Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:11, контрольная работа

Описание

Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Правда увлечение это проходит в большинстве случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди. Дети одного возраста на всех континентах в своих рисунках обязательно проходят одни те же стадии: "каракули", "головоноги", "прозрачность", "добавочные носы детской логики".

Работа состоит из  1 файл

Нетрадиционные методы рисования.docx

— 697.54 Кб (Скачать документ)

Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического  воспитания  

Фукалова Надежда Николаевна, воспитатель  

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками  

“Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого 

 человека будет  душа художника. Иначе говоря,

 когда каждый  будет находить радость в своём 

 труде”. 

Роден 

Все мы в детстве  были художниками. Каждый ребенок с  двух - трех лет и до подросткового  возраста рисует грандиозные, многофигурные  со сложным переплетением сюжетов  композиции, рисует вообще все, что  слышит и знает, даже запахи. Правда увлечение это проходит в большинстве  случаев. Верными рисованию и  живописи остаются только художественно  одаренные люди. Дети одного возраста на всех континентах в своих рисунках обязательно проходят одни те же стадии: "каракули", "головоноги", "прозрачность", "добавочные носы детской логики". 

  

Их фантазия удивительна  схожа. Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования  организма. В начале жизни рисование  развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия "вертикаль" и "горизонталь", отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование  дает возможность в образной форме  выразить то, что уже узнал малыш  и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку  упорядочить бурно усваиваемые  знания, все более усложняющиеся  представления о мире. Почему же, подрастая, дети перестают рисовать, потому что большее значение приобретает  слово. Во врачебной практике существует лечение рисованием, живописью (изотерапия). На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения". 

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она  позволяет ребенку отразить в  изобразительных образах свои впечатления  об окружающем, выразить свое отношение  к ним. 

Вместе с тем  изобразительная деятельность имеет  неоценимое значение для всестороннего  эстетического, нравственного, трудового  и умственного развития детей. О  том, что рисование важно для  развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков  и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания. 

В процессе изобразительной  деятельности создаются благоприятные  условия для развития эстетического  и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. 

Наблюдение и выделение  свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства. 

С самого детства  рисование было моим любимым занятием. Занятия рисованием мне доставляли много радости. Свою детскую мечту  смогла осуществить, став педагогом. В  начале моей педагогической карьеры  я видела в детских работах  одноплановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, одним словом, рисунки были однообразны и бедны в цветовом решении. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. 

Начиная с раннего  возраста, я побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир в живых красках. В дошкольном возрасте активно используется игра. Вначале я с детьми обыгрываю  сюжет будущего рисунка с помощью  различных игрушек, предметов, сопровождая  рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой  подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать  необходимый эмоциональный настрой  и положительный мотив деятельности. В раннем возрасте закладывается  фундамент личности, поэтому я считаю нужно зажечь в детях огонек творчества. Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.  

Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза  твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь  смеяться, удивляться и общаться с  умными, творчески думающими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. В моей практике был случай, когда мальчик  не любил рисовать, у него часто  не получались рисунки. И мы побороли страх на занятии по теме "Животные на Луне". Начали рисовать от пятна  и получили очень удачный рисунок, ребенок почувствовал себя художником. Нетрадиционные методы рисования развивают  у детей логическое и абстрактное  мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. 

Очень интересно  наблюдать, как дети изображают в  своих рисунках: запах, шум, дорисовывают кляксу. Они умело импровизируют  и фантазируют, что не всегда удается  взрослым. И мне нравится, что  на таких занятиях дети учатся замечать оттенки цветов (лист не просто желтый, а красно-желтый, желто-оранжевый), строить  свою диалогическую и монологическую речь. Ребенку трудно общаться, но с  помощью рисунка он передает свое настроение и благодаря систематической  работе к концу дошкольного детства  он радует всех своими великолепными  произведениями. В своей работе я  использую многие способы нетрадиционной техники рисования, и все пришлись мне и детям по душе. Самым доступным из них я считаю рисование пальчиками, начиная с младшей группы, и печать от руки в старшей и подготовительной группах. Дети в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зеленой лужайке появляются веселые желтые цыплята или утята. А когда после небольшой физминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисуют недостающие детали и перед глазами предстанет целая картина - радости нет предела. Старшие дети радуются не меньше малышей, когда после того как им разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след, в итоге оказывается, что этот след похож на белую сказочную птицу, имя которой "Зима". Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники - художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса? Конечно они молодцы, они чародеи и умницы! Это так воодушевляет и подбадривает детей в их фантазиях. Пальчиковое рисование далеко не единственный способ нетрадиционного рисования, которые я использовала и использую в своей работе с детьми. Хочу перечислить все способы рисования, которые мной применяются на практических занятиях по изодеятельности: 

1. Пальцевая живопись  “Гусеница” Антон Т. 2 года.  

