В психолого-педагогической
литературе понятие неуспеваемости
трактуется по-разному.
П. П. Блонский под неуспеваемостью понимает
ситуацию, в которой поведение и результаты
обучения не соответствуют воспитательным
и дидактическим требованиям школы. В
Психолого-педагогическом словаре (1998):
неуспеваемость обучающихся - это негативное
явление педагогической действительности,
проявляющееся в наличии обучающихся
в общеобразовательном учреждении, не
освоивших программу учебного года и имеющих
академическую задолженность по двум
и более предметам.
Дубровина И.В. трактует неуспеваемость
как несоответствие подготовки учащихся
обязательным требованиям школы в усвоении
знаний, развитии умений и навыков, формировании
опыта творческой деятельности и воспитанности
познавательных отношений это определение
мы выбрали в качестве рабочего.
Неуспеваемость выражается в том, что
ученик имеет слабые навыки чтения, счета,
слабо владеет интеллектуальными умениями
анализа, обобщения и др. Систематическая
неуспеваемость ведет к педагогической
запущенности, под которой понимается
комплекс негативных качеств личности,
противоречащих требованиям школы, общества.
Это явление крайне нежелательное и опасное
с моральной, социальной, экономической
позиций. Педагогически запущенные дети
часто бросают школу, пополняют группы
риска. Неуспеваемость - сложное и многогранное
явление школьной действительности, требующее
разносторонних подходов при ее изучении.
Предупреждение неуспеваемости предполагает
своевременное обнаружение и устранение
всех ее элементов.
Неуспеваемость школьников закономерно
связана с их индивидуальными особенностями
и с теми условиями, в которых про-текает
их развитие. Важнейшим из этих условий
педагогика признает обучение, и воспитание
детей в школе.
Исследование проблемы все более связывается
с широким кругом социальных вопросов,
предполагает использование данных всех
наук о человеке, индивиде, личности.
Понятие неуспеваемости, прежде всего,
дидактическое понятие, связанное с основными
категориями дидактики - содержанием обучения.
Содержание образования дано в учебных
программах, учебниках и методических
пособиях. Выделяют следующие его компоненты:
знания, умения, навыки, эмоционально-волевое
отношение к обучению. Говоря о показателях
неуспеваемости, необходимо вначале охарактеризовать
требования к каждому компоненту.
Причины неуспеваемости детей в школе
Среди причин, приводящих к школьной неуспеваемости,
достаточно часто встречаются отклонения
в психофизическом развитии ребенка разной
степени выраженности. Это могут быть
случаи легкой умственной отсталости,
нарушения зрения, слуха, речи, задержка
психического развития, последствия минимальных
мозговых дисфункции, легких церебральных
нарушений и другие. В России эта проблема
становится особенно актуальной в 90-е
годы XX века в связи с появлением альтернативных
учебных заведений и введением государственных
стандартов на все виды образования. Происходящие
в нашем обществе социально-экономические
изменения, постоянное повышение требований
общества к уровню общего образования
обострили и проблему школьной неуспеваемости.
Практика многолетнего обязательного
всеобщего среднего образования показала,
что, несмотря на большое внимание, уделяемое
совершенствованию содержания образования
и методик обучения, оснащению школьных
кабинетов современными техническими
средствами обучения, улучшению условий
труда учителей, учить всех и учить хорошо
при существующей традиционной организации
учебно-воспитательного процесса невозможно.
М.А. Данилов связывает неуспеваемость
с движущими силами процесса обучения
и его противоречиями. Согласно этой позиции,
в тех случаях, когда противоречивое единство
возможностей учащихся и того, что от них
требуется, нарушается, возникает неуспеваемость.
