Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 23:40, реферат
Говоря об образе советского учителя, мы оцениваем следующие критерии:
1. Внешний вид (одежда, манеры, атрибуты, символизирующие учителя того времени)
Внешний вид преподавателя советского времени скромный и неброский. Во-первых, стоит сказать о том, что в то время не было большого изобилия одежды и украшений. Существовали определённые стандарты и правила внешнего вида. Платья, юбки, блузки одного фасона, неброских цветов. Требования к преподавателю в отношении внешнего вида были ещё более строгие, так как он отображал идеал советского человека, это был своего рода кумир, с которого каждый должен был брать пример.
Говоря об образе советского учителя, мы оцениваем следующие критерии:
1. Внешний вид (одежда, манеры, атрибуты, символизирующие учителя того времени)
Внешний вид преподавателя советского времени скромный и неброский. Во-первых, стоит сказать о том, что в то время не было большого изобилия одежды и украшений. Существовали определённые стандарты и правила внешнего вида. Платья, юбки, блузки одного фасона, неброских цветов. Требования к преподавателю в отношении внешнего вида были ещё более строгие, так как он отображал идеал советского человека, это был своего рода кумир, с которого каждый должен был брать пример.
1900-1917 гг.: мундир и фуражка
В России для учителей гимназии - мужчин была обязательна единая форма, введенная Министерством просвещения: мундир, форменные брюки и фуражка.
1917-1930 гг.: костюмчик или гимнастерка
Единая форма для учителей отменена. Носить предлагалось: мужчинам строгие костюмы, белую сорочку, галстук, женщинам - строгие платья с кружевным или шелковым воротником, а также блузы и юбки длиной до щиколотки или середины голени. Военная форма (кители, гимнастерки) приветствовалась ввиду скудости отечественной промышленности и для общей героизации образа нового педагога.
1930-1950 гг.: широкие брюки и чулки "в резинку"
Военное обмундирование учителей-мужчин отходит на второй план, в моде двубортные костюмы, широкие брюки, закрытые шерстяные жилеты, добротные ботинки. У дам те же строгие платья с аккуратным воротничком и манжетами либо трикотажные жилеты поверх блузы и - никаких украшений и яркого маникюра.
Особое внимание уделялось чулкам: тонкие, телесного цвета фильдеперсовые и фильдекосовые были под негласным запретом как элемент чуждого советскому учителю буржуазного строя. Норма - грубые коричневые чулки "в резинку", которые рекомендовалось носить в воспитательных целях. После войны количество кителей и гимнастерок в классах возрастает, мода на учительские платья - без изменений.
1960-1970 гг.: "двойки", куртки и блузки
Костюм-двойка в союзе с легкими вельветовыми куртками вытесняет военную форму окончательно, для учителей-женщин допускаются платья из легких тканей, трикотажные кофточки, шелковые блузки, однако каблуки по негласному правилу не превышают 4-5 см.
1980-1990 гг.: джинсы, мини, каблуки
Мужчины-учителя сбросили официальные костюмы, заменив пиджаки трикотажными свитерами, а брюки джинсами, у дам кое-где мелькают даже брючные костюмы и мини-юбки. Табу на прозрачные чулки и высокие каблуки снято, как и на модные стрижки, украшения и макияж.
2. Особенности речи
В отношении речи, можно сказать, что артикуляция, произнесение каждого звука, мимика должны были быть беспрекословны, так как с него берут пример все ученики.
Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности.
1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.
2. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
3. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.
4. Голос, – как уже было сказано, – основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.
5. Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.
Лучшие учителя на уроке немногоречивы, не допускают разговоров, не относящихся к делу. Сила голоса учителя тоже имеет большое значение. О значении выразительности речи в педагогической работе Макаренко А.С. сказал, что педагогом – мастером он сделается только тогда, когда научится говорить “иди сюда” с пятнадцатью – двадцатью оттенками.
Дикция является одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является образцом. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к неявной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего.
3. Доминирующие ценности
Идеал учителя связывался с его желанием и умением развивать личность ученика в плане становления гражданина, революционера и патриота. Отсюда и соответствующие задачи профессионального педагогического образования, особенно актуальные в связи с тем, что специализированных государственных учреждений, занимающихся разработкой проблем педагогики, в России до 1917 г. не было. Новый этап пришел с 1917 гг., когда была поставлена задача создания нового общества, нового государства, новой школы и нового учителя. Все это сопровождалось емким эпитетом «советский».
