Образ учителя в художественной литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:43, реферат

Описание

Отношение к учителю во всем мире никогда не было однозначным. Скорее всего, причиной этому является огромная ответственность, которая возлагается на преподавателей. Ведь именно от педагога, в большей степени зависит, какими вырастут последующие поколения, какими знаниями они будут обладать, по каким принципам жить и какие ценности будут ведущими. Но с ходом истории, с развитием науки и техники меняются требования к учителю, их становится всё больше. И педагогу некуда деваться, ему приходится следовать, предъявляемым требованиям, идти в ногу со временем и постоянно учиться новому.

Содержание

Введение 3
В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет» 5
Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» 6
В.Распутин «Уроки французского» 7
Л.Нечаев «Ожидание друга или признание подростка» 8
А.Иванов «Географ глобус пропил» 10
Заключение 11
Список литературы 13

Работа состоит из  1 файл

образ учителя в художественной литературе.docx

— 39.45 Кб (Скачать документ)

Российская  Федерация

Министерство  образования и науки 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Тюменский государственный  университет

Институт  психологии и педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Образ учителя  в художественной литературе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила: Балачус Юлия Александровна

ПОНО, 1 курс, гр. 29ПО124-1

 

Работу проверил:

доц. Плотников  Л.Д

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2012

Оглавление

 

Введение 3

В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет» 5

Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» 6

В.Распутин «Уроки французского» 7

Л.Нечаев «Ожидание друга или признание подростка» 8

А.Иванов «Географ глобус пропил» 10

Заключение 11

Список литературы 13

 

 

Введение

 

Отношение к учителю во всем мире никогда не было однозначным. Скорее всего, причиной этому является огромная ответственность, которая возлагается на преподавателей. Ведь именно от педагога, в большей степени зависит, какими вырастут последующие поколения, какими знаниями они будут обладать, по каким принципам жить и какие ценности будут ведущими. Но с ходом истории, с развитием науки и техники меняются требования к учителю, их становится всё больше. И педагогу некуда деваться, ему приходится следовать, предъявляемым требованиям, идти в ногу со временем и постоянно учиться новому.

         Кроме того, учителя постоянно оценивают, и не только ученики, но и родители, коллеги по работе, начальство, и естественно, с разных точек зрения. Преподаватель всегда под наблюдением, что он должен помнить и не давать повода усомниться в себе.

Самое важное качество у человека, работающего  по этой профессии – это чувство  ответственности, поскольку любая, даже незаметная промашка, может привести к крайне неприятным последствиям.

Люди  привыкли все свои знания, опыт и  мысли фиксировать в литературе, в частности и в художественных произведениях. Это и послужило  причиной выбора данной темы, а также  это раскрывает актуальность  предложенной проблемы.

Целью работы является прослеживание в художественной литературе изменений, касающихся  педагога и представления людей  о нём, а также рассмотрение различных  точек зрения на проблему взаимоотношений  учителя и ученика.

Для достижения данной цели я поставила несколько  задач: во-первых, подобрать из художественной литературы, те произведения, где не просто присутствует образ учителя, но и является ключевым; во-вторых, внимательно  изучить найденный образ и  проанализировать с точки зрения современного человека и в-третьих, проследить причины изменения  образа учителя под влиянием фактора исторических событий.

По ходу работы  я опиралась исключительно на художественные произведения двадцатого века, так как именно в этот период можно наиболее точно проследить изменения в образе учителя. Помимо этого, я заметила, что в оценке некоторых героев присутствуют противоречия, и определила проблему неоднозначности к личности учителя.

 

 

В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

 

Возможно, одним из самых знаменитых произведений, где не в последнюю очередь раскрывается образ учителя, можно назвать рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Писатель ясно даёт читателям понять, что преподаватель в школе является особенным человеком среди деревенских жителей в России 30-х годов двадцатого века: он по собственной инициативе, окультуривал и давал образование жителям глухой деревни; был заводилой в деревенском клубе, обставлял школу, покупая для неё мебель на собственные средства, организовывал сбор «утильсырья», а на вырученные деньги закупил для ребят карандаши, тетради, краски, а дети, благодаря учителю, впервые попробовали сладкие леденцы в виде петушков. Во времена, когда идет повествование в произведении, учитель имел достаточно большой авторитет среди народа. Возможно, причиной этому то, что получить образование было очень трудно,  так как, для этого приходилось тратить немалые деньги и не меньше на это уходило сил и времени. Именно поэтому человек с образованием считался достойным и вызывал большое уважение.