В. Оконь определяет неуспеваемость как
нарушение взаимодействия между учениками,
учителями и внешними условиями. А.А. Бударный
справедливо указывает, что неуспеваемость
есть понятие в известной степени условное,
конкретное содержание которого зависит
от установленных правил перевода учащихся
в следующий класс. Поскольку в школе переводят
в следующий класс тех, кто удовлетворяет
минимуму требований, соотносящихся с
баллом «три», то неуспеваемость выражается
оценками «два» и «единица». Это «абсолютная»
неуспеваемость, которая соотносится
с минимумом требований. Выдвигают и другое
понятие, соотнесенное не только с минимумом
требований, но и с возможностями отдельных
учащихся. Это так называемая «относительная»
неуспеваемость - недостаточная познавательная
нагрузка тех учащихся, которые могли
бы превысить обязательные требования
А.М. Гельмонт выделил три вида неуспеваемости
в зависимости от количества учебных предметов
и устойчивости отставания:
1) общее и глубокое отставание - по многим
или по всем учебным предметам длительное
время;
2) частичная, но относительно стойкая
неуспеваемость - по одному-трем наиболее
сложным предметам (как правило, русский
и иностранный языки, математика);
3) неуспеваемость эпизодическая - то по
одному, то по другому предмету, относительно
легко преодолеваемая.
Л.С. Славина выделила типы неуспевающих
учащихся по доминирующей причине школьных
неудач. Одну группу неуспевающих составляют
учащиеся, у которых отсутствуют действенные
мотивы учения, другую -- дети со слабыми
способностями к учению, третью -- с неправильно
сформировавшимися навыками учебного
труда и не умеющие трудиться. Комплекс
причин отставания уже, чем комплекс причин
неуспеваемости, поскольку, как правило,
рассматриваются только те условия, которые
порождают невыполнение требований, при
этом отдельные условия не сочетаются
друг с другом.
1. Дефекты физического и психического
развития.
2. Физическое состояние здоровых детей
(болезни, ослабление организма, утомление).
3. Дефекты умственного развития - слабость
мыслительных операций, неразвитость
мнемических процессов, речи, воображения.
4. Возрастные особенности. Например, подростковому
возрасту свойственны недисциплинированность,
безответственность, некоторая переоценка
своих возможностей, неусидчивость, неустойчивость
устремлений, склонность к внеучебным
занятиям и увлечениям.
5. Неудовлетворительные условия, в которых
дети находятся в школе (отсутствие просторных
помещений для отдыха, недостаток свежего
воздуха и т.д.).
6. Недостатки воспитательной работы -
формальные требования к учащимся, неверие
в их силы, отсутствие индивидуального
подхода.
7. Недостатки учебной работы: - преобладание
репродуктивных методов, вербализм (установка
на заучивание текстов), однообразие видов
самостоятельной работы и дидактических
средств, неправильная дозировка материалов
урока;
8. Недостаточно сознательное отношение
родителей к образованию, недостатки семейного
воспитания (неправильное стимулирование
учения детей, низкий культурный уровень
родителей и т.п.).
9. Недостаточный уровень культуры педагогов,
низкая методическая квалификация, направленность
личности (например, неверная позиция
учителя в вопросах преодоления неуспеваемости).
Все эти факторы могут тормозить совершенствование
процесса обучения, создавать предпосылки
для отставания школьников и перерастания
отставания в неуспеваемость.В каждом
конкретном случае необходима совместная
работа учителей, практических психологов
и дефектологов. Важно установить не только
характер проявлений, но и причины, вызывающие
у детей трудности в обучении или отклонения
в эмоционально-волевой сфере и поведении.
Формы работы учителя и школьного психолога
по преодоления недостатков учебной деятельности
и мыслительных процессов у неуспевающих
школьников.
В основе неуспеваемости лежит не одна
причина, а несколько, и довольно часто
они действуют в комплексе. Бывает и так,
что на первоначальную причину неуспеваемости
ученика наслаиваются новые, вторичные
причины как следствие отставания в учебе.
Эти причины также могут быть разнообразными,
потому что школьники не одинаково реагируют
на свою неуспеваемость. Учащимся старших
классов свойственно дифференцированное
отношение к учебным предметам в зависимости
от их профессиональных намерений. Этим
объясняется и обычно разное отношение
к оценкам, полученным по отдельным предметам.
