Неуспеваемость учащихся: причины и пути решения проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 15:24, реферат

Описание

Неуспеваемость – вечная «головная боль» педагогов, одна из основных школьных проблем, которую пытаются разрешить самыми разными способами. Но прежде чем бороться с таким явлением, есть смысл выявить причины, приводящие к ней.

Работа состоит из  1 файл

ПАРАГРАФ 1.1.doc

— 65.50 Кб (Скачать документ)

Глава I. Анализ литературы по проблеме неуспеваемости учащихся в образовательном  учреждении

    1. Причины неуспеваемости учащихся

Неуспеваемость  – вечная «головная боль» педагогов, одна из основных школьных проблем, которую  пытаются разрешить самыми разными  способами. Но прежде чем бороться с таким явлением, есть смысл выявить причины, приводящие к ней.

В зависимости  от причин, которые вызывают неуспеваемость, существует несколько подходов к  классификации типов неуспеваемости. Рассмотрим некоторые из них.

Так, А.М. Гельмонт и Н.И. Мурачковский представляют классификацию, построенную в зависимости от устойчивости отставания. Они выделяют три степени школьной неуспеваемости и причины ее возникновения в каждом случае.

  • Общее и глубокое отставание (по многим или всем предметам длительное время)
  • Неподготовленность
  • Неблагоприятные условия (болезнь, семейные обстоятельства)
  • Нерадивость, лень
  • Недостаточный уровень общего развития
  • Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость (по
    1 – 3 наиболее  сложным предметам)
  • Недостатки преподавания
  • Недоработки в предыдущих классах
  • Отсутствие интереса к учебе, сознательности
  • Эпизодическая неуспеваемость
    (то по одному, то по другому предмету)
  • Недочеты преподавания
  • Неаккуратное посещение школы
 

Польский исследователь  В.С. Цетлин, анализируя литературу по проблеме неуспеваемости, акцентирует наше внимание на том, что наряду с фиксированной неуспеваемостью существует неуспеваемость скрытая, что школьная неуспеваемость может выражаться не только в пробелах в знаниях, но и в отношении учащихся к учению.

Н.П. Локалова выделяет два типа школьной неуспеваемости: общее отставание в учении и отставание по отдельным предметам.

Для того чтобы  добиться эффективной работы по преодолению  школьной неуспеваемости, необходимо прежде всего определить вызывающие ее причины.

Так, П.П. Борисов  предлагает подробную классификацию  причин неуспеваемости, объединяя все  возможные причины в четыре крупных  блока.

  • Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс.
  • Социально – бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение родителей. Материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка.
  • Физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей. Инфекционные болезни, нарушения двигательных функций центральной нервной системы, болезни нервной системы.
  • Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

    А.Л. Венгер и  Г.А. Цукерман среди причин, вызывающих неуспеваемость, выделяют следующие:

    • проблемы, связанные с умственным развитием;
    • поведенческие проблемы;
    • эмоциональные и личностные проблемы;
    • проблемы общения;
    • невротические проявления (тики, энурез) и др.

Мною за основу принята классификация причин неуспеваемости, которая предложена Л.И. Славиной.

Причины неуспеваемости Характер  проявления
1.Низкий уровень развития учебной мотивации (ничего не побуждает учиться)

- влияют обстоятельства  жизни ребенка в семье;

- взаимоотношения  с окружающими взрослыми;

- положение в  школе, классе, отношения с учителями  и одноклассниками

- неправильно  сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости;

- нет стремления быть успешным в учебной деятельности (нет заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивает получение удовлетворительных)

2. Интеллектуальная пассивность – является результатом неправильного воспитания. Интеллектуально-пассивные дети – это дети, не имевшие в течение дошкольного возраста ни правильных условий умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют те интеллектуальные знания, умения и навыки, которые предполагаются существующими у всех детей к моменту поступления в школу и на основе которых учитель начинает строить обучение - при выполнении  учебного задания, требующего  активной мыслительной работы, отсутствует  стремление его понять и осмыслить;

- вместо активного  размышления использование различных  обходных путей: основной прием  при выполнении различных устных  заданий – зазубривание (дословное,  без выделения логических частей), при выполнении письменных –  списывание, при устных ответах – подсказки одноклассников, угадывание правильных вариантов ответа и т.п.

- интеллектуальная  пассивность может проявляться  как избирательно в отношении  отдельных учебных предметов,  так и во всей учебной работе, а вне учебных занятий многие из этих детей действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении

3. Неправильные навыки и способы учебной работы – со стороны учителя нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения - ученики не  умеют учиться; не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются такими способами учебной работы, которые дают очень мало эффекта и требуют от них значительной затраты лишнего времени и труда.