       В отношениях с учениками к преподавателю были применимы такие выражения, как «вторая мама», «второй папа» или «старший друг». Внутренний мир педагога отражался  в его постоянной и усердной заботе о школе, в необъятной любви к детям. Ребята целиком и полностью могли довериться учителю и глубоко его уважали. Но не только они -  и взрослые люди также испытывали эти чувства: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми наряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных…». 

 

Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

 

В этом рассказе у преподавателя есть своя определённая методика, свой особенный способ взаимодействия с детьми, и достаточно многим она кажется не совсем правильной. В практике учителя, Харлампия Диогеновича, главным принципом являлось «делать человека смешным». Многие педагоги придерживаются мнения, что в воспитательном процессе  такой подход, как юмор может быть достаточно эффективным. Ведь даже "трудные" подростки боятся показаться смешными, поскольку это может отразиться на их авторитете перед сверстниками. Недаром в народе говорят, что «насмешка проникает даже сквозь панцирь черепахи». Но далеко не каждый способен понять и принять такую насмешку или иронию, тем более со стороны преподавателя, поэтому иногда результатом такой терапии  может стать конфликт учителя и ученика. В рассказе Искандера для детей шутки их преподавателя воспринимались им своеобразным маленьким наказанием, которого они заслуживают. Для них такая необычная методика не кажется чем-то из ряда вон выходящим, скорее она уже стала нормой, Харлампий Диогенович вызывает  у учеников и педагогов уважение за то, создал в классе прям-таки образцовую тишину. Главный герой рассказа оценивает метод взаимодействия учителя со стороны человека, прожившего уже много лет и получившего огромный жизненный опыт, и оценка его отражает положительное отношение к необычному школьному преподавателю: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда».

        Герой осознает, что шутки учителя не появлялись просто так, они нужны для того, чтобы воспитывать, устранять отрицательные качества учеников и развивать нравственность. Любое действие педагога, прежде всего, подвергается самооценке, так как  он должен  видеть результат, даже если со стороны такой способ педагогического  влияния   не выглядит приемлемым.

В.Распутин «Уроки французского»

 

В рассказе Распутина даётся оценка с разных точек зрения неоднозначному поступку  преподавателя французского языка, Лидии Михайловны.

В этой смелой и поистине доброй девушке можно найти не только хорошего педагога и наставника, но и преданного друга, готового всегда прийти на выручку, что она и делает на протяжении всего произведения. Помимо этого,  она сумела выполнить и своё прямое назначение как учителя, то есть пробудить интерес у ученика к своему предмету, французскому языку. Но некоторые поступки учительницы вызвали недовольство и возмущение у администрации школы, а конкретно, Лидия Михайловна осмелилась играть с учеником на деньги, чтобы у того были средства на пропитание. Руководство расценило эти действия как недопустимые и, мягко говоря, недостойные педагога. Сама преподавательница считает его ничем иным, как недоразумением, стечением обстоятельств: «Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь, - А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, - она потрепала меня по голове и ушла. И больше я её никогда не видел».

  Позиция автора очевидна: при оценке каких-либо поступков педагога, в первую очередь, необходимо выяснить истоки такого поведения. Под внешне неправильными действиями учительницы скрывается простое по-человечески доброе и бескорыстное стремление помочь нуждающемуся.

Из этого  следует, что образ педагога в семидесятые годы двадцатого века характеризуется скорее положительно. Соответственно взаимоотношения учителя и ученика основаны, прежде всего, на уважении друг друга, доверии, нравственных ценностях. Подобная ситуация в литературных произведениях  отражает историческую реальность.

Л.Нечаев «Ожидание друга или признание подростка»

 

Во времена  перестройки у людей кардинально меняются взгляды. В качестве основных ценностей воспринимаются именно материальные: деньги, власть. На одном уровне с привычным, положительным образом учителя  возникает совершенно новый тип преподавателя, всё стремление которого направлено на то, чтобы сделать карьеру и достичь успеха в личных делах. Вследствие таких явных изменений взаимоотношения ученика и учителя меняются соответственно.

      Такое явление мы можем наблюдать в повести Л.А.Нечаева «Ожидание друга, или признание подростка», в котором учительница  представляет собой  корыстного человека, нацеленного на успехи детей лишь с той целью, чтобы получить продвижение по карьерной лестнице. «У меня показательный класс,- сказала учительница. – Я буду ориентироваться на сильных учеников, буду работать с сильными…».

       Преподавательница волнуется за  внешнюю успеваемость своего класса. Она стремится проявить себя, ей всего лишь нужно  быть заметной, поэтому она выдаёт желаемое за действительное, и не прислушивается к мнению детей. Ребёнок не представляет для неё интереса как личность со своими желаниями, целями, проблемами, чувствами. Особенно явно это качество учительницы показывается в эпизоде подготовки к 23 февраля: « Пусть папы придут на двадцать третье февраля с наградами, орденами и медалями. Мы будем их славить». Так сказала она, а я подумал: «Что-то она не то говорит.… Как же она не подумала, что у половины класса нет пап! Папы – в разводе…» Мало того. Тот же Рудой встал и сказал: «А у моего папы нету наград». Тогда она заявила: «Что же это за папа – без наград!». Такое отношение к ученикам вызывает у них сначала недоумение, а затем отвращение к учителю и глубокую неприязнь.

 

А.Иванов «Географ глобус пропил»

 

В постперестроечное  время  преподаватель попадает в особенно сложные условия: с одной стороны, к нему предъявляются конкретные требования со стороны учеников и их  родителей. К властвованию приходит гуманистическая парадигма. Учитель обязан постоянно помнить и иметь в виду личностные особенности ученика, выстраивать свою работу в согласии с его способностями и интересами и т.д.   С другой стороны,  к педагогу предъявляются требования со стороны школьного руководства, которые определяют  его стиль поведения в классе.

       Помимо всего прочего, взаимоотношения ученика и учителя в этот период отличаются недостатком, а порой и отсутствием понимания и уважения друг друга. Ребенок, отчасти, сосредоточен лишь на своих собственных правах и желаниях, что вызывает ответную реакцию преподавателя. Отражение именно такой действительности мы можем наблюдать  в современном романе  «Географ глобус пропил» Алексея Иванова.

        В этом произведении главным  героем является молодой педагог Служкин. Для нас этот характер интересен, прежде всего, тем, что идет работать по специальности учителя не по призванию, а из-за безвыходности своего положения. По причине отсутствия опыта работы в школе,  а также, из-за своего полного незнания методик преподавания и психологии ребенка, Служкин не может правильно выстроить  отношения с учениками. Причиной этого, кроме того, служит и нежелание со стороны детей признавать авторитет учителя: «Служкин ждал, пока все рассядутся. Школьники орали, деля парты. Наконец сплошной гвалт перешел в сдержанный гомон, и весь класс ожидающе уставился на учителя. Служкин поднялся:

- Что же, здравствуйте, 9 в , сказал он.

- Привет! Запищали  с задних парт.

- Я вижу  класс у вас развесёлый, -заметил Служкин. – Давайте знакомиться».

Как видно  из произведения, такое отсутствие взаимоуважения может привести к частым конфликтам с учащимися, а также с администрацией школы.

Заключение

 

В ходе работы над рефератом я пришла к следующим выводам:

    • Развитие личных качеств учителя, а также динамика его отношений с окружающими, в особенности с учениками, во многом зависят от условий исторической реальности. Особенности каждого этапа развития государства, несомненно, оставляют свой след на ее жителях, в том числе и учителях.
    • Каждое изменение действительности находит своё отражение в литературе. То же самое происходит и с образом учителя: динамика развития личности преподавателя и его взаимоотношений с учениками проявляется в художественных произведениях.

 

При этом можно отметить три основных периода, которые позволяют увидеть особенности анализируемого образа: доперестроечный, перестроечный и постперестроечный. Перестройка является своеобразным переломным моментом в истории, ведь кардинальные изменения в обществе произошли на данном этапе.

         В доперестроечный период педагог выполняет роль наставника и его отношения с детьми строятся на доверии и взаимном уважении, поэтому образ педагога в произведениях на  данном этапе  в большей степени оценивается как положительный.

         В перестроечный период у людей в корне меняются ценности: духовные сменяются материальными, общественные интересы - собственными, и учитель в большей мере занят своей карьерой, зарплатой и т.д., что не может не отразиться на его отношениях с учениками. В литературе данного периода в образе преподавателя возникают отрицательные черты.

        После перестройки ситуация ещё больше усугубляется: отношения педагога с детьми становятся всё более сложными и напряжёнными. Соответственно полностью меняется и художественный образ. Однако все острее ощущается потребность в появлении абсолютно нового типа учителя – понимающего, воспитывающего, искреннего, и в то же самое время твёрдого, волевого, решительного.

Подводя итог своей работе, необходимо отметить, что развитие личности учителя в исторической действительности как нельзя лучше отражается в литературных произведениях.

        Одной из главных задач литературы является передача накопленного опыта последующим поколениям для учёта ими ошибок прошлого и во избежание подобных проблем в будущем. Проблема взаимодействия педагога  и окружающего мира актуальна до сих пор, и, для её решения, нам необходимо чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будут учителя и их отношения с учениками, зависит будущее не только нашей страны, но и мира в целом.

Информация о работе Образ учителя в художественной литературе