Если неудовлетворительная оценка получена
по предмету, не входящему в сферу будущих
профессиональных интересов школьника,
то отношение к ней будет более спокойным,
чем к оценке по интересующему его предмету.
Кроме того, отношение к оценке зависит
от личностных особенностей школьника,
таких, как мотивация, взаимоотношения
с учителями, родителями, учащимися, характера
самооценки и др.
Причины, лежащие в основе неуспеваемости,
можно объединить в две группы, к первой
из которых отнести недостатки познавательной
деятельности в широком смысле слова,
а ко второй - недостатки в развитии мотивационно
сферы детей.
Среди причин первой группы выделяют следующие
три фактора:
- несформированность приёмов учебной
деятельности;
- недостатки развития психических процессов,
главным образом мыслительной сферы ребенка;
- неадекватное использование ребёнком
своих индивидуально-типологических особенностей,
проявляемых в познавательной деятельности.
Если специально не обратить внимания
на неправильные навыки и приемы учебной
работы, они могут закрепиться и привести
к стойкому отставанию школьника в учебе.
Самостоятельно обнаружить ошибочность
своих способов учебной работы и произвести
их замену на более эффективные школьник
не может. Ему требуется помощь со стороны
взрослого, но учителю эту помощь оказывать
очень трудно. Ведь, для того чтобы вскрыть
недостатки учебной работы ученика, он
должен внимательно наблюдать за самим
процессом этой работы, а не оценивать
ее по конечному результату. Учитель просто
не всегда в состоянии внимательно наблюдать
за каждым учеником, если в классе 25-30 человек.
Только в индивидуальной работе с учащимся,
беседуя о том, как он выполняет то или
иное учебное задание, можно обнаружить
ошибки и промахи ученика, обратить на
них внимание и внимание его родителей.
Если ученик не принимает никаких советов,
можно давать ему индивидуальные задания,
которые неизбежно требуют новых способов
работы. Такие задания не будут вызывать
протеста у учащегося, поскольку они воспринимаются
им вне связи с предложением изменить
свои привычки.
Типология неуспевающих школьников. Общая
характеристика
Прежде чем рассматривать особенности
проявления неуспеваемости у отдельных
типов учащихся, дадим общую характеристику.
В работах П.П. Блонского, И.В. Дубровиной,
Н.И. Мурачковского указывается, что неуспевающие
учащиеся не умеют учиться. Они не хотят
или не могут осуществлять логическую
обработку усваиваемой темы. Эти школьники
на уроках и дома работают не систематически,
а если оказываются перед необходимостью
подготовить урок, то либо делают это наспех,
не анализируя учебного материала, либо
прибегают к многократному чтению его
с целью заучивания наизусть, не вникая
в сущность заучиваемого. Эти учащиеся
не работают над систематизацией усваиваемых
знаний, не устанавливают связей нового
материала со старым. Вследствие этого
знания неуспевающих имеют бессистемный,
фрагментарный характер.
Для всех неуспевающих школьников характерна,
прежде всего, слабая самоорганизация
в процессе учения: отсутствие сформированных
способов и приемов учебной работы, наличие
устойчивого неправильного подхода к
учению.
Такой подход к учению приводит к интеллектуальной
систематической недогрузке, что в свою
очередь ведет к значительному снижению
темпов умственного развития этих школьников
и еще больше усиливает их отставание
от одноклассников.
Низкая самоорганизация неуспевающих
школьников проявляется также в низком
уровне овладения такими психическими
функциями как память, восприятие, воображение,
а также в неумении организовать свое
внимание, как правило, на уроках неуспевающие
школьники невнимательны. Воспринимая
учебный материал, они не стремятся воссоздать
его в виде образов, картин.