 

2. Печатка “Ягодки-конфетки”  Маша У. 2года.  

 

3. Монотипия “Аленький  цветочек” Наташа Н. 6 лет.  

 

4. Набрызг. 

5. Печать от руки  “Солнышко” Саша П. – 5 лет. 

 
 

6. Скомканный лист  “Голубое море” Денис З. 7 лет.  

 

7. Рисование на  мокрой бумаге.

8. Волшебная нить  “Павлин” Вова И. 6 лет. 
 
 

9. Трафарет.

10. Рисование свечёй  “Узоры на стекле” Алёна Р. 7 лет. 
 
 

11. Объёмная аппликация  “Зимушка-зима” Саша П. 5 лет. 
 

12. Точечный рисунок  “Жар-птица” Ирина У. 7 лет.  

 

13. По запаху. 

14. Кляксография. 

Ребенок должен иметь  право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь  в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте о время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время занятий обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга. 

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования. 

Интерес у детей  появляется еще и потому, что все  занятия проводятся комбинированными. Сначала способом монотипии мы рисуем фон будущего пейзажа, а затем  традиционным способом (кисточкой и  красками) рисуем деревья и все  остальное, а листопад, кроны деревьев мы вновь рисуем нетрадиционным способом - обычным смятым листочком газетной бумаги. Результат такой работы радует и детей и меня. Я намерена и  дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника  рисования открывает возможности  развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. 

В результате совместной творческой деятельности: воспитатель - дети - родители - педагоги, ощущаем  теплую атмосферу общения, взаимно  испытываем хорошие добрые эмоции, а это самое главное в нашей  работе - радость и теплота! 

Конспект занятия  по изобразительной деятельности “День  рождения Бабы Яги” 

(с элементами  нетрадиционного рисования). 

Программное содержание: развивать у детей творческую активность, художественно-креативные способности; закрепить использование в рисовании нетрадиционных материалов и техник (рисование свечой, печать от руки и пальцевая живопись); вызвать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, дополнять создаваемый образ интересными деталями; формировать образные представления в процессе восприятия сказки и создания образа на её основе; воспитывать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели. 

Предварительная работа. Серия занятий по программе, где  в гости к детям приходит “Гусёнок”, который становится детям другом. Чтение русских народных сказок: “Сестрица  Алёнушка и братец Иванушка”, “Баба Яга”, “Жихарка” и др. Провести цикл бесед “Как сделать человека счастливым”, “Что такое добро и зло?”, “Умеешь ли, ты, делать комплименты?”. Рисование положительных и отрицательных героев русских народных сказок (используя технику рисования свечой, печать от руки и пальцевая живопись). Сочинять загадки о героях сказок вместе с родителями и загадывать их друг другу в группе. 

Материалы. Бумага для  рисования (белая и цветная), гуашь, акварель, стаканчики с водой, поролоновые  тампоны, влажные салфетки. Нарисованные свечёй рисунки детей, но не затонированные акварелью, корзинки, “волшебная” шишка, игрушка – Гусёнок, платок, бусы, сапожки, помада для губ, сундук, колпаки для гномов и косыночки для матрёшек. Аудиокассета с записью необходимого музыкального сопровождения (на усмотрение педагога).  

Ход занятия 

В студию входит Алёнушка с детьми, в руках у детей корзинки с принадлежностями для рисования (звучит легкая музыка). 

Алёнушка (А). Какая чудесная полянка, как красиво вокруг. Слышно как щебечут птицы, стрекочут кузнечики, порхают бабочки. А вам не хочется хоть на секунду превратиться, например, в маленькую пташку или великолепную бабочку, тогда закройте глаза. 

Вокруг три раза обернись

 И в лесную  пташку превратись. 

В ладоши похлопай,

 Ногами потопай,

 Будем прыгать  и играть

 Как кузнечики  скакать

 Вокруг себя  ты покружись

 И в берёзку  обернись. 

(дети превращаются  в птиц, деревья, кузнечиков). 

Вдруг они замечают, что на опушке леса, за старым пнём, кто-то шевелиться. Они подходят и  видят кого-то связанного.  

А. Кто ты? Кто тебя связал? (Алёнушка и дети освобождают)  

Лесовичок (Л). Я, Старичок-Лесовичок, шел по лесу и встретил вашего друга Гусёнка. Он спешил к вам в гости, он говорил мне, что вы хорошие ребята и хотел меня познакомить с вами. Я не думал, что моя встреча с вами окажется такой печальной и мне придётся сообщить вам плохие новости. 

А. Да что случилось  Лесовичок? Говори скорей! 

Л. Пока мы с гусёнком обо всём договаривались, налетела Баба Яга, меня связала, а гусёнка  унесла за голубые реки. 

Информация о работе Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания