Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:25, статья
Известно, что одним из дидактических условий мотивации учебной деятельности младших школьников является систематическая и целенаправленная ориентировка учащихся на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности. В связи с этим, проблема выбора эффективного использования педагогических приемов воспитания положительной мотивации учебной деятельности школьников является одной из наиболее актуальных в современной дидактике. Поэтому-то и целесообразно отыскивать для проведения занятий различные нетрадиционные формы работы.
Нетрадиционные формы учебных занятий как средство формирования познавательных интересов учащихся 1-й ступени
Полякова
Анна Анатольевна, замдиректора по УВР
НШ
Звягинцева Елена
Владимировна, замдиректора по НМР
Известно, что одним из дидактических условий мотивации учебной деятельности младших школьников является систематическая и целенаправленная ориентировка учащихся на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности. В связи с этим, проблема выбора эффективного использования педагогических приемов воспитания положительной мотивации учебной деятельности школьников является одной из наиболее актуальных в современной дидактике. Поэтому-то и целесообразно отыскивать для проведения занятий различные нетрадиционные формы работы.
В нашей школе № 1222 с углубленным изучением немецкого языка ЮВОУО г. Москвы на протяжении нескольких лет с учениками начальной школы проводились развивающие занятия по информатике, LEGO-конструированию и психологии. Все эти занятия были направлены на достижение единой цели – развитие познавательных возможностей детей с различными образовательными потребностями. Ведь любой учитель, а тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Умение учиться – это “новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества” (Г.А. Цукерман). И в целом проводимые занятия свои задачи выполняли успешно.
В 2006-2007 учебном году, в результате анализа проводимой с учениками младших классов работы, с целью совершенствования структуры и содержания обучения было принято решение проводить указанные занятия по следующей схеме:
При такой организации обучения достигается, во-первых, оптимальная численность группы учеников (восемь – десять человек); во-вторых, снижается общая загруженность детей во внеурочное время; в-третьих, удовлетворяется интерес детей к данным дисциплинам – а детям, как правило, эти занятия доставляют удовольствие.
Работа в системе развивающего обучения и использование групповых занятий убедили нас в том, что:
И наконец, такая система занятий снимает ряд проблем организационного характера.
На занятиях по LEGO-конструированию используются образовательные наборы конструктора LEGO и DUPLO, способствующие развитию у детей различных видов мышления.
Занятия по информатике
организованы с компьютерной поддержкой,
что позволяет пробудить
На занятиях
применяются следующие
Начиная со 2-го класса, дети учатся работать в среде Microsoft Word и “ЛогоМиры”.
Занятия по информатике с учениками младших классов носят пропедевтический характер и направлены на дальнейшее формирование навыков работы с прикладным программным обеспечением. Работа педагога облегчается тем обстоятельством, что ученики начальной школы психологически готовы к восприятию предмета: они, как правило, не испытывают страха перед компьютерной техникой и легко осваивают этот новый для себя вид деятельности. Кроме того, у многих детей компьютер ассоциируется с игрой, что позволяет усилить их учебную мотивацию.
Занятия по психологии ориентированы на формирование и развитие эмоционального интеллекта детей. В работе используется программа С.В. Кривцовой “Жизненные навыки”. Программа представляет собой сквозной курс, рассчитанный на проведение на протяжении обучения в начальной школе, и включает в себя занятия-тренинги по развитию уверенности в себе, умению вести себя в обществе, коммуникабельности, толерантности. Данная программа представлена в виде ряда последовательных занятий. Одно или несколько занятий объединены одними или несколькими практическими задачами. Занятия строятся на материале близком и доступном детям, связанном с актуальными для них проблемами. На занятиях большое внимание уделяется сохранению тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения, в раскрытии и осмыслении решаемых проблем. То, что познается детьми, проводится через эмоциональную сферу, чтобы ребенок мог почувствовать другого человека, его проблемы, откликнуться на его эмоциональное состояние, обогащая этим свою личность. Основными структурными элементами программы являются психогимнастические упражнения, этюды, беседы, игры, рисование. В результате школьники должны осознать свои ценности, испытывать меньше страхов и стрессов, научиться жить в обществе.
Психологические игры и упражнения, составляющие основу занятий, позволяют детям отвлечься от обычной школьной жизни и общаться со сверстниками и педагогом-психологом неформально. На занятиях дети играют, рисуют, слушают музыку и аудиокниги, беседуют с педагогом и друг с другом. Благодаря этому они получают новые впечатления, приобретают социальный опыт, учатся управлять своими чувствами.
Таким образом, при проведении занятий с учениками младших классов в школе № 1222 нам удалось из трех разрозненных дисциплин создать своеобразный единый предмет, в ходе которого дети получают совокупность знаний, умений и навыков для последующего облегчения их адаптации в окружающем мире: воспитание творческих навыков, подготовка к жизни в информационной среде и личностное развитие. В целом такая организация позволяет говорить об этих занятиях как о комплексе по развитию самоактуализации личности, начиная с первого класса. Несхожесть с обычными учебными уроками, раскрепощенное и свободное общение с учителем и одноклассниками создают оптимальные условия для разностороннего воспитания человека, готового к жизни в современном обществе.
Список литературы: