Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:11, контрольная работа
Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Правда увлечение это проходит в большинстве случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди. Дети одного возраста на всех континентах в своих рисунках обязательно проходят одни те же стадии: "каракули", "головоноги", "прозрачность", "добавочные носы детской логики".
Нетрадиционные методы
рисования, как средство эстетического
воспитания
Фукалова Надежда Николаевна,
воспитатель
Статья отнесена
к разделу: Работа с дошкольниками
“Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого
человека будет душа художника. Иначе говоря,
когда каждый
будет находить радость в
труде”.
Роден
Все мы в детстве
были художниками. Каждый ребенок с
двух - трех лет и до подросткового
возраста рисует грандиозные, многофигурные
со сложным переплетением сюжетов
композиции, рисует вообще все, что
слышит и знает, даже запахи. Правда
увлечение это проходит в большинстве
случаев. Верными рисованию и
живописи остаются только художественно
одаренные люди. Дети одного возраста
на всех континентах в своих рисунках
обязательно проходят одни те же стадии:
"каракули", "головоноги", "прозрачность",
"добавочные носы детской логики".
Их фантазия удивительна
схожа. Зачем и почему рисуют дети?
Это - один из путей совершенствования
организма. В начале жизни рисование
развивает зрение и умение видеть.
Ребенок усваивает понятия "вертикаль"
и "горизонталь", отсюда линейность
ранних детских рисунков. Затем он
постигает формы, свойства материалов,
постепенно осмысливает окружающее.
Происходит это быстрее, чем накопление
слов и ассоциаций, а рисование
дает возможность в образной форме
выразить то, что уже узнал малыш
и что он не всегда может выразить
словесно. Рисование не просто способствует
развитию зрения, координации движений,
речи и мышления, но и помогает ребенку
упорядочить бурно усваиваемые
знания, все более усложняющиеся
представления о мире. Почему же,
подрастая, дети перестают рисовать,
потому что большее значение приобретает
слово. Во врачебной практике существует
лечение рисованием, живописью (изотерапия).
На детей изотерапия действует особенно
успешно, потому что рисование - естественная
потребность ребенка. У него нет "комплекса
неумения".
Изобразительная деятельность
является едва ли не самым интересным
видом деятельности дошкольников. Она
позволяет ребенку отразить в
изобразительных образах свои впечатления
об окружающем, выразить свое отношение
к ним.
Вместе с тем
изобразительная деятельность имеет
неоценимое значение для всестороннего
эстетического, нравственного, трудового
и умственного развития детей. О
том, что рисование важно для
развития чувств, мышления и других
полезных качеств личности, навыков
и умений, писали многие педагоги прошлого:
Фребель, Каменский и другие. Изобразительная
деятельность не утратила своего широкого
воспитательного значения и в настоящее
время. Она является важнейшим средством
эстетического воспитания. Художники
Древней Греции считали, например, что
обучение рисованию не только необходимо
для многих практических ремесел, но и
важно для общего образования и воспитания.
В процессе изобразительной
деятельности создаются благоприятные
условия для развития эстетического
и эмоционального восприятия искусства,
которые способствуют формированию
эстетического отношения к
Наблюдение и выделение
свойств предметов, которые предстоит
передать в изображении (формы, строение,
величины, цвета, расположение в пространстве),
способствует развитию у детей чувства
формы, цвета, ритма — компонентов эстетического
чувства.
С самого детства
рисование было моим любимым занятием.
Занятия рисованием мне доставляли
много радости. Свою детскую мечту
смогла осуществить, став педагогом. В
начале моей педагогической карьеры
я видела в детских работах
одноплановость, бесцветность, отсутствие
аккуратности, одним словом, рисунки были
однообразны и бедны в цветовом решении.
Все дети любят рисовать, но творчество
не может существовать под давлением и
насилием. Ведь рисование для ребенка
- радостный, вдохновенный труд, к которому
не надо принуждать, но очень важно стимулировать
и поддерживать малыша, постепенно открывая
перед ним новые возможности изобразительной
деятельности. Я поняла, что нестандартные
подходы к организации изобразительной
деятельности удивляют и восхищают детей,
тем самым, вызывая стремление заниматься
таким интересным делом. Оригинальное
рисование раскрывает креативные возможности
ребенка, позволяет почувствовать краски,
их характер и настроение.