Наиболее распространенные из них:

а) способы заучивания материала – заучивают текст, не выделяя логических частей;

б) способы выполнения различных упражнений – начинают выполнять практические задания  раньше, чем они выучивают правило, для применения которого эти задания  задаются. В результате они так  и не знают правила, для усвоения которого им предложено выполнить задание и без знания которого они не могут выполнить это задание;

в) часто делают ошибки по рассеянности (пропуск букв, цифр, слов, описки) не потому, что не знают, как надо правильно писать, а потому, что не замечают своей  ошибки, т.к. совсем не проверяют свои работы или не умеют производить проверку.

г) медленный  темп самостоятельной работы, при  этом такие ученики необязательно  проявляют медлительность и в  других областях деятельности

4. Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду – пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные дети), неправильная организация учебной деятельности в школе - нежелание  выполнять не очень интересное, скучное, трудное, занимающее  много времени задание;

- небрежность  и недобросовестность в выполнении  своих учебных обязанностей;

- невыполненные  или частично выполненные домашние  задания;

- неаккуратное  обращение с учебными пособиями, частое забывание их дома

5. Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны родителей, педагогов - знания усваиваются  без интереса, легко становятся  формальными, не нужными учащемуся, т.к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, им не используются, не влияют на его представления об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности
 

Если сделать  общий вывод по всем причинам неуспеваемости, то на ее возникновение влияют следующие факторы:

  • условия воспитания в семье, роль родителей в интеллектуальном развитии своих детей, начиная с дошкольного возраста (развивают и поддерживают ли родители в своих детях познавательные интересы, готов ли ребенок к школьному обучению, вырабатывается ли и поддерживается ли на должном уровне учебная мотивация и т.п.);
  • условия для интеллектуального развития в дошкольных учреждениях – как происходит развитие познавательных интересов, знаний, умений и навыков, которыми должны владеть дети дошкольного возраста;
  • многое зависит от учителей начальной школы – например, корни таких проблем, как интеллектуальная пассивность, несформированные навыки и способы учебной деятельности, недобросовестное отношение к учебному труду, тянутся из дошкольного детства и времени обучения в первом классе;
  • учителям средней и старшей школы уже труднее бороться с неуспеваемостью учащихся. Им приходится много времени и особенно сил тратить на ее преодоление, потому что у неуспевающих или слабоуспевающих школьников уже  закрепились те или иные формы поведения и учебной деятельности. Учителям, пытающимся решить эту проблему, приходится сталкиваться с бессознательным упорством учеников, не желающих трудиться для исправления своих недостатков. И честно говоря, настойчивости и сил у педагогов часто не хватает.

    Большую роль в преодолении неуспеваемости играют родители – они должны не отмахиваться от проблем своего ребенка, поддерживать тесный контакт с педагогами, мотивировать в ребенке стремление преодолевать свои учебные проблемы.

    Анализ литературы, посвященной проблеме неуспеваемости, позволил выделить противоречие во взглядах на эту проблему различных субъектов  педагогического процесса.

    Так, О.А. Матвеева приводит интересные факты:

    • 80% родителей, обратившихся за консультацией по поводу школьных трудностей, считают, что основные причины неудач ребенка связаны с учителем (несправедливость учителей – 29%; неумение найти подход к ребенку – 48%; низкая квалификация – 23%);
    • Педагоги же (88%) связывают свои трудности в работе с детьми с неверными установками их родителей (пассивность и невнимание к детям – 31%, нежелание или неумение помочь ребенку – 18%).

    Анкетирование 104 учителей определило, что педагоги главными причинами неуспеваемости считают:

    • здоровье (60%);
    • семейные проблемы (32%);
    • низкую самооценку учащихся (16%);
    • тревожность (18%);
    • педагогическую запущенность детей (24%);
    • сложность программы (16,5%).

    Родители (опрошено 100 человек) склонны считать, что  главные причины неуспеваемости их детей – это:

    • неинтересное преподавание предмета – 36%,
    • лень ребенка – 32%,
    • недостаток внимания детей – 28%,
    • отсутствие индивидуального подхода – 24%,
    • большие учебные нагрузки – 24%.

    Анкетирование 94 психологов показало, что они считают  неуспеваемость следствием:

    • амбиций родителей – 30%;
    • незрелости психических функций детей – 28%;
    • недостаточного учета индивидуальных особенностей учащихся – 28%;
    • проблем здоровья детей – 20%.

    Приведенные выше цифры показали: чтобы оптимизировать процесс обучения в школе, необходимо использовать комплексный подход, учитывать точки зрения родителей, педагогов, врачей и др. И нельзя забывать, что поиски причин неуспеваемости, способов решения проблемы должны исходить, прежде всего, из интересов самих детей. 

    

Информация о работе Неуспеваемость учащихся: причины и пути решения проблемы