Попытки выделить типы неуспевающих школьников
имеются в ряде работ А. А. Бударного. Он
различает два вида неуспеваемости и указывает,
что неуспеваемость есть понятие условное,
конкретное содержание которого зависит
от установленных правил перевода учащихся
в следующий класс. Поскольку в школе переводят
в следующий класс тех, кто удовлетворяет
минимуму требований, соотносящихся с
баллом «3», то неуспеваемость выражается
оценками «2» и «1». Эта та «абсолютная»
неуспеваемость, которая соотносится
с минимумом требований. Выдвигают и другое
понятие, соотнесенное не только с минимумом
требований, но и с возможностями отдельных
учащихся. Это относительная неуспеваемость
-- недостаточная познавательная нагрузка
тех учащихся, которые могли бы превысить
обязательные требования.
Как путь проникновения в сущность неуспеваемости
можно рассматривать и выявление типов
неуспевающих школьников.
Хотя неуспевающие школьники имеют общие
черты, они существенно отличаются друг
от друга. В практике повседневной работы
с ними в каждом конкретном случае неуспеваемости
мы встречаемся с совершенно новыми особенностями,
требующими поисков новых путей индивидуального
подхода. Такая «многоликость» школьной
неуспеваемости создает значительные
трудности в работе учителей по ее преодолению.
Длительное изучение школьной неуспеваемости
дает основание сделать вывод, что она
имеет типические проявления. Тип неуспевающего
школьника характеризуется своеобразным
сочетанием важнейших свойств личности,
сложившихся в результате длительной
неуспеваемости, которая определяет его
достижения в учебной работе.
Имеются попытки построить типологию
на иных основаниях, в частности на характеристиках
учебного труда учащихся и структуре их
личности. Такой подход можно обнаружить
у П. П. Блонского, который, составляя общую
типологию школьников, выделил и типы
неуспевающих. Это, во-первых, тип, названный
им «плохой работник». Его чертами являются
следующие:
1) задания воспринимает невнимательно,
часто их не понимает, но вопросов учителю
не задает, разъяснений не просит;
2) работает пассивно (постоянно нуждается
в стимулах для перехода к очередным видам
работы);
3) не подмечает своих неудач и трудностей;
4) не имеет ясного представления цели,
не планирует и не организует свою работу;
5) либо работает очень вяло, либо снижает
темп постепенно;
6) индифферентно относится к результатам
работы.
Указанные черты неуспевающего школьника,
поскольку они характеризуют его деятельность
в учебном процессе, могут быть использованы
в определении неуспеваемости. Другой
выделенный тип назван патологическим
- это эмоциональные, часто имеющие неудачи
в учении школьники, встречающие специфическое
к себе отношение окружающих. Они заявляют
«не могу» до начала работы, нуждаются
в одобрении со стороны окружающих, тяжело
переносят трудности и неудачи. В данном
случае выделенные черты носят скорее
психологический, нежели дидактический,
характер.
Психологическую типологию неуспеваемости
дает Н.И. Мурачковский : за основу в данном
случае взят характер взаимоотношений
наиболее существенных сторон личности
школьников:
Мыслительная деятельность, связанная
с обучаемостью и направленность личности
школьника, определяющая его отношение
к учению.
На этой основе выделено три типа неуспевающих
школьников:
Неуспевающие учащиеся, для которых характерно
низкое качество мыслительной деятельности
при положительном отношении к учению
и сохранении позиции школьника.
Учащиеся с относительно высоким уровнем
развития мыслительной деятельности при
отрицательном отношении к учению и частичной
или полной утрате позиции школьника.
Неуспевающие, для которых характерно
низкое качество мыслительной деятельности
при отрицательном отношении к учению
и полной утрате позиции школьника, проявляющееся
в стремлении оставить школу.
Первый тип неуспевающих школьников. Для
всех школьников этого типа характерна
низкая обучаемость, связанная со сниженным
уровнем мыслительных операций. Слабое
развитие процесса мышления (анализа,
синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации)
вызывает серьезные трудности в усвоении
учебного материала, которые способствуют
возникновению у школьников упрощенного
подхода к решению мыслительных задач.
При таком подходе учащиеся стремятся
приспособить учебные задания к своим
ограниченным возможностям или вообще
избегают умственной работы, в результате
чего происходит задержка умственного
развития и не формируются навыки учебной
работы.