С самого начала развития советской школы, с первых ее шагов пришедшие к власти большевики однозначно связали управление страной с управлением школой. В данном контексте учительство выступало инструментом государственного и партийного влияния.
В задачи учителя входило воспитание любви к Родине и партии. Роль учителя при этом
определялась его подготовленностью. Любопытно, что под подготовленностью понимается компетенция учителя в вопросах марксистско-ленинской теории. Черты подобного эталона просматриваются и в критике нерадивых преподавателей. За что же критикуются одни учителя и поощряются другие? За соответствие или несоответствие (пусть видимое) вышеуказанному эталону. Так, обвинения в недостатке энтузиазма в деле внедрения политехнизации, есть не что иное, как обвинение в плохом выполнении просветительской функции и функции ретранслятора «священных знаний».
Так же важной ценностью являлось приучение детей к общественной работе, необходимо было формировать определённую сплочённость, умение взаимодействовать трудиться и жить с коллективом являлось важнейшим аспектом жизни каждого советского человека.
4. Манера общения с детьми и коллегами
Дети.
Модель дифференцированного внимания - педагог строит взаимоотношения с детьми избирательно, концентрирует свое внимание на группе учащихся (сильных или слабых), оставляя без внимания остальных. Следствие - отсутствие целостной и непрерывной системы общения; фрагментарность и ситуативность взаимодействия.
Модель негибкого реагирования - педагог направленно и последовательно действует на основе задуманной программы, не обращая внимания на обстоятельства, которые требуют изменения в общении. Следствие - спланированные виды и формы работы, не приведенные в соответствие с реальными педагогическими задачами, остаются неосуществленными, дают низкий педагогический эффект, даже если фактически реализованы на уроке.
Модель авторитарная - педагог делает себя главным, единственным инициатором педагогического процесса. Следствие - устраняется личная инициатива учащихся; школьники ждут требований и инструкций и в результате не подготовлены к творческому поведению.
Модель гиперрефлексивная - педагог подвержен постоянным сомнениям: правильно ли его поймут, обидятся или нет и т.п. Следствие - содержательная сторона общения подменяется эмоциональными моментами во взаимоотношениях учитель-ученик.
Модель гипорефлексивная - педагог в процессе взаимодействия с учащимися слышит только себя (при объяснении нового материала, опросе учащихся, в ходе индивидуальных бесед с детьми). Следствие - теряется обратная связь, создается психологический вакуум вокруг учителя, он не способен учитывать вероятное восприятие материала урока учащимися, а значит, оперативно ощущать и интерпретировать социально-психологическую атмосферу в ходе взаимодействия учитель-ученик как на уроке, так и во внеурочное время.
Благоприятная модель общения
Модель активного взаимодействия - педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, схватывает изменения в психологическом климате коллектива и реагирует на них. Следствие - преобладание стиля дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции учителя, совместное решение возникающих проблем.
Коллеги.
- в общении с коллегами деликатен и выдержан;
- легко и с желанием передает жизненный опыт учащимся;
- доброжелателен в отношении к другим членам педагогического коллектива;
- стремится к сотрудничеству;
- ищет общие «профессиональные знаменатели» в работе с другими представителями педагогического коллектива.
5. Возможная реакция на различные поступки детей.
Педагогическое общение может приводить к возникновению конфликтов. Профессиональная хитрость состоит в том, чтобы сначала поднять ученика до уровня «равного», потом скрытым образом указать ему возможный путь выхода из столкновения, далее инициировать его активность и признать его достойный выход из противоречия, а самому остаться незамеченным. Сближению позиций учителя и ученика, взаимопониманию помогут некоторые приемы, которые не всегда используются учителями. Например, необходимо постараться называть ученика по имени, даже тогда, когда учитель сердит на него. Это придаст обращению к ученику ласково-требовательный характер, объединит с ним. Следует учитывать, что именно подростки не так уж часто слышат свое имя, в школе к ним чаще обращаются по фамилии. Да и сверстники в этом возрасте предпочитают называть друг друга кличками, полуименами.