Образовательная система Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:12, контрольная работа

Описание

В современном мире одной из наиболее развитых стран считается Германия. До 1991 года она была расколота на две страны: социалистическую - ГДР и капиталистическую - ФРГ. В них сложились разные системы образования, но после воссоединения Германии возникла необходимость уровнять эти системы. Реформа образования коснулась прежде всего бывшей ГДР и еще не завершена, все процессы находятся в развитии.

Содержание

Введение
Образовательная система Германии.
Система школьного образования.
Система профессионального образования.
Система высшего образования.

Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

котр. образование в Германии.docx

— 30.28 Кб (Скачать документ)

      Несмотря  на достоинства профессионального  обучения в ФРГ, в настоящее время  оно испытывает определенные трудности. По специальностям пищевой промышленности, химической, текстильной и электротехнической отраслей наблюдается ежегодное  снижение числа учащихся, и количество учебных мест стабильно его превышает; в сфере управления, организации, подготовки офисных работников, получающих навыки обращения с оргтехникой, наблюдается обратная тенденция: число  желающих обучаться этим профессиям от общего числа претендентов на профессиональное  образование превышает число  учебных мест в данных областях и  их общее количество в профессиональных училищах.

      В восточных землях в системе профессионального  образования в настоящее время  происходят некоторые изменения. После  объединения страны число учащихся ПТУ сократилось примерно на треть. Обусловлено это, с одной стороны, тем, что расширен доступ на гимназическую  ступень обучения. Другой причиной стало то, что предприятия, при  которых находились профессиональные училища, в значительной мере обанкротились  и закрываются, а те, что сохраняются, стремятся освободиться от потенциальных  убытков и лишних издержек, к источнику  которых они относят и расходы  на профессиональные училища. Правительство  Германии стремится поддержать профессиональные училища, одновременно приводя их в  рамки действующих в старых землях систем профессионального образования.

      Вводится  дуалистическая система с двойной  ответственностью образовательных  учреждений и фирм  за профессиональное образование (хотя и в ГДР профессиональные училища основывались на сочетании  теоретического и практического  обучения).

      Принята программа помощи профессиональному  образованию в новых землях с  целью максимально сбалансировать спрос и предложения на учебные  места. Программа нацелена на переориентацию подготовки специалистов с крупных  предприятий на мелкие и средние, которые,  как и в старых землях, должны составлять основу промышленности. Предполагается, что именно на небольших  фирмах будут в перспективе проходить  практическое обучение ученики профессиональных училищ. Чтобы заинтересовать малые  и средние предприятия в содействии профессиональному образованию, предусмотрены  дотации на каждого ученика.

      Опекунский  совет, в ведении которого находится  вся собственность бывшей ГДР  и который занимается приватизацией  государственных предприятий,  предусматривает  в контрактах на продажу заводов  и фабрик в частные руки сохранение определенного количества мест. В  целом оптимальным средством  расширения числа учебных мест для  учащихся профессиональных училищ  является создание атмосферы материальной заинтересованности фирм. 

 

      4. Высшая система образования 

    Система высшего образования Германии включает более 250 вузов. Ее основу составляют университеты (70 в старых и 28 в новых землях) и специализированные (профессиональные) вузы (113 в старых землях и пока только 15 в новых). Наряду с ними существуют педагогические, теологические вузы, высшие школы управления, искусств. Германские вузы являются преимущественно  государственными; лишь в последние  годы было создано несколько частных  университетов. Университетское образование  нацелено на подготовку всесторонне развитого, обладающего широким кругозором профессионала. Наряду с университетами существуют и специальные вузы, которые отличаются укороченным циклом обучения – 4 года. Важное место занимает подготовка будущих учителей. Она проходит в 2 фазы: первая включает изучение общеобразовательных предметов и педагогических дисциплин; вторая – стажировка – проходит от 18 месяцев до 3 лет и завершается экзаменом, после которого студент назначается на должность учителя.

    Специальные (профессиональные) вузы имеют огромное значение в подготовке специалистов. Они выпускают более 70% немецких инженеров, до половины специалистов в области информатики, в сфере организации производства. Эти вузы отличаются укороченным циклом обучения, включают теоретическую подготовку в течение трех лет и год практической работы. Обучение в них максимально приближено к практике, все преподаватели обязательно имеют профессиональный опыт и тесные связи с промышленными фирмами. Благодаря ускоренному курсу обучения и меньшими в сравнении с университетами затратами на обучение специальные вузы заслуживают значительного внимания с точки зрения возможности заимствования положительного опыта.

      Обучение  в вузах продолжается 4 года. Исключение составляет медицинское, более длительное, и высшее педагогическое (3 года) образование. После обучения предполагается стажировка (18 месяцев) , а после нее - сдача  экзаменов и получение дипломов. Более половины студентов учатся в вузах с гуманитарным профилем.