Неуспех в учебе и неумение работать вместе
с классом не являются для них источником
морального конфликта, так как в силу ограниченности
своих познавательных возможностей свое
отставание они правильно видят в неспособности
усваивать отдельные предметы наравне
со всеми. Отсутствие морального конфликта
способствует сохранению позиции школьника
и формированию положительной моральной
направленности, так как понимание причин
неуспеха при положительном отношении
к учению является хорошим стимулом для
преодоления недостатков. Об этом говорит
тот факт, что школьники этого типа охотно
принимают помощь учителей и товарищей.
Второй тип неуспевающих школьников. Учащиеся
этого типа в школу приходят с хорошей
интеллектуальной подготовкой, с желанием
хорошо учиться. На качестве их учебной
работы отражается, прежде всего, то, что
они привыкли заниматься только тем, что
им нравится при отсутствии более широкой
и устойчивой мотивации. В учебном труде
эти ученики избегают активной умственной
работы по предметам, усвоение которых
требует систематического и напряженного
труда (языки, математика), задания по устным
предметам усваивают поверхностно. В процессе
такой работы у них не формируются навыки
учения, умения преодолевать трудности.
Наряду с этим у них складывается определенный
подход к работе: небрежное ее выполнение,
низкий темп. У школьников второго типа
неуспех в учении неизбежно ведет к моральному
конфликту. Он возникает в связи с противоречием
между их более широкими интеллектуальными
возможностями и слабой реализации этих
возможностей, что объясняется отсутствием
навыков самостоятельной учебной работы.
Моральный конфликт обнаруживается у
них на раннем этапе обучения и не только
определяет отрицательное отношение к
учению, но и ведет к отрыву от классного
коллектива, что может стать причиной
возникновения отрицательной моральной
направленности.
Третий тип неуспевающих школьников. Для
этого типа, как и для первого характерна
низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных
процессов вызывает серьезные трудности
в усвоении учебного материала. При выполнении
учебных задач у этих школьников отсутствует
критичность; манипулируя цифрами, они
легко приходят к абсурду. Причем полученные
результаты они не пытаются сравнивать
с результатами других школьников. Выполнение
работы подобным образом свидетельствует
не только о трудностях в усвоении и неумении
работать, но и о беспечном отношении к
учению. У этих школьников весьма отчетливо
проявляется узость мышления.
Слабое развитие мотивационной стороны
познавательной деятельности проявляется
в отсутствии познавательных интересов,
в характере общей направленности личности.
Совокупность этих качеств определяет
отрицательное отношение к знаниям, к
школе, учителям, а также стремление оставить
школу. Общее отрицательное отношение
определяет интересы этой категории. В
школе их больше всего привлекают такие
предметы как физкультура, уроки труда.
Внимание исследователей сосредоточено
в основном на сфор-мировавшейся, фиксированной
неуспеваемости, и главной целью выступает
изучение ее причин. В частности, Н. А. Менчинская
и ее сотрудники изучают только тех учащихся,
которые не успе-вают по многим предметам
в течение ряда лет. В иссле-довании Ю.
К. Бабанского анализ причин неуспеваемости
со-ставляет основной метод разработки
средств предупреждения неуспеваемости.
Из вышеперечисленного следует вывод:
изложенный материал позволяет выделить
как общие признаки, характерные для неуспевающих
школьников, так и особенные проявления,
позволяющие выделить типы неуспевающих
учащихся. В психолого-педагогической
литературе представлены различные подходы
к типологии неуспевающих школьников
(Л.С. Славиной, А.А. Бударного, Ю.К. Бабанского,
Н.И. Мурачковского и др.), в основе которых
лежат характеристики умственных процессов
и мотивов учения. Составленные на основе
этих критериев характеристики типов
неуспевающих школьников позволяет учителю
не только вовремя обратить внимание на
этих учащихся, но и целенаправленно организовать
профилактическую работу с ними. |