Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 07:59, контрольная работа

Описание

Целостность и гармоничность воспитанности сотрудника ОВД складывается в результате разнообразной по содержанию, формам и методам воспитательной работы, определенные группы которых образуют ее виды. Организация воспитательной работы включает разные направления, каждое из которых решает задачи определенного вида воспитания, а все они во взаимосвязи образуют систему видов воспитания, обеспечивающих всесторонность его содержания.

Содержание

Введение
1. Основы нравственного воспитания
2. Морально-психологическая подготовка
3. Профессионально-этическое воспитание
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

педагогика.docx

— 32.79 Кб (Скачать документ)

Морально-психологическая  подготовка (МПП) - комплексный вид  подготовки личного состава правоохранительных органов, сочетающий обучение и воспитание. По преобладающим особенностям она  выступает как часть системы  воспитания, что определяет особенности  ее построения и проведения.

Морально психологическая  подготовка, имея общую основу для  всех работающих в правоохранительных органах, дифференцируется и ориентируется  дополнительно на частные задачи подготовки, образуя виды МПП. Так:

по времени проведения различают предварительную (проводимую заблаговременно, длительно, основательно) и непосредственную (проводимую непосредственно  перед выполнением ответственного задания, причем прицельно, избирательно, с полным учетом конкретных особенностей предстоящих действий). Последний  вид преимущественно решает задачу именно мобилизации имеющихся у  сотрудников сил и возможностей на безусловное и качественное решение  очередной сложной и ответственной  задачи;

по разным правоохранительным органам различают: МПП личного  состава органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой  полиции, органов прокуратуры и  др.;

по разным специальностям сотрудников конкретного правоохранительного  органа. Например, в органах внутренних дел личного состава криминальной милиции, специальных отрядов, инспекторов  дорожного движения, участковых инспекторов  и др. Необходимость такой дифференциации обусловлена наличием некоторых  моральных особенностей решаемых задач, условий, трудностей, контингента граждан, сущности рассматриваемых вопросов, совершаемых ошибок и др.;

по конкретным профессиональным задачам, насыщенным морально-психологическими аспектами: МПП к общению с  населением,

действиям при чрезвычайных обстоятельствах, разрешению гражданских  споров и др.;

по профессиональной опытности  и уровню морально-психологической  подготовленности: МПП молодых сотрудников  и опытных, хорошо подготовленных в  морально-психологическом отношении  и допускающих моральные срывы  и промахи;

по должностному положению: всего личного состава и начальствующего  состава. Последний вид пока применяется  не часто, а между тем он необходим, своеобразен, важен и предполагает отработку дополнительных тем и  вопросов, например: значение и сущность морально-психологической подготовленности сотрудников правоохранительного  органа; цели, задачи, содержание, организация  и методика их морально-психологической  подготовки; особенности формирования у сотрудников моральных убеждений, установок, мотивов, привычек, умений, навыков и качеств; взаимосвязь  повседневной деятельности персонала  с вопросами морально-психологической  подготовки; морально-психологические  особенности текущей управленческой деятельности руководителя; влияние  различных стилей управления на морально-психологическую  подготовленность сотрудников, морально-психологические  последствия административно-командного стиля; морально-психологическое влияние  на сотрудников особенностей личности руководителя, стиля, поведения, принимаемых  решений; морально-психологические  вопросы общения и построения взаимоотношений начальника с подчиненными; морально-психологические основы и  проблемы руководства коллективом; особенности морально-психологической  подготовки сотрудников к решению  различных служебных задач и  действиям в экстремальных условиях и др.

Организация и проведение морально-психологической подготовки связаны с проведением ее по двум направлениям: МПП в ходе службы и решения правоохранительных задач  и МПП в процессе специального курса. Первое, по существу, совпадает  со всеми мерами нравственного воспитания, описанными выше, но с нацеленностью  на формирование компонентов морально-психологической  подготовленности. Всем руководителям  всегда следует отдавать ясный отчет  о том, как то или иное событие  или их решение, объявление поощрения  и наказания кому-то и т.п. отражаются морально - психологически на коллективе и отдельных сотрудниках, т.е. необходимо учитывать морально-психологические  последствия.

Необходимость специального курса морально-психологической  подготовки назрела давно, ибо, как  показывает опыт, проведение нравственного  воспитания и МПП по ходу службы, как бы "между делом", не обеспечивает полноценного достижения их целей: у  сотрудников часто остаются нравственные пробелы, многие моральные аспекты  деятельности не осваиваются или  находятся на уровне житейских, а  не профессиональных суждений и оценок; обнаруживается неустойчивость в морально-психологическом  подходе к решению значительной части служебных вопросов; возникают  конфликты с гражданами и предпосылки  к нарушениям законности.

Курс морально-психологической  подготовки необходим в каждом правоохранительном органе, он должен быть ежегодным, начинаться с основ, затем дифференцироваться по категориям, проводиться с новыми сотрудниками и отдельно - с опытными, актуализироваться в связи с  повседневными потребностями деятельности правоохранительного органа, обнаруживающимися  недостатками в морально-психологической  подготовке разных категорий сотрудников.

К методике занятий по морально-психологической  подготовке предъявляются повышенные требования, ибо обучающимся в  ее системе надо дать не только знания, но и превратить их в достояние  психологии, отношений к делу и  людям, нормы и привычки поведения. Такая подготовка не может быть успешной, если обучающиеся слышат лишь проповеди  о нравственности, только правильные и возвышенные слова о справедливости и добре. Слова будут отскакивать  от сознания как горох от стены, если риторика не будет подкреплена жизнью, практикой. Поэтому подготовка должна быть по преимуществу практичной, насыщенной семинарами, дискуссиями, практическими  занятиями и играми.

Основными элементами оптимальной  методики занятий по морально-психологической  подготовке сотрудников выступают:

сообщение новых сведений обучающимся преимущественно в  начале каждого занятия, а не на лекциях;

теснейшая связь занятий  с практикой, конкретными событиями, моральный анализ и оценка конкретных поступков, непосредственно имевших  место в жизни данного правоохранительного  органа и сотрудников, обучающихся  в группе, недавно или только что  происшедших;

коллективная моральная  проработка действий - предстоящих  или типичных для профессиональной деятельности данной категории обучающихся;

активизация самооценки моральности  своего поведения, действий обучающимися сотрудниками, своих решений, своих  морально-психологических качеств, взглядов, внутренних установок, мотивов, навыков, привычек;

свобода высказывания любых  мнений, суждений, оценок каждым обучающимся;

организация руководителем  занятий соударения мнений обучающихся, анализа конкурирующих моральных  мнений, выявление сильных и слабых сторон каждого, морально обоснованный выбор лучшего;

искренность и правдивость  в обсуждении всех вопросов, недопущение  лукавства, недомолвок, ухода от острых проблем и вопросов, поиск честных  и морально зрелых ответов;

ликвидация и профилактика формализма, скуки на занятиях;

требование аргументированного морального обоснования обучающимися сотрудниками личных мнений, оценок, суждений;

коллективный поиск всесторонне  взвешенных и морально аргументированных  решений, оценок;

расчет ближайших и  отдаленных морально-психологических  последствий разных операций, профессиональных поступков, действий, решений (их влияние  на граждан, коллег, самого себя);

коллективные упражнения в разработке новых, профессионально  специализированных моральных норм, правил или их детализации, конкретизации  для своего правоохранительного  органа, подразделения, части, коллектива или даже себя лично;

обсуждение путей укрепления морально-психологического климата  и взаимоотношений сотрудников  в коллективе;

совместный поиск причин неприживаемости в коллективе отдельных  моральных норм (если такие факты  есть), живучести недостатков в  МПП отдельных членов коллектива, моральных причин недостаточного авторитета сотрудников у населения, путей  его повышения;

обсуждение путей совершенствования  своей морально-психологической  подготовленности, морально-психологического климата и моральности профессиональных действий.

Главным методом проведения занятий выступает особый метод - метод ситуативного морального выбора (моральных дилемм, моральных казусов). Суть его в том, что обучающимся  сотрудникам предлагается для изучения, разбора, оценки, решения служебная  или жизненная ситуация из практики, характерная наличием выраженного  морального аспекта. Они могут предлагаться обучающимся на занятиях в словесном  виде, с иллюстрацией фотографий (слайдов), демонстрацией фрагмента видео - или кинофильма, а также игровым  розыгрышем на занятии. После ознакомления с ситуацией сотрудникам предлагается ответить на ряд (2-5 и больше) вопросов, наполненных моральным смыслом  и все больше углубляющихся в  тонкости событий. Ситуация и ответы на вопросы обсуждаются коллективно  и вырабатываются сообща или даются компромиссные оценки ситуации и  практические выводы для обучающихся.

Научно разработан и подтвердил свою педагогическую эффективность  и метод "Я сам". Это метод  индивидуального воспитывающего обучения, ценность которого и в том, что  он охватывает не только плановые занятия, но и практическую деятельность сотрудника. Метод базируется на особых методических разработках, воплощенных в "Учебных  книжках-памятках" (размером с записную книжку). Подготавливается несколько  таких книжек, каждая из которых  содержит правила поведения и  посвящается отработке морально-корректного  поведения при определенных профессиональных действиях, профилактической беседе с  гражданами, приеме граждан, допросе, поведение  в коллективе, по месту жительства и др. Возможна и комплексная отработка  поведения на службе и в быту (морально - психологические, отношения к службе и своим обязанностям, морально-психологические  отношения к товарищам по службе, морально - психологические отношения  к себе). Учебная книжка состоит  из двух частей: методические рекомендации обучающимся и перечень пронумерованных  правил поведения. Порядок использования  методической разработки таков:

1) обучающимся разъясняются  цели, задачи и дается подробный  комментарий к методическим рекомендациям;

2) указывается на необходимость  ежедневно, в начале рабочего  дня, прочитывать методические  рекомендации и руководствоваться  ими при выполнении всех дел,  а в конце дня анализировать  свое поведение;

3) поступать так в течение  недели (или большего установленного  срока, но не дольше двух  месяцев; повтор возможен после  перерыва в несколько месяцев), при необходимости консультируясь  с руководителем занятий, начальником  или его заместителем по работе  с личным составом; через неделю  обобщить результаты своей работы  и самостоятельно оценить их. Последнее делать с помощью  листа самоконтроля - чистого листа  бумаги с номерами правил в  книжке, против каждого выставляется  оценка: 5 - всегда выполнял правильно, 4 - как правило, поступал правильно, но с небольшими недостатками, 3 - порой делал ошибки в применении правила, 2 - часто поступал неправильно, 0 - в истекший срок не было ситуаций, когда надо было действовать в соответствии с этим правилом. Оценки по указанию руководителя могут выставляться ежедневно, два раза в неделю, раз в неделю. Лист оценки сдается руководителю для разбора и получения дальнейших инструкций. Листы с оценками, сделанными через очередные сроки или несколько сроков, сравниваются и делаются выводы о характере изменений в поведении сотрудника.

Можно ожидать, что оценки, выставляемые сотрудником самому себе, не будут полностью объективными, но тут есть два момента. Во-первых то, что обучающиеся периодически просматривают правила поведения  и размышляют над оценкой каждого, уже приносит пользу: правила волей-неволей  запоминаются, всплывают непроизвольно  в памяти в ситуациях реальной жизни и деятельности и как-то регулируют поведение, что уже хорошо. Во-вторых, следует применять меры, повышающие объективность оценок. Для  этого: руководитель наблюдает за обучающимися (всеми или избирательно) и сверяет  потом выставленные ими самооценки с результатами своих наблюдений, делает замечания, если оценки расходятся; при проведении плановых занятий  используются методические приемы групповой  оценки достигнутого отдельными обучаемыми - разбивка их на пары с заданием осуществлять взаимный контроль правильности выставленных оценок, разбивка на группы по 3-4 человека с поручением обсуждать или даже выставлять групповые оценки каждому  по очереди; выставлять оценки всей учебной  группой некоторым из обучающихся, сверяя их с выставленными ими  самими оценками; используется прием  изолированной самооценки (каждый раз  выдается новый чистый лист для самооценки, а предыдущий не показывается).

Полезно иметь сводный  журнал, где на каждого сотрудника отводятся свои листы, составленные по формату листа самоконтроля с  несколькими вертикальными графами  для ряда оценок, выставляемых в  разные строки. Эти данные используются во всей индивидуальной работе.

 

3. Профессионально  - этическое воспитание

 

Профессиональная этика - система моральных норм и моральных  принципов поведения людей в  определенной профессии. Это и общие  нормы нравственного поведения  в их специфическом выполнении, а  также особые нормы в определенном виде профессиональной деятельности. В правоохранительной деятельности имеют специальное значение, например, нормы справедливости, беспристрастности, долга, ответственности, нетерпимости к злу и борьбы с ним и  др. Они имеют в ней особо  ценностное, но, как все моральные  нормы, все же рекомендательное значение и строго соблюдаются при профессиональной моральной воспитанности. Но есть и  нормы узкопрофессиональные. Один из видов - нормы служебного этикета (порядка  поведения) при обращении к гражданам, обращении граждан к сотруднику, приеме населения, общении с гражданами, общении с коллегами, с начальником, телефонных переговорах и др. Другой вид - профессионально-деонтологические нормы, однозначно регламентирующие действия и поступки сотрудников. Те и другие закреплены в служебных документах - уставах, положениях о прохождении  службы, наставлениях, директивах, инструкциях  и т.п. Важные для выполнения сотрудниками наших правоохранительных органов  нормы служебного поведения содержатся в международных актах, таких, как  Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН, и приложения к нему, Основные принципы этики полицейской службы (Полицейская декларация) и др. Они однозначно регламентируют должное поведение сотрудника, не оставляя места для выбора. Их выполнение обеспечивается профессионально-этическим воспитанием дисциплинированности. При этом используется воспитание сознательного и умелого отношения к выполнению обязательных норм профессионального поведения, осмысление порядка действий.

Заключение

 

Контроль за правомерным  поведением граждан, обеспечение общественного  порядка и приучение к нему, разрешение конфликтов в юридически значимых ситуациях, требование уважать  закон и другие правовые установления, повышение правовой культуры и правовоспитанности, исправление пренебрегающих нормами  права и др. - это выраженная воспитательная функция всей системы правоохраны. Реализовать ее могут только соответственным  образом воспитанные люди, ибо  изначально воспитатель должен быть сам воспитан. Нельзя совершенствовать общество и людей, обладая недостатками, или, как образно говорят в  народе, "нельзя дырой заткнуть дыру". Невоспитанные сотрудники правоохранительных органов - это не конструктивная сила и не бессилие их, а совершенно нетерпимый десоциализирующий фактор. Поэтому  и построение педагогической системы  воспитания личного состава носит  обязательный характер в решении  возложенных на них государством задач и оправдании социальных ожиданий общества.

Информация о работе Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников ОВД