Нумерация чисел первого десятка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:28, реферат

Описание

При изучении нумерации учащиеся должны усвоить, как называется каждое число и как оно обозначается печатной и письменной цифрой. В органической связи с этим формируется понятие начального отрезка натуральной последовательности, а также понятие натурального числа как члена этой последовательности.

Содержание

1. Задачи учителя при изучении данной темы.
2. Виды упражнений позволяющие решить эти задачи и методика работы над ними.
3. Три способа сравнения чисел в пределах 10.
4. Сравнить тремя способами числа 5 и 7.

Работа состоит из  1 файл

методика преп математ 4 курс.doc

— 52.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Самарской  области

ГОУ СПО Тольяттинский  социально-педагогический колледж 

г. Тольятти, ул. Ленинградская, 28

Тел. 48-20-93 
 
 
 

Ф.И.О. студента:                                                        Ковалева Евгения Игоревна

Домашний  адрес, тел.:            443902, п. Прибрежный, ул. Парусная, д30, кв53

Специальность:                         050709    «Преподавание в начальных классах»

Форма обучения:                                                                                          Заочная

Курс, группа:                                                                        3 курс, группа НК 3-А 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

«Методика преподавания начального курса математики» 

Тема: Нумерация чисел  первого десятка 
 
 
 
 

Дата  получения:        30.10.2011г. 

    Оценка  работы _______________ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

План:

  1. Задачи учителя при изучении данной темы.
  2. Виды упражнений позволяющие решить эти задачи и методика работы над ними.
  3. Три способа сравнения чисел в пределах 10.
  4. Сравнить тремя способами числа 5 и 7.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.Задачи  учителя при изучении данной  темы.

       При изучении нумерации учащиеся должны усвоить, как называется каждое число  и как оно обозначается печатной и письменной цифрой. В органической связи с этим формируется понятие начального отрезка натуральной последовательности, а также понятие натурального числа как члена этой последовательности, т. е. учащиеся должны усвоить:

       1) Как образуется каждое число  при счете из предыдущего числа  и единицы, а также из следующего за ним числа и единицы;

       2) На сколько каждое число больше  непосредственно предшествующего  уму и меньше непосредственно  следующего за ним при счете  числа;

       3) какое место занимает каждое число в ряду чисел от 1 до 10; после какого числа и перед каким числом называют его при счете. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Виды  упражнений позволяющие решить  эти задачи и методика работы  над ними.

       1. Присчитывание и отсчитывание  по 1.

       Например, при изучении чисел 1 – 4 учитель  предлагает детям положить 2 палочки, затем положить еще 1 палочку. Выясняют, сколько стало палочек и как получили 3 палочки. Далее присоединяют еще 1 палочку и снова отвечают на те же вопросы: сколько стало палочек, как получили 4 палочки? Затем из 4 палочек берут (отодвигают) 1 палочку и выясняют, сколько осталось палочек и как теперь получили 3 палочки. Из 3 палочек убирают 1 палочку и поясняют, как получили 2 палочки.

       2. Образование числовых последовательностей  («числовых лесенок»).

       Так, при изучении чисел 1 – 4 проводится такая работа:

       « Положите 2 круга; ниже положите столько же треугольников; придвиньте еще 1 треугольник. Сколько стало всего треугольников? Как получили 3 треугольника? Каких фигур больше: треугольников или кругов? На сколько больше?

       Положите  в следующий ряд столько квадратов, сколько у вас лежит треугольников. Что надо сделать, чтобы квадратов стало больше на 1? Положите еще 1 квадрат. Сколько стало квадратов? Как получили 4 квадрата?

       Аналогично  строится убывающая «числовая лесенка»: «Положите 4 кружка, ниже положите столько же квадратов, уберите 1 квадрат. Сколько получилось квадратов? Как получили 3 квадрата? И т. д.».

       3. Решение задач с помощью иллюстраций.

       Например, при изучении чисел 1 – 6 учитель  предлагает детям решить задачу: «  в коробке лежало 5 карандашей (считают); туда положили еще 1 карандаш (кладут и закрывают коробку). Сколько стало карандашей?» Как решили задачу? Проверим. (Считают карандаши в коробке). Аналогично работают над задачей: « В коробке лежало 6 карандашей, 1 карандаш вынули. Сколько карандашей осталось? » Как решили задачу? Проверим. ( Считают оставшиеся карандаши).

         

       4. Черчение и измерение отрезков, длина которых выражается целым числом сантиметров. После того как дети ознакомятся с отрезком и единицей длины — сантиметром, образование чисел можно иллюстрировать с помощью таких упражнений:

       а) Начертите отрезок длиной 6 см, увеличьте его на 1 см. 
Какой длины получился новый отрезок?

       б) Начертите отрезок длиной 7 см, а ниже начертите отрезок на 1 см короче. Какой длины второй отрезок?

       Когда изучают нумерацию чисел первого десятка, то на уроке по выбору учителя дается столько упражнений, сколько потребуется для усвоения учащимися образования того или иного числа.

       5.Знакомство с печатной и письменной цифрой.

         Изучаемые числа обозначают сначала  печатными цифрами, которые выставляют на наборном полотне рядом с соответствующим множеством предметов. Учитель поясняет: можно сказать— три квадрата, три стула, три человека, а можно обозначить число 3 вот таким знаком, такой цифрой. Дети находят новую цифру в своих кассах, рассматривают и присоединяют к знакомым цифрам. Для закрепления сразу же включают упражнения на установление соответствия между числом и цифрой: «Покажите с помощью палочек, какое число обозначает эта цифра?»; «Покажите цифрой число треугольников, которые у меня в руках».

       Знакомя с письменной цифрой, учитель показывает образец написания цифры на доске. Дети усваивают направление движения руки, рисуя цифру в воздухе или обводя образец, данный учителем в тетрадях. Далее учащиеся пишут 2—3 цифры. Учитель проверяет и отмечает наиболее удачную. Затем учащиеся пишут одну-две строчки цифр.

       Знание  цифр закрепляется на последующих уроках, когда учащимся предлагают выполнить  различные упражнения по нумерации, а ответ либо показывать цифрой, либо записывать в тетрадь. Например, какое число получится, если к 7 прибавить 1 (если из 6 вычесть 1)? Какое число больше, чем 5, на 1 (меньше, чем 10, на 1)? Какое число называют при счете после числа 6 (перед числом 7)? И т. п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Способы сравнения чисел в пределах 10.

       Сравнение последовательных чисел натурального ряда вначале выполняется с опорой на сравнение множеств. Число предметов  обозначают цифрами, а отношение  между числами — знаком «>», «<», или « = ».

       Знаки «>», «<», « = » можно ввести так: предложить детям нарисовать слева один флажок и справа один флажок, затем слева нарисовать еще один флажок. Дети скажут, что слева флажков больше, чем справа. Далее обозначают число флажков цифрами и устанавливают, что число 2 больше, чем число 1. Учитель показывает знак «>», поясняя, что он обозначает «больше». Появляется запись: 2>1. Дети учатся читать ее: «Два больше, чем один». Так же рассматривают: 1<2,2 = 2. Затем учащиеся упражняются в чтении равенств и неравенств но учебнику или с доски, сравнивают числа и записывают полученные равенства и неравенства.

       Чтобы учащиеся запомнили написание самих  знаков и не смешивали знаки «>»  и «<», полезно на видном месте  в классе вывесить таблички с образцами записей, например: 1<2, 2>1, 2 = 2. Можно обратить внимание детей на то, что вершина «уголка», который обозначает «больше» или «меньше», направлена (показывает) на меньшее число и что записи со знаками «>», «<» читают слева направо.

       Уже при изучении чисел первого пятка учащиеся подходят к обобщениям: каждое следующее число больше на 1, а каждое предыдущее меньше на 1. Поэтому при сравнении чисел постепенно переходят от сравнения совокупностей к выяснению места сравниваемых чисел в натуральной последовательности: 6 больше, чем 5, потому что 6 при счете называют после числа 5; 5 меньше, чем 6, потому что 5 при счете называют перед числом 6.

       Сознательному усвоению отношений чисел первого  десятка способствует выполнение детьми разнообразных упражнений: сравнить данные числа и вставить пропущенный знак «>», «<» или « = » (4*5, 4*3, 4*4); проверить, правильно ли сравнили числа, и исправить неверные знаки: 7<8, 7<6, 7 = 7; подобрать пропущенные числа □>1, 5>□, □<□ так, чтобы получились верные записи.

       Порядок следования чисел в натуральном ряду выясняют сначала с опорой на множества предметов. Составляя из предметов или зарисовывая «числовые лесенки», дети убеждаются в том, что числа упорядочены по величине: после числа 1 называют при счете число 2, которое больше его на 1; после числа 2 идет число 3, которое больше его на 1; перед числом 4 называют число 3, которое меньше его на 1; перед числом 3 называют число 2, которое меньше его на 1. Между числами 2 и 4 находится число 3, которое больше, чем 2, и меньше, чем 4, на 1 и т. д.

       В дальнейшем порядок следования чисел  дети устанавливают, опираясь на знание натуральной последовательности, например: «Назовите (напишите) пропущенные числа: 1, □, 3, □, □, 6, 7, □, □, 10; расположите данные числа сначала в том порядке, в каком они идут при счете, а потом в обратном порядке: 2, 8, 4, 10, 6; присчитывайте (отсчитывайте) по одному, начиная с числа 5».

         Дети должны постепенно, усвоить последовательность чисел 1 —10 и уметь называть их в прямом и обратном порядке, а кроме того, научиться называть сразу место любого числа, не воспроизводя всего ряда чисел, начиная с единицы. Это умение вырабатывается в процессе многократных упражнений вида: «Назовите число, которое при счете следует за числом 4. Какое число называют при счете перед числом 7 (между числами 8 и 10, после числа 4)? После какого числа (перед каким числом) называют при счете число 6?»

       При выполнении упражнений по нумерации  наряду с раздаточным дидактическим материалом целесообразно использовать наглядное пособие «Числа 1—10», которое должно создаваться постепенно, по мере изучения чисел, и, пока идет работа над темой, находиться перед глазами учащихся. Это пособие создает наглядный образ натуральной последовательности, иллюстрирует количественные и порядковые отношения чисел.

  1. Сравнить тремя способами числа 5 и 7.

       1. Нарисовать слева пять флажков и справа семь флажков. Дети скажут, что слева флажков меньше, чем справа. Далее обозначают число флажков цифрами и устанавливают, что число 5 меньше, чем число 7. Учитель показывает знак «<», поясняя, что он обозначает «меньше». Появляется запись: 5<7.

       2. При сравнении чисел постепенно переходят от сравнения совокупностей к выяснению места сравниваемых чисел в натуральной последовательности: 6 больше, чем 5, потому что 6 при счете называют после числа 5,а 7 больше 6 потому что 7 при счете называют после числа 6,а значит число 5 меньше числа 7. Появляется запись: 5<7.

       3. 7=5+2, значит 5<7. 
 
 

Информация о работе Нумерация чисел первого десятка