Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:03, реферат
Основа личности -- ее моральное развитие. Издавна в народе считали, что искренность, доброта, трудолюбие - наилучшие качества, которые могут проявиться в человеке. Народная мудрость пропагандировала те черты, которые народ расхваливал, и осуждала все то, что отвергается как плохое. Уважение к людям разных национальностей, доброта, честность, искренность, верность, любовь, отвага в фольклоре всегда побеждают в борьбе против зла и бесчестия. Первые образцы морали усваиваются в семье, где родители обязаны передать детям в наследство порядочность и трудолюбие: «Мораль чистая -- лучше всякого ожерелья». Народный кодекс морали подчеркивает значение воспитания с ранних лет: «Береги честь смолоду».
Введение
Основа личности -- ее моральное развитие. Издавна в народе считали, что искренность, доброта, трудолюбие - наилучшие качества, которые могут проявиться в человеке. Народная мудрость пропагандировала те черты, которые народ расхваливал, и осуждала все то, что отвергается как плохое. Уважение к людям разных национальностей, доброта, честность, искренность, верность, любовь, отвага в фольклоре всегда побеждают в борьбе против зла и бесчестия. Первые образцы морали усваиваются в семье, где родители обязаны передать детям в наследство порядочность и трудолюбие: «Мораль чистая -- лучше всякого ожерелья». Народный кодекс морали подчеркивает значение воспитания с ранних лет: «Береги честь смолоду».
Нравственное воспитание
является процессом целенаправленного
формирования у детей морального
сознания и соответствующего поведения.
Отмечая ведущее место
Нравственное воспитание может осуществляться на основе народных методов, которые способствуют формированию таких нравственных качеств, как сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброжелательные коллективные и национальные взаимоотношения. Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.
1. Понятие нравственного воспитания
Нравственное воспитание
- это целенаправленный процесс приобщения
детей к моральным ценностям
человечества и конкретного общества.
С течением времени ребенок постепенно
овладевает принятыми в обществе
людей нормами и правилами
поведения и взаимоотношений, присваивает,
то есть делает своими, принадлежащими
себе, способы и формы
По мнению В.А. Сластенина, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. С.А. Козлова результатом нравственного воспитания считает появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих В.И. Ядэшко в понятие нравственного воспитания включает формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. Содержание нравственного воспитания упорядоченно вечными ценностями и конкретными потребностями общества, которые с течением времени изменяются. Основано оно на принципах равноценности личностей педагога и ребенка, гуманизме содержания и средств воспитания, доверии и уважении в процессе воспитания, создании позитивной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействия педагога и ребенка.
Сформированные в дошкольном возрасте основы нравственной направленности личности в значительной степени определяют дальнейшую ее жизнь, а исправить допущенные родителями, педагогами ошибки в нравственном воспитании детей тяжело или невозможно.
По словам Л.Р. Болотиной нравственное воспитание - это развитие и формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим людям и видам деятельности. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения со взрослыми и закрепляется в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений со сверстниками. И.А. Каирова подчеркивает, что нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, к своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания формируются чувства патриотизма, товарищества, глубокое уважение к людям труда.
В.Г. Нечаева в свою очередь
определяет нравственное воспитание как
активный целенаправленный процесс
формирования морального сознания, нравственных
чувств и привычек, нравственного
поведения с первых лет жизни
ребенка. Нравственное воспитание - процесс
двусторонний. С одной стороны, он
предполагает активное воздействие
на детей взрослых: родителей, педагогов,
с другой - активность воспитуемых,
которая проявляется в их поступках,
чувствах и отношениях. Как известно,
дошкольный возраст отличается повышенной
восприимчивостью к социальным воздействиям.
Ребенок, придя в этот мир, впитывает
в себя все человеческое: способы
общения, поведения, отношения, используя
для этого собственные
Д.И. Латышина отмечала, что мораль как форма общественного сознания рождается в системе конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира. Мораль, опираясь на силу общественного мнения, использует духовное поощрение, понуждение, побуждение, осуждение, воздействует на сознание людей, воспитывает их в духе принятых в обществе моральных законов.
По мнению О.В. Ковальчук
роль взрослого как «социального
проводника» очень важна и
ответственна. Задача взрослого - определить,
чему, как и когда учить ребенка,
чтобы его адаптация к
знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество
Согласно народной педагогике нравственное воспитание включает в себя усвоение основ своей национальной культуры, свой родной язык, свои национальные традиции, обычаи и обряды, которые и определяют. На основе этого ребенок приобретает первый опыт морального поведения. Таким образом, уже первое знакомство с народными порядками способствует моральному воспитанию. Под руководством взрослых малыш приобретает элементарный опыт поведения, вырабатывает отношение к близким людям, ровесникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в нем формируются такие важные качества, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, заботливое отношение к результатам работы людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности и т.п.
2. Методы нравственного воспитания
Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова - в дошкольной педагогике). Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание. Так, академик Б. Т. Лихачев исходит из логики целостности педагогического процесса, а также логики его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания. Согласно этому основанию, он выделяет три группы методов: методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования); методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации); методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку).
В. Г. Нечаева выделяет две
группы методов нравственного
Классификация, предложенная
В. И. Логиновой, выстроена на том
же основании, что и у В. Г. Нечаевой,
- на активизации механизма
Вероятно, можно избрать
и другие основания для классификации
методов нравственного
Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:
- любой метод (группа
методов) должен быть гуманным,
не унижающим ребенка, не
- метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.
Иногда воспитатели и родители используют прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. Какой же результат в нравственном развитии ребенка можно получить? Или, что бывает часто, в качестве наказания используется угроза (что само по себе плохо и не имеет ничего общего с методом предвосхищения последствий поступка или действия). Родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают («Вот не будешь слушаться, уведу в лес и оставлю волкам на съедение!»). Вначале подобные угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым;
- для использования метода
должны быть заранее
- метод не должен применяться
однотипно, шаблонно по
- методы воспитания следует
применять тактично. Воспитанник
не должен чувствовать, что
его воспитывают.
- при подборе методов
следует учитывать степень
- проектируя, подбирая методы,
Важно предвидеть возможные
- применение методов
3. Средства нравственного воспитания
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.
Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.
Художественная литература,
изобразительное искусство, музыка,
кино, диафильмы и другие средства
можно объединить в группу художественных
средств. Эта группа средств очень
важна в решении задач
Средством нравственного
воспитания дошкольников является природа.
Природа дает возможность вызывать
у детей гуманные чувства, желание
заботиться о тех, кто слабее, кто
нуждается в помощи, защищать их,
способствует формированию у ребенка
уверенности в себе. Воздействие
природы на нравственную сферу личности
детей многогранно и при
Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.
Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И. Лысина, А. Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).