        Система учета успеваемости студентов  измеряется в семестровых недельных  часах. За 4 года выходит 150 - 160 семестровых часов. Учет успеваемости  осуществляется путем экзаменов,  условием допуска к которым  является выполнение нескольких  письменных контрольных работ.

        В вузах практикуются следующие  формы занятий: лекции, упражнения, просеминары, семинары, оберсеминары, лабораторные. Курсовые и дипломные  работы в нашем понимании отсутствуют.

      В Германии существует одна ученая степень - доктор наук, которая присваивается  после защиты и полной публикации диссертации в учебном заведении.

      Научная деятельность вузов ФРГ строится на концепции высшего образования  В. Гумбольдта, акцентирующей в процессе обучения сочетание учебной и  научной работы. Вузы занимают центральное  место в научно-исследовательском  «ландшафте».

      Следует подчеркнуть, что научные организации  Германии работают в тесном сотрудничестве, отсутствует разрыв между вузовской  и невузовской, в том числе  промышленной, наукой. Это позволяет  исключить дублирование исследований, одновременно облегчая передачу технологии не только из одного научного учреждения в другое, но и, что наиболее важно, из научных учреждений, в том числе  вузов, в промышленные фирмы, облегчая и ускоряя тем самым процесс  внедрения изобретений и реализации научного потенциала страны.

      Политика  федерального правительства нацелена на усиление сотрудничества вузов с  промышленными фирмами. С 50-х гг. распространена форма «совместных  исследований», когда малые и  средние фирмы определенной отрасли создают с вузом (или с научно-исследовательским институтом) союз для работы над проблемами, в решении которых заинтересованы фирмы - члены объединения.

      Важно, что практикуются не только стажировки работников фирм в вузах, но и работа студентов и молодых ученых в  фирмах. В особенности это характерно для специальных (профессиональных) вузов, где даже преподаватели обязаны  периодически сами проходить практику на фирме.

      При вузах создаются демонстрационные  и консультационные центры для ознакомления представителей фирм с достижениями науки в ключевых областях. Значительный интерес к вузовским разработкам  проявляют представители не только мелкого бизнеса, но и крупных  компаний.

      Развивается сотрудничество вузов с некоммерческими  бесприбыльными научными организациями, осуществляющиеся в формах обмена учеными, совместного использования материально-технической  базы и т. д.

      Одной из перспективных особенностей системы  образования Германии, в том числе  высшего, является Закон о стимулировании образования. Для студентов он предусматривает  ежемесячные выплаты примерно 600 марок, причем половина средств передается в качестве безвозмездных дотаций, а другая - как кредит (школьникам же средства выплачиваются исключительно  в виде дотаций, однако для получения  права на подобную стипендию они  должны представить документы, свидетельствующие  о том, что родители не в состоянии  их содержать).

      Одной из наиболее важных проблем немецких вузов считается их перегруженность: количество студентов превышает  число финансируемых учебных  мест. Несмотря на демографический  спад, с 1975 г. контингенты студентов  неуклонно растут, что вызвано  желанием все большего числа молодежи получить качественное образование.

      Значительные  перемены предстоят в высшем образовании  в новых землях. Как и во всем народном хозяйстве бывшей ГДР, в  вузах существовало значительное число плановых показателей, одним из которых было число студентов, которое не менялось с середины 70-х гг. (110 тыс. человек). Их доля в соответствующей возрастной группе населения составляла в ГДР 11 - 12 % (в ФРГ - 26—27 %), т. е. не все желающие и способные учиться могли реализовать свои намерения.

      В ГДР не было основано ни одного университета, не происходило и их расширения. Система высшего образования  в основном развивалась за счет создания так называемых специальных высших школ, приравненных к университетам  в том смысле, что они имели  право на присвоение ученой степени (в ФРГ им были наделены только университеты). В процессе реформы высшего образования  предусматривается, что в новых  землях Германии правом создания ученых советов и присвоения степеней будут  также пользоваться исключительно  университеты.

      Специальные высшие школы не являются аналогами

специальных (профессиональных) вузов бывшей ФРГ. Их планируется интегрировать в качестве соответствующих факультетов в состав университетов, а специальные профессиональные вузы основывать либо из профессиональных училищ (наилучших из них), повышая, таким образом их статус, либо из высших технических школ, существовавших в ГДР.  

 

      Список  используемой литературы 

  1. Коваленко Ю. И. Профессиональное образование  в ФРГ. М., 1988 г.
  2. Лысова Е. Б. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе. // «Педагогика», 1994. №3.
  3. Малькова З. А., Вульфсон Б. Л. Современная педагогика в капиталистических странах. М., 1975 г.
  4. Никандров Н. Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М., 1978 г.
  5. Писарева Л. И. Тенденция развития современной школы ФРГ. // «Педагогика», 1991 г., №2.
  6. Сергеева Н. Б. Впечатления о современной немецкой школе.// «Педагогика», М., 1993 г., №3.

Информация о работе Образовательная система Германии