Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:22, доклад
Реализация в Республике Казахстан «Концепции развития системы образования РК до 2015года» и «Государственной программы развития системы образования в РК на 2005-2010годы» побуждает учителей к поиску новых технологий обучения учащихся , изучению и внедрению в практику работы в школах. Одной из таких технологий является педагогическая технология «Трехмерной методичесой системы обучения» по Караеву. Данная технология основана на трудах великих педагогов таких как: Я.А. Коменский, Песталоцци, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Ж. Дьюи, Гальперин, Н. Ф. Талызина, В.П, Беспалько, В.М. Монахов , которые рассматривали вопрос технологизации обучения.
Новые технологии обучения на уроках математики.
(Применение педагогической технологии «Трехмерной методической системы обучения» по Караеву)
Реализация в Республике Казахстан «Концепции развития системы образования РК до 2015года» и «Государственной программы развития системы образования в РК на 2005-2010годы» побуждает учителей к поиску новых технологий обучения учащихся , изучению и внедрению в практику работы в школах. Одной из таких технологий является педагогическая технология «Трехмерной методичесой системы обучения» по Караеву. Данная технология основана на трудах великих педагогов таких как: Я.А. Коменский, Песталоцци, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Ж. Дьюи, Гальперин, Н. Ф. Талызина, В.П, Беспалько, В.М. Монахов , которые рассматривали вопрос технологизации обучения.
Педагогическая технология занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов, способствующая поэтапно организовывать действия учащихся, направленных на достижение конкретных целей обучения, развития и воспитания. В этом и заключается трехмерность данной технологии.
На уроках математики используется внутренняя дифференциация. По степени продвижения в обучении и признакам сочетания относительно сходных индивидуально психологических качеств учащихся каждого класса можно условно выделить следующие группы, соответствующие одинаковому уровню подготовленности:1)
Четыре уровня обучения учащихся характеризуются следующими особенностями.
Первый уровень обучения - ученический. Дети, имеющие такой уровень способны правильно выполнить аналогичные задания, не требующие значительных умственных усилий. Решают задачу, не обосновывая решение. Не могут дать быстро определение или вспомнить нужную формулировку теоремы или аксиомы.
Второй уровень обучения – алгоритмический. Учащиеся второго уровня могут дать пояснения к решению задач, умеют обосновывать решение, способны доказывать теоремы и применять их в необходимых случаях. Они не только выполняют задания, но и понимают то, что они делают. Т.е. их действия осознанны.
Третий уровень обучения – эвристический. Учащиеся эвристического уровня не всегда являются отличниками по математике, но замечательно справляются с заданиями логического характера, на сообразительность, легко справляются с нестандартными задачами эвристического и поискового характера. Это будущие изобретатели и конструкторы, способные изменить мир к лучшему.
Четвертый уровень обучения - творческий. Учащиеся творческого уровня легко справляются с заданиями по школьной программе, понимают решение и могут его объяснить. Решения задач у них четко обоснованы, имеются все необходимые чертежи и пояснения. Кроме того, данная группа учащихся способна работать над задачами повышенной сложности, принимает участие в олимпиадах различного уровня, в конкурсах научных проектов, в интеллектуальных играх.
Учитель, работая по трехмерной методической системе, должен уметь правильно организовать работу по формированию приемов мыслительной деятельности:1) анализ и синтез; 2) сравнение;3) выделение главного; 4)обобщение и систематизация; 5) конкретизация; 6)определение и объяснение понятий; 7)доказательство и опровержение; 8)моделировнание; 9) системный подход.
На своих уроках я стараюсь часто проводить небольшие проверочные самостоятельные работы с той целью, чтобы проанализировать уровень знаний полученных на предыдущих уроках. Использую для этого математические диктанты, самостоятельные работы с кодированием ответов, чтобы в заключение получилось слово, работу по вариантам с последующей взаимопроверкой. При изучении нового материала стараюсь использовать современные средства наглядности, рисунки и чертежи, ИКТ, чтобы объяснение было понятным и доступным каждому ребенку. Особую ценность представляет работа по учебнику. Обязательно обращаю внимание на правило в учебнике, читаем вслух, записываем в специальную тетрадь по теории, учимся применять. Для отработки навыков в решении примеров и задач, целесообразно использовать дидактические материалы, сборники для подготовки к экзаменам (в 9кл), а также рабочие тетради с печатной основой. На уроках геометрии хорошие результаты дает применение заданий по готовым чертежам, которые заранее выполняю на бумаге фломастером , но лучше применять интерактивную доску, т.к. это дает экономию времени и лучшее качество изображения.
Контрольные работы лучше всего проводить в 6 вариантах. Выбор уровня сложности можно предоставить учащимся, в каждом конкретном классе учитель обдумывает сам. Технологию трехмерной методической системы можно считать развивающей. Так как она дает возможность каждому ученику совершенствоваться по своей траектории развития.
Очень важно научить учащихся самостоятельно критически думать, оценивать и делать обобщения и выводы.
Можно использовать исследовательские методы обучении по схеме:
С1 - АН – СР – Гл -С 2
где С1 - синтез 1; АН –анализ; СР –сравнение; Гл – выделение главного; С2 - синтез2.
Познавательная деятельность ученика должна прходить по схеме
ПД = ООД + Ид + Кд + Коорд.,
где ООД - ориентировочные действия, Ид –исполнительские действия, Кд- контрольные действия, Коорд. -координационные действия.
Важно на каждом уроке математики не только обяснять материал но и давать обучающие самостоятельные работы с быстрой проверкой, анализом и работой над ошибками. Только внимательное отношение к ученикам, фиксирование результатов в листах мониторинга дадут необходимые результаты обучения.
Важным аспектом является идея сотрудничества, которая основана на следующих правилах поведения:
-умение прислушиваться друг к другу;
-принимать совместные решения;
-ясно выражать свои желания и намерения;
-разрешать конфликты;
-доверять друг другу;
-комфортно ощущать себя в группе;
-ощущать свою ответственность за работу группы.
Важную роль в использовании данной методики играет прозрачный журнал, где фиксируется каждое достижение ребенка, а также можно увидеть, где он «не дорабатывает».Позволяет увидеть, какому ребенку нужно оказать индивидуальную и дифференцированную помощь в преодолении трудностей. Здесь эффективно применение карточек- образцов, памяток, рабочих тетрадей с печатной основой. Можно использовать парно-групповую форму обучения.
Молодым учителям можно порекомендовать применять на уроках математики дидактические игры, такие как «Математическая эстафета», «Математическое лото» , «Брейн –ринг», «Блиц-турнир» , а также на внеклассных занятиях поводить конкурсы веселых и смекалистых, КВН , математические турниры. Важно привлекать учащихся к участию в олимпиадах и математических конкурсах : « Малахит», «Ак бота», «Кенгуру-математика для всех», участвовать в выпуске специальных математических газет.
«Нет ни одного ребенка не способного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей» (В. А. Сухомлинский). Трехмерная методическая система дает положительные результаты обучения. Так как она учитывает региональные особенности, индивидуальные и другие.
Информация о работе Новые технологии обучения на уроках математики