранительную, контролирующую позицию, сдерживающую инициативу ребенка, что способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, управляемой извне, эгоистической личности.
Б.И. Кочубей выделяет несколько соблазнов, подстерегающих мать, оставшуюся без мужа. Эти соблазны приводят к ошибочному поведению матери в отношениях с детьми, что в конечном итоге вызывает разного рода деформации в их психическом и личностном развитии
Соблазн первый — жизнь для ребенка. Потеряв мужа, женщина возлагает на ребенка все свои надежды, видит в его воспитании единственный смысл и цель своей жизни. Для такой женщины не существует ни родных, ни друзей, ни личной жизни, ни досуга; все посвящено ребенку, направлено на его благополучие и гармоничное развитие. Она избегает любых изменений в своей личной жизни, опасаясь, что это может не понравиться ребенку и отвлечет ее от воспитательных задач. Формула, которой она руководствуется в своей жизни после развода: «Я не могу себе позволить...».
Все отношения матери и ребенка приобретают тревожный оттенок. Любая его неудача, любой проступок превращаются в трагедию: это угроза краха ее родительской карьеры. Ребенок не должен ничем рисковать, не должен проявлять самостоятельность, прежде всего в выборе друзей, так как это может привести его в дурную компанию, он может наделать множество непоправимых ошибок. Мать постепенно сужает не только свой круг общения, но и круг общения ребенка. В результате пара «мать — ребенок» все больше замыкается на себе, и привязанность их друг к другу с годами усиливается. Такие отношения ребенку сначала нравятся, но затем (чаще всего это происходит в раннем подростковом возрасте) он начинает чувствовать себя дискомфортно. Приходит понимание того, что мать не только пожертвовала своей жизнью ради него, но и требует, часто не осознавая этого, чтобы он отвечал ей тем же, поступаясь собственными жизненными планами и установками: он должен принести свою жизнь в жертву стареющей матери. В ее любви преобладает мотив «не отпустить!».
Рано или поздно это вызывает бунт ребенка, подростковый кризис которого протекает в этой ситуации с симптомами бурного протеста против материнской тирании, в каких бы мягких формах она ни проявлялось.
Подобная ситуация чревата серьезными последствиями как для мальчиков, так и для девочек. Молодой человек, выросший в чисто женском окружении, часто всю жизнь ищет для себя подругу, созданную по образу и подобию мамы — такую же нежную и заботливую, так же с полуслова его понимающую, опекающую, любовно контролирующую каждый его шаг. Он боится самостоятельности, к которой не приучен в материнской семье.
Девочка в поисках пути высвобождения, протестуя против материнских ограничений, против контролирующей материнской любви, имея самые неопределенные представления о мужчинах, может совершить непредсказуемые поступки.