Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:03, реферат
Основа личности -- ее моральное развитие. Издавна в народе считали, что искренность, доброта, трудолюбие - наилучшие качества, которые могут проявиться в человеке. Народная мудрость пропагандировала те черты, которые народ расхваливал, и осуждала все то, что отвергается как плохое. Уважение к людям разных национальностей, доброта, честность, искренность, верность, любовь, отвага в фольклоре всегда побеждают в борьбе против зла и бесчестия. Первые образцы морали усваиваются в семье, где родители обязаны передать детям в наследство порядочность и трудолюбие: «Мораль чистая -- лучше всякого ожерелья». Народный кодекс морали подчеркивает значение воспитания с ранних лет: «Береги честь смолоду».
Введение
Основа личности -- ее моральное развитие. Издавна в народе считали, что искренность, доброта, трудолюбие - наилучшие качества, которые могут проявиться в человеке. Народная мудрость пропагандировала те черты, которые народ расхваливал, и осуждала все то, что отвергается как плохое. Уважение к людям разных национальностей, доброта, честность, искренность, верность, любовь, отвага в фольклоре всегда побеждают в борьбе против зла и бесчестия. Первые образцы морали усваиваются в семье, где родители обязаны передать детям в наследство порядочность и трудолюбие: «Мораль чистая -- лучше всякого ожерелья». Народный кодекс морали подчеркивает значение воспитания с ранних лет: «Береги честь смолоду».
Нравственное воспитание 
является процессом целенаправленного 
формирования у детей морального 
сознания и соответствующего поведения. 
Отмечая ведущее место 
Нравственное воспитание может осуществляться на основе народных методов, которые способствуют формированию таких нравственных качеств, как сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброжелательные коллективные и национальные взаимоотношения. Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.
1. Понятие нравственного воспитания
Нравственное воспитание 
- это целенаправленный процесс приобщения 
детей к моральным ценностям 
человечества и конкретного общества. 
С течением времени ребенок постепенно 
овладевает принятыми в обществе 
людей нормами и правилами 
поведения и взаимоотношений, присваивает, 
то есть делает своими, принадлежащими 
себе, способы и формы 
По мнению В.А. Сластенина, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. С.А. Козлова результатом нравственного воспитания считает появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих В.И. Ядэшко в понятие нравственного воспитания включает формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. Содержание нравственного воспитания упорядоченно вечными ценностями и конкретными потребностями общества, которые с течением времени изменяются. Основано оно на принципах равноценности личностей педагога и ребенка, гуманизме содержания и средств воспитания, доверии и уважении в процессе воспитания, создании позитивной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействия педагога и ребенка.
Сформированные в дошкольном возрасте основы нравственной направленности личности в значительной степени определяют дальнейшую ее жизнь, а исправить допущенные родителями, педагогами ошибки в нравственном воспитании детей тяжело или невозможно.
По словам Л.Р. Болотиной нравственное воспитание - это развитие и формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим людям и видам деятельности. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения со взрослыми и закрепляется в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений со сверстниками. И.А. Каирова подчеркивает, что нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, к своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания формируются чувства патриотизма, товарищества, глубокое уважение к людям труда.
В.Г. Нечаева в свою очередь 
определяет нравственное воспитание как 
активный целенаправленный процесс 
формирования морального сознания, нравственных 
чувств и привычек, нравственного 
поведения с первых лет жизни 
ребенка. Нравственное воспитание - процесс 
двусторонний. С одной стороны, он 
предполагает активное воздействие 
на детей взрослых: родителей, педагогов, 
с другой - активность воспитуемых, 
которая проявляется в их поступках, 
чувствах и отношениях. Как известно, 
дошкольный возраст отличается повышенной 
восприимчивостью к социальным воздействиям. 
Ребенок, придя в этот мир, впитывает 
в себя все человеческое: способы 
общения, поведения, отношения, используя 
для этого собственные 
Д.И. Латышина отмечала, что мораль как форма общественного сознания рождается в системе конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира. Мораль, опираясь на силу общественного мнения, использует духовное поощрение, понуждение, побуждение, осуждение, воздействует на сознание людей, воспитывает их в духе принятых в обществе моральных законов.
По мнению О.В. Ковальчук 
роль взрослого как «социального 
проводника» очень важна и 
ответственна. Задача взрослого - определить, 
чему, как и когда учить ребенка, 
чтобы его адаптация к 
знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество
 
Согласно народной педагогике нравственное воспитание включает в себя усвоение основ своей национальной культуры, свой родной язык, свои национальные традиции, обычаи и обряды, которые и определяют. На основе этого ребенок приобретает первый опыт морального поведения. Таким образом, уже первое знакомство с народными порядками способствует моральному воспитанию. Под руководством взрослых малыш приобретает элементарный опыт поведения, вырабатывает отношение к близким людям, ровесникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в нем формируются такие важные качества, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, заботливое отношение к результатам работы людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности и т.п.
2. Методы нравственного воспитания
Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова - в дошкольной педагогике). Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание. Так, академик Б. Т. Лихачев исходит из логики целостности педагогического процесса, а также логики его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания. Согласно этому основанию, он выделяет три группы методов: методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования); методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации); методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку).
В. Г. Нечаева выделяет две 
группы методов нравственного 
Классификация, предложенная 
В. И. Логиновой, выстроена на том 
же основании, что и у В. Г. Нечаевой, 
- на активизации механизма 
Вероятно, можно избрать 
и другие основания для классификации 
методов нравственного 
Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:
- любой метод (группа 
методов) должен быть гуманным, 
не унижающим ребенка, не 
- метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.
Иногда воспитатели и родители используют прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. Какой же результат в нравственном развитии ребенка можно получить? Или, что бывает часто, в качестве наказания используется угроза (что само по себе плохо и не имеет ничего общего с методом предвосхищения последствий поступка или действия). Родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают («Вот не будешь слушаться, уведу в лес и оставлю волкам на съедение!»). Вначале подобные угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым;
- для использования метода 
должны быть заранее 
- метод не должен применяться 
однотипно, шаблонно по 
- методы воспитания следует 
применять тактично. Воспитанник 
не должен чувствовать, что 
его воспитывают. 
- при подборе методов 
следует учитывать степень 
- проектируя, подбирая методы, 
Важно предвидеть возможные 
- применение методов 
3. Средства нравственного воспитания
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.
Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.
Художественная литература, 
изобразительное искусство, музыка, 
кино, диафильмы и другие средства 
можно объединить в группу художественных 
средств. Эта группа средств очень 
важна в решении задач 
Средством нравственного 
воспитания дошкольников является природа. 
Природа дает возможность вызывать 
у детей гуманные чувства, желание 
заботиться о тех, кто слабее, кто 
нуждается в помощи, защищать их, 
способствует формированию у ребенка 
уверенности в себе. Воздействие 
природы на нравственную сферу личности 
детей многогранно и при 
Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.
Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И. Лысина, А. Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).