Начиная с раннего
возраста, я побуждаю детей к творчеству,
учу видеть мир в живых красках.
В дошкольном возрасте активно используется
игра. Вначале я с детьми обыгрываю
сюжет будущего рисунка с помощью
различных игрушек, предметов, сопровождая
рисование эмоциональным
Осваивая нетрадиционные
методы рисования, я пришла к выводу:
если тебе нравится, когда глаза
твоих детей блестят от восторга
на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое
занятие было праздником, если ты желаешь
смеяться, удивляться и общаться с
умными, творчески думающими детьми
- нужно больше с ними наблюдать,
рисовать и импровизировать. В моей
практике был случай, когда мальчик
не любил рисовать, у него часто
не получались рисунки. И мы побороли
страх на занятии по теме "Животные
на Луне". Начали рисовать от пятна
и получили очень удачный рисунок,
ребенок почувствовал себя художником.
Нетрадиционные методы рисования развивают
у детей логическое и абстрактное
мышление, фантазию, наблюдательность,
внимание и уверенность в себе.
Очень интересно
наблюдать, как дети изображают в
своих рисунках: запах, шум, дорисовывают
кляксу. Они умело импровизируют
и фантазируют, что не всегда удается
взрослым. И мне нравится, что
на таких занятиях дети учатся замечать
оттенки цветов (лист не просто желтый,
а красно-желтый, желто-оранжевый), строить
свою диалогическую и монологическую
речь. Ребенку трудно общаться, но с
помощью рисунка он передает свое
настроение и благодаря систематической
работе к концу дошкольного детства
он радует всех своими великолепными
произведениями. В своей работе я
использую многие способы нетрадиционной
техники рисования, и все пришлись
мне и детям по душе. Самым доступным
из них я считаю рисование пальчиками,
начиная с младшей группы, и печать от
руки в старшей и подготовительной группах.
Дети в восторге, когда в результате рисования
всего двумя пальцами (большим и указательным)
на зеленой лужайке появляются веселые
желтые цыплята или утята. А когда после
небольшой физминутки или игры рисунки
высохнут, и дети дорисуют недостающие
детали и перед глазами предстанет целая
картина - радости нет предела. Старшие
дети радуются не меньше малышей, когда
после того как им разрешили влезть в краску
всей ладошкой и отпечатать след, в итоге
оказывается, что этот след похож на белую
сказочную птицу, имя которой "Зима".
Разве это не чудо? Разве они не маленькие
волшебники - художники, которые могут
сделать своими руками любые чудеса? Конечно
они молодцы, они чародеи и умницы! Это
так воодушевляет и подбадривает детей
в их фантазиях. Пальчиковое рисование
далеко не единственный способ нетрадиционного
рисования, которые я использовала и использую
в своей работе с детьми. Хочу перечислить
все способы рисования, которые мной применяются
на практических занятиях по изодеятельности:
1. Пальцевая живопись
“Гусеница” Антон Т. 2 года.
2. Печатка “Ягодки-конфетки”
Маша У. 2года.
3. Монотипия “Аленький
цветочек” Наташа Н. 6 лет.
4. Набрызг.
5. Печать от руки “Солнышко” Саша П. – 5 лет.
6. Скомканный лист
“Голубое море” Денис З. 7 лет.
7. Рисование на мокрой бумаге.
8. Волшебная нить
“Павлин” Вова И. 6 лет.
9. Трафарет.
10. Рисование свечёй
“Узоры на стекле” Алёна Р.
7 лет.
11. Объёмная аппликация
“Зимушка-зима” Саша П. 5 лет.
12. Точечный рисунок
“Жар-птица” Ирина У. 7 лет.
13. По запаху.
14. Кляксография.
Ребенок должен иметь
право, возможность самостоятельно
выбирать изобразительный материал:
цветные и простые карандаши,
акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь,
сангину, цветные мелки, восковые свечи,
пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь
в тюбиках, различный бросовый материал.
Весь этот материал должен находиться
в доступном для ребенка месте о время
всего пребывания его в саду, если это
невозможно, то во время занятий обязательно.
Выбор материала, на котором будет нанесено
изображение, должен принадлежать ребенку,
доступ к различному материалу должен
быть свободен. Это может быть бумага белая,
цветная, бархатная, ткань с рисунком и
одноцветная, картон, фанера, фольга.
