Образовательная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 21:58, лекция

Описание

Исторический анализ развития образовательной системы в России
Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска "своего" пути
Управление образованием в России

Работа состоит из  1 файл

18.docx

— 56.36 Кб (Скачать документ)
  • Кроме этого нового органа государственно-общественного управления появились и другие:
    • Попечительский совет;
    • Орган разработки стратегического развития школы;
    • Совет учредителей;
    • Инновационный совет;
    • Экспертный совет;
    • Приемная комиссия (отборочная);
    • Научно-методический совет;
    • Совет лицеистов;
    • Совет гимназистов;
    • Школьный парламент и др.

  Состав  этих органов в разных образовательных  учреждениях неодинаков и масштаб  их деятельности, а также степень  участия членов и органов образовательного учреждения. К целям органов общественного  самоуправления можно отнести реализацию образовательных потребностей и  интересов учащихся, их родителей  и педагогов.

  • А содержанием деятельности общественных органов будут:
    • законотворческая деятельность (разработка, принятие и реализация "законов" и локальных актов, регламентирующих работу школы);
    • совершенствование образовательного процесса (выявление резервов улучшения работы школы, выработка предложений по их реализации, принятие и использование механизмов стимулирования общественной деятельности школьных работников, учащихся и их родителей) и др.;
    • привлечение в помощь школе сил и средств юридических и физических лиц;
    • гармонизация и гуманизация взаимоотношений участников образовательного процесса;
    • представление и защита интересов школы;
    • соуправленческая деятельность, выявление и обмен мнениями участников образовательного процесса, организация их участия в выработке и принятии управленческих решений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
  • В числе методов управленческой деятельности общественных органов управления можно отметить:
    • общественное поручение;
    • общественное мнение;
    • просьбу;
    • предложение;
    • самоотчет;
    • позитивное стимулирование;
    • авансированное доверие;
    • личный пример;
    • общественное поручение;
    • экспертизу проектов школьных "законов" и локальных правовых актов и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

  Управление  высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством  Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении высшего  профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом  высшего учебного заведения на принципах  сочетания единоначалия и коллегиальности. 
     Устав высшего учебного заведения принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения (далее - общее собрание, конференция). 
     Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. В состав ученого совета входят ректор, который является председателем ученого совета, и проректоры. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием. 
     Состав, полномочия, порядок выборов и деятельности ученого совета определяются уставом высшего учебного заведения на основании типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). 
     Уставами высших учебных заведений может быть предусмотрено создание попечительских советов. 
     Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляет ректор. Ректор государственного или муниципального высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения, избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет и утверждается в должности органом управления образованием, в ведении которого находится высшее учебное заведение. 
     В случае мотивированного отказа органа управления образованием утвердить кандидатуру, избранную на должность ректора государственного или муниципального высшего учебного заведения, проводятся новые выборы, при этом если кандидат на должность ректора набирает не менее чем две трети голосов общего числа участников общего собрания (конференции), он утверждается органом управления образованием в обязательном порядке. 
     В случае если государственное или муниципальное высшее учебное заведение в целом лишается государственной аккредитации по результатам аттестации, ректор высшего учебного заведения и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от занимаемых должностей органом управления образованием, в ведении которого находится высшее учебное заведение. Выборы ректора высшего учебного заведения в этом случае не допускаются, и он принимается соответствующим органом управления образованием по трудовому договору (контракту) на срок не более чем пять лет. Учредителем (учредителями) высшего учебного заведения или уполномоченным этим учредителем (учредителями) органом управления образованием по представлению ректора высшего учебного заведения утверждается новый состав ученого совета. 
     После повторной аттестации высшего учебного заведения (но не ранее чем через один год со дня лишения государственной аккредитации) и возобновления государственной аккредитации в высшем учебном заведении вновь избирается ученый совет в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Интересы обучающихся высших учебных заведений могут представлять общественные организации обучающихся. Конкретные взаимоотношения администрации высшего учебного заведения и общественных организаций обучающихся определяются уставом высшего учебного заведения и договором между его администрацией и общественной организацией обучающихся. 
     В системе высшего и послевузовского профессионального образования могут создаваться без образования юридических лиц государственно-общественные объединения типа учебно-методических объединений высших учебных заведений, научно-методических, научно-технических и других советов и комиссий. 
     Государственно-общественные объединения создаются государственными органами управления образованием и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми этими органами управления. Типовые положения о государственно-общественных объединениях утверждаются федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием. В состав государственно-общественных объединений на добровольных началах входят научно-педагогические и другие работники высших учебных заведений, работники предприятий, учреждений и организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Государственно-общественные объединения могут привлекать к участию в своей работе иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
     Государственные органы управления высшим профессиональным образованием, ученые советы высших учебных заведений рассматривают и учитывают в своей деятельности рекомендации общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

  Проблемы  для обсуждения: 
1. Значение децентрализации управления системой образования. 
2. Раскройте роль и значение общественных организаций для повышения эффективности управления образовательными системами в России. 
3. Перспективы развития общественных организаций в управлении образованием.

Список  рекомендуемой литературы

  1. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. - М.: ИЦ, 1999.
  2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня./ под ред. Селивановой Н.А. - М., 1998.
  3. Новиков А.П. Профессиональное образование в России. - М., 1997.
  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Уч. пос. / под ред. Смирнова С.А. - М.: Академия, 1998.
  5. Сергеева В.П., Грицаева С.В. Основы управления педагогическими системами. Программно-методическое пособие. - М., 1999. Татур Ю.Г. Образовательная система в России: Высшая школа. Монография. - М., 1999.

Информация о работе Образовательная система РФ