Нравственное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:03, реферат

Описание

Основа личности -- ее моральное развитие. Издавна в народе считали, что искренность, доброта, трудолюбие - наилучшие качества, которые могут проявиться в человеке. Народная мудрость пропагандировала те черты, которые народ расхваливал, и осуждала все то, что отвергается как плохое. Уважение к людям разных национальностей, доброта, честность, искренность, верность, любовь, отвага в фольклоре всегда побеждают в борьбе против зла и бесчестия. Первые образцы морали усваиваются в семье, где родители обязаны передать детям в наследство порядочность и трудолюбие: «Мораль чистая -- лучше всякого ожерелья». Народный кодекс морали подчеркивает значение воспитания с ранних лет: «Береги честь смолоду».

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 21.84 Кб (Скачать документ)

Введение

Основа личности -- ее моральное  развитие. Издавна в народе считали, что искренность, доброта, трудолюбие - наилучшие качества, которые могут  проявиться в человеке. Народная мудрость пропагандировала те черты, которые  народ расхваливал, и осуждала все  то, что отвергается как плохое. Уважение к людям разных национальностей, доброта, честность, искренность, верность, любовь, отвага в фольклоре всегда побеждают в борьбе против зла  и бесчестия. Первые образцы морали усваиваются в семье, где родители обязаны передать детям в наследство порядочность и трудолюбие: «Мораль  чистая -- лучше всякого ожерелья». Народный кодекс морали подчеркивает значение воспитания с ранних лет: «Береги честь смолоду».

Нравственное воспитание является процессом целенаправленного  формирования у детей морального сознания и соответствующего поведения. Отмечая ведущее место обозначенного  фактора в воспитании, С.Руссова  писала: «Вообще моральное воспитание не может вестись как-то в отдельности: им должно быть пронизано все обучение, вся жизнь»

Нравственное воспитание может осуществляться на основе народных методов, которые способствуют формированию таких нравственных качеств, как  сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброжелательные коллективные и национальные взаимоотношения. Нравственность - это  внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.

1. Понятие нравственного воспитания

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям  человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами  поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.В педагогическом словаре нравственное воспитание понимается как один из самых важных видов воспитания, заключающийся в целенаправленном формировании нравственной сознательности, развитии нравственных чувств и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологией . Т.И. Пониманская рассматривает нравственное воспитание как целенаправленное взаимодействие взрослого и ребенка с целью формирования нравственных чувств и качеств, усвоение моральных норм и правил, развитие нравственных мотивов и навыков поведения

По мнению В.А. Сластенина, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. С.А. Козлова результатом нравственного воспитания считает появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих В.И. Ядэшко в понятие нравственного воспитания включает формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. Содержание нравственного воспитания упорядоченно вечными ценностями и конкретными потребностями общества, которые с течением времени изменяются. Основано оно на принципах равноценности личностей педагога и ребенка, гуманизме содержания и средств воспитания, доверии и уважении в процессе воспитания, создании позитивной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействия педагога и ребенка.

Сформированные в дошкольном возрасте основы нравственной направленности личности в значительной степени  определяют дальнейшую ее жизнь, а исправить  допущенные родителями, педагогами ошибки в нравственном воспитании детей  тяжело или невозможно.

По словам Л.Р. Болотиной  нравственное воспитание - это развитие и формирование качеств личности, характеризующих отношение к  самому себе, другим людям и видам  деятельности. Опыт нравственного поведения  дошкольников складывается в процессе общения со взрослыми и закрепляется в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений со сверстниками. И.А. Каирова подчеркивает, что нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, к своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания формируются чувства патриотизма, товарищества, глубокое уважение к людям труда.

В.Г. Нечаева в свою очередь  определяет нравственное воспитание как  активный целенаправленный процесс  формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного  поведения с первых лет жизни  ребенка. Нравственное воспитание - процесс  двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие  на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой - активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает  в себя все человеческое: способы  общения, поведения, отношения, используя  для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем  проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали.

Д.И. Латышина отмечала, что мораль как форма общественного сознания рождается в системе конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира. Мораль, опираясь на силу общественного мнения, использует духовное поощрение, понуждение, побуждение, осуждение, воздействует на сознание людей, воспитывает их в духе принятых в обществе моральных законов.

По мнению О.В. Ковальчук  роль взрослого как «социального проводника» очень важна и  ответственна. Задача взрослого - определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому  миру состоялась и прошла безболезненно. Прочность, устойчивость нравственного  качества зависят от того, как оно  формировалось, какой механизм был  положен в основу педагогического  воздействия. Рассмотрим механизм нравственного  становления личности. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного  качества, о его необходимости  и о преимуществах овладения  им. Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:

знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество

 

Согласно народной педагогике нравственное воспитание включает в  себя усвоение основ своей национальной культуры, свой родной язык, свои национальные традиции, обычаи и обряды, которые  и определяют. На основе этого ребенок  приобретает первый опыт морального поведения. Таким образом, уже первое знакомство с народными порядками  способствует моральному воспитанию. Под руководством взрослых малыш приобретает элементарный опыт поведения, вырабатывает отношение к близким людям, ровесникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в нем формируются такие важные качества, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, заботливое отношение к результатам работы людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности и т.п.

2. Методы нравственного воспитания

Как известно, средство становится эффективным в сочетании с  адекватными методами и приемами воспитания.

В педагогике существует несколько  подходов к классификации методов  воспитания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова - в дошкольной педагогике). Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание. Так, академик Б. Т. Лихачев исходит из логики целостности педагогического процесса, а также логики его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания. Согласно этому основанию, он выделяет три группы методов: методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования); методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации); методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку).

В. Г. Нечаева выделяет две  группы методов нравственного воспитания дошкольников: организация практического  опыта общественного поведения (метод  приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации  деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит  метод убеждения, положительный  пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В. И. Логиновой, выстроена на том  же основании, что и у В. Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного  воспитания, - но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания}.

Вероятно, можно избрать  и другие основания для классификации  методов нравственного воспитания, хотя наиболее целесообразна та, которая  соответствует его механизму.

Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

- любой метод (группа  методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим  его прав. Это относится к детям  любого возраста - и младенческого,  и дошкольного, и школьного;

- метод должен быть  реальным, осуществимым, он требует  логического завершения.

Иногда воспитатели и  родители используют прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. Какой  же результат в нравственном развитии ребенка можно получить? Или, что  бывает часто, в качестве наказания  используется угроза (что само по себе плохо и не имеет ничего общего с методом предвосхищения последствий  поступка или действия). Родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально  не сделают («Вот не будешь слушаться, уведу в лес и оставлю волкам на съедение!»). Вначале подобные угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что  за такими словами ничего не стоит  и можно продолжать не слушаться. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым;

- для использования метода  должны быть заранее подготовлены  условия, средства. Например, воспитатель  приучает детей к бережному  отношению к вещам, игрушкам  и для этого хочет использовать  метод организации совместной  деятельности детей - организовать  «мастерскую по ремонту игрушек». В этом случае он должен  подготовить материалы, которыми  дети могли бы работать;

- метод не должен применяться  однотипно, шаблонно по отношению  ко всем детям и в любой  ситуации. Если не соблюдать это  условие, метод убеждения может  превратиться в назидание и  перестанет давать нужный результат;

- методы воспитания следует  применять тактично. Воспитанник  не должен чувствовать, что  его воспитывают. Опосредованное  воздействие - большое искусство,  которым педагог овладевает, если  умеет бережно относиться к  ребенку;

- при подборе методов  следует учитывать степень сложности  формируемого качества;

- проектируя, подбирая методы, Важно предвидеть возможные результаты  воздействия их на конкретного  ребенка. Если воспитатель не  уверен в успехе или предвидит  слишком сильную реакцию - от  выбранного метода следует отказаться;

- применение методов нравственного  воспитания требует терпения  и терпимости. Когда дело касается  ребенка дошкольного возраста, нельзя  рассчитывать на моментальный  и постоянный результат. Следует  терпеливо повторять уже использованные  методы и подбирать новые, с  пониманием относиться к тому, что результат будет, достигнут  не сразу и, может быть, не  совсем в той форме и в  том качестве, каких мы ожидаем; - преобладающими в нравственном  воспитании дошкольников должны  быть практические методы, которые  предполагают обучение ребенка  способам действия. Если только  опираться на осознание, понимание  значимости положительного поведения  и не обучать способам такого  поведения, желаемых результатов  не будет. Так, обратимся к  хорошо известному методу примера  взрослого как образца для  подражания. Рассчитывать на воздействие  этого метода без организации  наблюдения, а также практики  поведения ребенка нельзя;

3. Средства нравственного воспитания

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственного  воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень  важна в решении задач нравственного  воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых  моральных явлений. Многочисленные исследования (Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова, А. М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают  иллюстрации к книгам (В. А. Елисеева, Г. Н. Пантелеев). На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично  и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений  и воспитании чувств.

Средством нравственного  воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание  заботиться о тех, кто слабее, кто  нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка  уверенности в себе. Воздействие  природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей  педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С. Н. Николаева, Л. Г. Нисканен, В. Г. Фокина, В. Д. Сыч).

Средством нравственного  воспитания дошкольников является собственная  деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И. Лысина, А. Г. Рузская) считать видом  деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше  всего выполняет задачи корректировки  представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного  воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера  может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка  обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм нравственного  воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и  интеллектуального развития, от этапа  развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или  закрепляем, или уже перевоспитываем).

Информация о работе Нравственное воспитание