Общая характиристика образовательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:48, творческая работа

Описание

Интегрирующая дидактическая цель:
усвоить понятие "образовательная система";
уметь доказывать, что тот или иной объект представляет (не представляет) систему;
уметь классифицировать образовательные системы.

Работа состоит из  1 файл

общая характиристика образовательных систем 2.pptx

— 283.97 Кб (Скачать документ)

Общая характеристика образовательных систем

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 

 

Интегрирующая дидактическая цель:

    • усвоить понятие "образовательная система";
    • уметь доказывать, что тот или иной объект представляет (не представляет) систему;
    • уметь классифицировать образовательные системы.

 

 В научной  литературе содержится около 40 формулировок понятия "система". При этом выделяются два основных подхода к ее формулированию:

1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы;

2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.

   Ведущий  отечественный теоретик-системщик В.Г.Афанасьев выделяет следующие признаки системы:

    • Наличие составных элементов (компонентов, частей), из которых образуется система. Элемент - это минимальная единица, обладающая основными свойствами данной системы и имеющая предел делимости в ее рамках. Минимально допустимое число элементов в системе - два.
    • Наличие структуры, т.е. определенных связей и отношений между элементами. Связь - это такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других компонентов. В свою очередь меняется и тот компонент, который вызвал это взаимодействие. Связи существуют между отдельными компонентами и между компонентом и всей системой в целом. Способ связи между элементами определяет структуру системы.
    • Наличие интегративных качеств (системность), т.е. таких качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему. Интегративность - это результат, получаемый от взаимодействия элементов.
    • Наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов.
    • Целеустремленность системы. Каждая система создается для достижения определенной цели. В связи с этим функции ее компонентов должны соответствовать цели и функции всей системы. Следует отметить, что данное свойство является специфичным для биологических и особенно социальных систем.
    • Наличие коммуникативных свойств, которые проявляются в двух формах: 
      1) во взаимодействии с внешней средой (среда - это совокупность всех условий, которые окружают вещь, растение, животное, человека и непосредственно или косвенно воздействуют на них; различают идеологическую, политическую, экономико-производственную, социально-бытовую, культурную, природно-экологическую среду); 
      2) во взаимодействии данной системы с суб- и суперсистемами, т.е. с системами более низкого или высокого порядка.
    • Наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах.
    • Наличие управления. Этот признак, так же как и целеустремленность, является специфическим для систем биологического и социального происхождения. Существует ряд других признаков.

Среди перечисленных  признаков выделяются те, что определяют уровень целостности (качество) системы, который зависит от:

    • а) целеустремленности, т.е. связи всех элементов с целью;
    • б) полноты набора компонентов;
    • в) тесноты взаимосвязи и числа связей между элементами системы;
    • г) полноты функционирования всех элементов системы.
    • Перечисленные (прежде всего - главные) признаки являются основанием для формулирования понятия "система". Итак, под системой понимается целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой.
    • Кроме того, в психологической и педагогической литературе появилось понятие "процессная система". По мнению В.С.Лазарева, процесс-ная система - совокупность объектов: входа, процесса, выхода, ограничений и обратной связи.

Графически  процессная система представлена на схеме 1.

    • Под педагогической системой понимается "социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности"
    • Образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система. В нем можно выделить большое разнообразие образовательных систем. Так, целостный педагогический (образовательный) процесс представляет собой образовательную систе- му. Процесс обучения, являясь подсистемой целостного образовательного процесса, также рассматривается как образовательная система. Учебное занятие - подсистема процесса обучения и в свою очередь представляет собой сложную образовательную систему.

Информация о работе Общая характиристика образовательных систем