Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 14:27, курсовая работа
Предмет исследования - нравственное воспитание школьников в учебной деятельности.
Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу:
нравственное воспитание школьников будет осуществлено в учебной деятельности в том случае, если:
а) учащиеся действуют целенаправленно при выполнении учебных заданий;
б) их действия приобретают осознанный характер;
в) используют приобретенный опыт для решения учебных задач.
Значимой особенностью субъекта деятельности является и осознание им своих возможностей, и умение (возможность) соотнести их и свои стремления с условиями объективной действительности (10, с.19-20).
Э.П. Козлов считает,
что развитию этих качеств способствует
мотивационный компонент
Здесь мы подходим
ко второй стороне вопроса, которую
мы выдвигаем в нашей гипотезе
о структуре учебной
Первое – это возможность развития каждого из них на основе двух других. Так, формирование мотивационной сферы учащегося невозможно без достаточного развития и содержательной, и операционной стороны, поскольку и сознание своих возможностей и возникновение отношения (чувств), соответствующих «сигналов» возможно лишь в том случае, если ребенок владеет определенным содержанием, на основе которого возникает потребность, и комплексом приемов, - способов удовлетворения этих потребностей.
Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения, т. е. субъектом учебной деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определятся и его знаниями, и его уровнем овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности.
Второй аспект, раскрывающий сущность значимости единства данных компонентов, представляет собой следующее: на сегодняшний день процесс обучения в начальной школе в значительной степени направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы, т.е. упор делается на содержательный и частично операционные компоненты. При этом предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие, и нравственное. В определенной своей части это положение верно, но при целенаправленном формировании содержательных элементов, в какой – то степени «стихийное» развитие операционной и мотивационной сторон неизбежно отстает, что, естественно, начинает тормозить и процесс усвоения знаний, не дает в полной мере использовать заложенные в учебной деятельности возможности для умственного и нравственного развития учащихся. (15, с.152).
Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.
Во–первых,
придя в школу, ребенок
Во–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.
И третий фактор:
в процессе обсуждения положения
в современной школе все чаще
звучит тезис о том, что обучение
в школе – это, прежде всего, формирование
нравственной личности. В связи с
этим предлагается увеличить удельный
вес гуманитарных наук в общем
объеме школьной программы. Учебная
деятельность имеет все возможности,
позволяющие развивать у
С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка. (21,с.28).
Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.
Формирование
нравственности происходит в школе
на всех уроках. И в этом отношении
нет главных и неглавных
Для нравственного
воспитания важно организовать учение
как коллективную деятельность, пронизанную
высоконравственными
1.3. Приемы воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств
школьников в учебной деятельности.
На уроках в
постоянном общении с учителем и
сверстниками формируется нравственность
ребенка, считает А.А. Калюжный, обогащается
его жизненный опыт. Переживания
младших школьников, их радости и
огорчения связаны с учебой. На
уроке взаимодействуют все
Л.Р. Болотина отмечает, что в процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство.
Экскурсии
с учащимися проводятся в
Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе. (7, с.251-252).
Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.
Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.
Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.
Высоко оценивает роль этических бесед А. С. Макаренко. «Я помню,— говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе» (18).
Этическая беседа, по мнению Л.Р. Болотиной, требует от учителя большой душевной близости к детям. Ребята должны доверять учителю, любить его, только в этом случае у них появляется стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему миру ребенка, остерегается прямолинейности, бестактности.
Этическая беседа проводится двумя путями—индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.
Особенность проведения
этических бесед в начальных
классах школы в том, что в
них можно включать инсценировки,
чтение отрывков из художественных произведений,
декламацию. При этом нельзя забывать,
что в этической беседе должен
преобладать живой обмен
Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом (7, с.248-250).
Важное значение для идейного и нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Н.К.Крупская считала, что и в учебе, и в труде следует учиться работать коллективно (17, с.104). З.Н. Васильева предлагает познавательную деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, факультативных занятиях.
Организация учебного
процесса, формы оценки знаний, оценочные
суждения, характеризующие отношения
школьников к учению и своим товарищам,
у вдумчивого учителя направлены
на то, чтобы сильные стороны каждого
ученика были осознаны им самим и
его товарищами. Это создает благоприятное
эмоциональное состояние
Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью, утверждает С.Е. Кантарбаев. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достоянию. (13).
Формирование
нравственной самостоятельности
Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.
Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям. (27, с.168).
Чтение и разбор
статей, рассказов, стихотворений, сказок
из учебных книг помогают детям понять
и оценить нравственные поступки
людей, указывает Л.И. Матвеева. Дети
читают и обсуждают статьи, в которых
ставятся в доступной для них
форме вопросы о
На уроке постоянно
возникают определенные деловые
и нравственные отношения между
учащимися. Сообща решая общие познавательные
задачи, поставленные перед классом,
учащиеся общаются между собой, влияют
друг на друга. Учитель предъявляет
ряд требований, касающихся деятельности
учащихся на уроке: не мешать остальным,
внимательно слушать друг друга,
участвовать в общей работе –
и оценивает умение учеников в
этом плане. Совместная работа школьников
на уроке рождает между ними отношения,
характеризующиеся многими