Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 15:24, реферат
Неуспеваемость – вечная «головная боль» педагогов, одна из основных школьных проблем, которую пытаются разрешить самыми разными способами. Но прежде чем бороться с таким явлением, есть смысл выявить причины, приводящие к ней.
Глава I. Анализ литературы по проблеме неуспеваемости учащихся в образовательном учреждении
Неуспеваемость – вечная «головная боль» педагогов, одна из основных школьных проблем, которую пытаются разрешить самыми разными способами. Но прежде чем бороться с таким явлением, есть смысл выявить причины, приводящие к ней.
В зависимости
от причин, которые вызывают неуспеваемость,
существует несколько подходов к
классификации типов
Так, А.М. Гельмонт и Н.И. Мурачковский представляют классификацию, построенную в зависимости от устойчивости отставания. Они выделяют три степени школьной неуспеваемости и причины ее возникновения в каждом случае.
|
|
|
|
|
|
Польский исследователь В.С. Цетлин, анализируя литературу по проблеме неуспеваемости, акцентирует наше внимание на том, что наряду с фиксированной неуспеваемостью существует неуспеваемость скрытая, что школьная неуспеваемость может выражаться не только в пробелах в знаниях, но и в отношении учащихся к учению.
Н.П. Локалова выделяет два типа школьной неуспеваемости: общее отставание в учении и отставание по отдельным предметам.
Для того чтобы добиться эффективной работы по преодолению школьной неуспеваемости, необходимо прежде всего определить вызывающие ее причины.
Так, П.П. Борисов предлагает подробную классификацию причин неуспеваемости, объединяя все возможные причины в четыре крупных блока.
А.Л. Венгер и Г.А. Цукерман среди причин, вызывающих неуспеваемость, выделяют следующие:
Мною за основу принята классификация причин неуспеваемости, которая предложена Л.И. Славиной.
Причины неуспеваемости | Характер проявления |
1.Низкий
уровень развития учебной
мотивации (ничего не побуждает учиться)
- влияют обстоятельства жизни ребенка в семье; - взаимоотношения с окружающими взрослыми; - положение в школе, классе, отношения с учителями и одноклассниками |
- неправильно
сформировавшееся отношение к учению,
непонимание его общественной значимости;
- нет стремления быть успешным в учебной деятельности (нет заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивает получение удовлетворительных) |
2. Интеллектуальная пассивность – является результатом неправильного воспитания. Интеллектуально-пассивные дети – это дети, не имевшие в течение дошкольного возраста ни правильных условий умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют те интеллектуальные знания, умения и навыки, которые предполагаются существующими у всех детей к моменту поступления в школу и на основе которых учитель начинает строить обучение | - при выполнении
учебного задания, требующего
активной мыслительной работы, отсутствует
стремление его понять и осмыслить;
- вместо активного
размышления использование - интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении отдельных учебных предметов, так и во всей учебной работе, а вне учебных занятий многие из этих детей действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении |
3. Неправильные навыки и способы учебной работы – со стороны учителя нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения | - ученики не
умеют учиться; не умеют Наиболее распространенные из них: а) способы заучивания материала – заучивают текст, не выделяя логических частей; б) способы выполнения различных упражнений – начинают выполнять практические задания раньше, чем они выучивают правило, для применения которого эти задания задаются. В результате они так и не знают правила, для усвоения которого им предложено выполнить задание и без знания которого они не могут выполнить это задание; в) часто делают ошибки по рассеянности (пропуск букв, цифр, слов, описки) не потому, что не знают, как надо правильно писать, а потому, что не замечают своей ошибки, т.к. совсем не проверяют свои работы или не умеют производить проверку. г) медленный темп самостоятельной работы, при этом такие ученики необязательно проявляют медлительность и в других областях деятельности |
4. Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду – пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные дети), неправильная организация учебной деятельности в школе | - нежелание
выполнять не очень интересное,
скучное, трудное, занимающее
много времени задание;
- небрежность
и недобросовестность в - невыполненные
или частично выполненные - неаккуратное обращение с учебными пособиями, частое забывание их дома |
5. Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны родителей, педагогов | - знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, не нужными учащемуся, т.к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, им не используются, не влияют на его представления об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности |
Если сделать общий вывод по всем причинам неуспеваемости, то на ее возникновение влияют следующие факторы:
Большую роль в преодолении неуспеваемости играют родители – они должны не отмахиваться от проблем своего ребенка, поддерживать тесный контакт с педагогами, мотивировать в ребенке стремление преодолевать свои учебные проблемы.
Анализ литературы, посвященной проблеме неуспеваемости, позволил выделить противоречие во взглядах на эту проблему различных субъектов педагогического процесса.
Так, О.А. Матвеева приводит интересные факты:
Анкетирование 104 учителей определило, что педагоги главными причинами неуспеваемости считают:
Родители (опрошено 100 человек) склонны считать, что главные причины неуспеваемости их детей – это:
Анкетирование 94 психологов показало, что они считают неуспеваемость следствием:
Приведенные
выше цифры показали: чтобы оптимизировать
процесс обучения в школе, необходимо
использовать комплексный подход, учитывать
точки зрения родителей, педагогов, врачей
и др. И нельзя забывать, что поиски причин
неуспеваемости, способов решения проблемы
должны исходить, прежде всего, из интересов
самих детей.
Информация о работе Неуспеваемость учащихся: причины и пути решения проблемы