Нетрадиционные методы
рисования можно использовать не
только на занятиях по изодеятельности,
но и на других занятиях и в свободное
от занятий время. Работая по этой методике,
отметила, что у детей повышается интерес
к изобразительной деятельности. Имея
опыт рисования различными способами,
дети уже сами предлагают их, стоит только
предложит им тему рисования.
Интерес у детей
появляется еще и потому, что все
занятия проводятся комбинированными.
Сначала способом монотипии мы рисуем
фон будущего пейзажа, а затем
традиционным способом (кисточкой и
красками) рисуем деревья и все
остальное, а листопад, кроны деревьев
мы вновь рисуем нетрадиционным способом
- обычным смятым листочком газетной
бумаги. Результат такой работы радует
и детей и меня. Я намерена и
дальше продолжать работу в этом направлении,
так как нетрадиционная техника
рисования открывает
В результате совместной
творческой деятельности: воспитатель
- дети - родители - педагоги, ощущаем
теплую атмосферу общения, взаимно
испытываем хорошие добрые эмоции,
а это самое главное в нашей
работе - радость и теплота!
Конспект занятия
по изобразительной деятельности “День
рождения Бабы Яги”
(с элементами
нетрадиционного рисования).
Программное содержание:
развивать у детей творческую
активность, художественно-креативные
способности; закрепить использование
в рисовании нетрадиционных материалов
и техник (рисование свечой, печать от
руки и пальцевая живопись); вызвать стремление
наиболее содержательно решать изобразительную
задачу в рисунке, дополнять создаваемый
образ интересными деталями; формировать
образные представления в процессе восприятия
сказки и создания образа на её основе;
воспитывать волевые качества: умение
ограничивать свои желания, преодолевать
препятствия, стоящие на пути достижения
цели.
Предварительная работа.
Серия занятий по программе, где
в гости к детям приходит “Гусёнок”,
который становится детям другом.
Чтение русских народных сказок: “Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка”, “Баба Яга”,
“Жихарка” и др. Провести цикл бесед “Как
сделать человека счастливым”, “Что такое
добро и зло?”, “Умеешь ли, ты, делать комплименты?”.
Рисование положительных и отрицательных
героев русских народных сказок (используя
технику рисования свечой, печать от руки
и пальцевая живопись). Сочинять загадки
о героях сказок вместе с родителями и
загадывать их друг другу в группе.
Материалы. Бумага для
рисования (белая и цветная), гуашь,
акварель, стаканчики с водой, поролоновые
тампоны, влажные салфетки. Нарисованные
свечёй рисунки детей, но не затонированные
акварелью, корзинки, “волшебная” шишка,
игрушка – Гусёнок, платок, бусы, сапожки,
помада для губ, сундук, колпаки для гномов
и косыночки для матрёшек. Аудиокассета
с записью необходимого музыкального
сопровождения (на усмотрение педагога).
Ход занятия
В студию входит Алёнушка
с детьми, в руках у детей корзинки с принадлежностями
для рисования (звучит легкая музыка).
Алёнушка (А). Какая чудесная
полянка, как красиво вокруг. Слышно как
щебечут птицы, стрекочут кузнечики, порхают
бабочки. А вам не хочется хоть на секунду
превратиться, например, в маленькую пташку
или великолепную бабочку, тогда закройте
глаза.
Вокруг три раза обернись
И в лесную
пташку превратись.
В ладоши похлопай,
Ногами потопай,
Будем прыгать и играть
Как кузнечики скакать
Вокруг себя ты покружись
И в берёзку
обернись.
(дети превращаются
в птиц, деревья, кузнечиков).
Вдруг они замечают,
что на опушке леса, за старым пнём,
кто-то шевелиться. Они подходят и
видят кого-то связанного.
А. Кто ты? Кто тебя
связал? (Алёнушка и дети освобождают)
Лесовичок (Л). Я, Старичок-Лесовичок,
шел по лесу и встретил вашего друга Гусёнка.
Он спешил к вам в гости, он говорил мне,
что вы хорошие ребята и хотел меня познакомить
с вами. Я не думал, что моя встреча с вами
окажется такой печальной и мне придётся
сообщить вам плохие новости.
А. Да что случилось
Лесовичок? Говори скорей!
Л. Пока мы с гусёнком
обо всём договаривались, налетела
Баба Яга, меня связала, а гусёнка
унесла за голубые реки.
Информация о работе Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания