Обогащение словарного запаса учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 15:43, доклад

Описание

Овладеть каким-либо языком - значит приобрести определенный, максимально возможный словарный запас, усвоить грамматический строй изучаемого языка и научиться ими пользоваться в речевой практике. Все эти стороны в овладении языком одинаково важны, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Русский язык принадлежит к языкам синтетическим и отличается сложной системой грамматических средств, без усвоения которых невозможно успешное использование изученной лексики в речи.

Работа состоит из  1 файл

Обогащение словарного запаса учащихся.doc

— 57.00 Кб (Скачать документ)


 

 

“Обогащение словарного запаса  учащихся”

 

Творческая  работа

 

Касимбекова Г.Д.


 

 

Обогащение словарного запаса и формирование грамматического  строя речи учащихся в школе.

Одна из главных задач  курса русского языка в школе - обучение учащихся практическому владению русским языком, становление и развитие их речевых умений и навыков.

Овладеть каким-либо языком - значит приобрести определенный, максимально  возможный словарный запас, усвоить  грамматический строй изучаемого языка  и научиться ими пользоваться в речевой практике. Все эти стороны в овладении языком одинаково важны, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Русский язык принадлежит  к языкам синтетическим и отличается сложной системой грамматических средств, без усвоения которых невозможно успешное использование изученной лексики в речи.

Носитель русского языка  как родного, в основном, усваивает  его лексику и систему грамматических форм спонтанно с самого раннего  детства, путем имитации и расширяющейся  с возрастом речевой практики в условиях русской языковой среды.

При отсутствии этих условий  изучение русского языка требует  специальной работы над целенаправленным обогащением словарного запаса учащихся, овладением грамматическими формами  слов, синтаксическими конструкциями  и речевыми навыками.

Направленное обогащение активного словаря учащихся, методика введения и закрепления новых слов и выражений.

Большое количество русской  лексики усваивается нашими учащимися  в процессе общения дома, на уроках и внеклассных мероприятиях, а  также чтения неадаптированных текстов из детской литературы и истории. Однако мы убедились, что определенное количество базовой лексики остается "в пассиве" или вообще "за бортом", если направленно не формировать активный словарный запас учащихся.

 

УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЕ

СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – обогащение словарного запаса путем развития орфоэпически правильной речи детей. Это значит совершенствовать их произносительно-слуховую культуру, формировать хорошую дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого слова. К сожалению, в современной школе не изжита привычка изучать язык в письменном виде, насаждать грамотность исключительно в виде орфографии. До сих пор актуальными остаются слова, сказанные более полувека назад: "... мысль о правильности произношения в школе не есть постоянная хозяйка нашей речи, а гостья, да еще редкая гостья, парадная, так сказать".

Внимание к орфоэпической  стороне речи детей определяется множеством факторов, среди которых первое место занимают социальные. Грамотная устная речь способствует быстроте, легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство. В жизни современного общества необычайно расширилась сфера воздействия живого, звучащего слова на человека. Все это заставляет предъявлять высокие требования к правильности звучащей речи. Задача сознательного овладения нормами устной речи, воспитания максимального уважения к богатым традициям русского языка сейчас не только выдвигается на первый план, но и определяется как важнейшая общественная задача нашего времени, как социальный заказ общества.

Велика и эстетическая ценность правильного произношения, так как это своеобразное зеркало, которое наиболее ярко отражает степень  общего интеллектуального развития человека. Кому из нас не режут слух формы типа "дОговор", "документ", "пРоздравить", "кажНый", встречающиеся в речи и детей, и взрослых? Разве подобные факты не свидетельствуют о невысоком культурном уровне говорящих? Основы произносительной культуры закладываются в самом раннем детстве. В школе эту заботу о культуре произношения призвана взять на себя начальная ступень обучения. Действующие программы по русскому языку для начальных классов (трехлетней и четырехлетней школы) обязывают вести работу над звуковой стороной речи детей на протяжении всего начального этапа обучения.

Младший школьный возраст  считается наиболее благоприятным  периодом для становления и совершенствования  произносительной культуры. Высокая  языковая восприимчивость, большая склонность к подражанию способствуют успешной организации работы по развитию речи на произносительном уровне в начальных классах. Однако именно в начальной школе "обучение живому слову... нередко недооценивается учителями; недочеты речи застаревают, и исправить их впоследствии уже оказывается очень трудно".

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ

ОШИБОК В  РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Для успешной работы по развитую звуковой стороны речи учащихся важно  раскрыть механизмы освоения русского литературного произношения детьми младшего школьного возраста, показать закономерности и особенности владения орфоэпическими нормами на начальном этапе обучения. Ребенок-дошкольник воспринимает, и. воспроизводит лишь одну форму речи – устную, при этом его произношение всегда сравнивается с произношением взрослых "без всякого рассмотрения отношения к орфографическому, письменному языку".

С поступлением в школу  процесс освоения детьми произношения продолжается под значительным воздействием на него письма. В этом и заключается специфика владения нормами литературного произношения в младшем школьном возрасте. В школе дети начинают овладевать двумя совершенно новыми для них видами речевой деятельности: чтением и письмом, которые включают в работу зрительный анализатор, что вызывает существенную перестройку ранее сложившихся механизмов в слуховом и речедвигательном анализаторах.

Именно в младшем школьном возрасте актуализируется тенденция сближения  произношения с написанием, признаваемая многими лингвистами ведущей тенденцией развития орфоэпической нормы в наши дни К. С. Горбачевич пишет: "Конечно, влияние книги и раньше сказывалось на произношении звуков. Однако теперь "в условиях всеобщей грамотности", когда устные речевые навыки закладываются не только на слух путем подражания речи взрослых, но и благодаря зрительному усвоению графического образа напечатанного слова, воздействие письма на произношение несоизмеримо возросло".

Таким образом, произносительные умения учащихся начальных классов складываются и развиваются под неослабевающим влиянием графической формы слова, с чем нельзя не считаться при организации орфоэпической работы в начальных классах. Однако для обучения детей орфоэпии понимания общих закономерностей и особенностей владения произношением в младшем школьном возрасте недостаточно. Важно представлять конкретный уровень орфоэпической грамотности учащихся начальных классов, знать их типичные произносительные ошибки, а также характер проявления ошибок в двух видах речевой деятельности детей: говорении и чтении.

В речи младших школьников встречаются разнообразные отклонения от норм русского литературного произношения. Все отступления от орфоэпических норм целесообразно классифицировать по вызывающим их причинам. Для русских учащихся главными источниками возникновения произносительных ошибок являются письмо, просторечие и диалект. В соответствии с этим выделяются три типа орфоэпических ошибок в речи детей младшего школьного возраста: орфоэпические ошибки, вызываемые влиянием написания слова; орфоэпические ошибки просторечного характера; орфоэпические ошибки диалектного происхождения.

 

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ  РАЗНОВИДНОСТИ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ

В НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССАХ.

Воспитание у младших  школьников правильного произношения неразрывно связано с формированием  произношения хорошего, т. е соответствующего определенной речевой ситуации, конкретным условиям речевого общения. Обе задачи решаются на основе практического (без введения специальных терминов и понятий) использования данных произносительной стилистики в процессе развития звучащей речи детей.

Вопросы произносительной стилистики в настоящее время  не являются полностью и окончательно разработанными отечественным языкознанием, однако имеющиеся в этой области достижения невозможно не учитывать в ходе совершенствования звуковой стороны речи учащихся начальных классов.

В зависимости от целей, содержания и условий речевого общения  выделяют три стиля литературного  произношения: нейтральный, высокий и разговорный. За пределами литературного языка остается просторечный стиль произношения, включающий маркированные формы типа траНвай, пРоздравить, коЛидор, абсолютно недопустимые в школьном обучении. Предупреждение и устранение особенностей просторечного стиля в произношении младших школьников является одним из основных направлений орфоэпической работы в начальных классах.

Каждый из трех стилей литературного произношения реализует  те или иные языковые особенности  в зависимости от функционального назначения и ситуации общения. Зная особенности всех стилей литературного произношения, используя их в собственной речи, учитель приобретает возможность выбирать определенные произносительные варианты, с тем чтобы сделать свое высказывание или чтение более доходчивым, а в нужных случаях и более впечатляющих.

В основе произносительной системы русского литературного  языка лежит нейтральный стиль, главное назначение которого – коммуникативное. Данный стиль, не содержащий в себе оценки речевой ситуации, используется в повседневной практике речевого общения. Нейтральный стиль следует признать основным стилем литературного произношения при обучении русскому родному языку. Это признание означает: все, что говорится или читается самим учителем на уроках, важно оформлять по нормам данного стиля. С другой стороны, учителю необходимо формировать у младших школьников умение строить свою звучащую речь (ответы в беседах грамматического характера, чтение вслух, пересказы прочитанного) в соответствии с нормами нейтрального стиля. Только прочное усвоение детьми норм нейтрального стиля литературного произношения, являющегося стилистически неокрашенным, даст ученикам в дальнейшем возможность сначала замечать, затем анализировать и, наконец, сознательно употреблять в собственной речи произносительные особенности других стилей, обладающих определенной стилевой окраской.

Нейтральный стиль характеризуется  прежде всего системой достаточно четко  выработанных произносительных норм, а также значительным количеством  вариантов, закономерно возникающих в результате развития звукового обучения.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Богоявленский Л. Место орфоэпии в школьной работе // Родной язык в школе, 1926 – № 9.
  2. Львов М. Р. Основы-развития речи младших школьников // Начальная школа. – 1981.– № 7.– Стр. 9.
  3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.– С. 52.
  4. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка – М., 1981.– С. 114.

Информация о работе Обогащение словарного запаса учащихся