Общая характеристика
образовательных систем
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Интегрирующая дидактическая цель:
- усвоить понятие "образовательная система";
- уметь доказывать, что тот или иной объект представляет (не представляет) систему;
- уметь классифицировать образовательные системы.
В научной
литературе содержится около 40 формулировок
понятия "система". При этом выделяются
два основных подхода к ее формулированию:
1) указание ее целостности
в качестве существенного признака всякой
системы;
2) понимание системы
как множества элементов вместе с отношениями
между ними.
Ведущий
отечественный теоретик-системщик В.Г.Афанасьев
выделяет следующие признаки системы:
- Наличие составных элементов (компонентов, частей), из которых образуется система. Элемент - это минимальная единица, обладающая основными свойствами данной системы и имеющая предел делимости в ее рамках. Минимально допустимое число элементов в системе - два.
- Наличие структуры, т.е. определенных связей и отношений между элементами. Связь - это такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других компонентов. В свою очередь меняется и тот компонент, который вызвал это взаимодействие. Связи существуют между отдельными компонентами и между компонентом и всей системой в целом. Способ связи между элементами определяет структуру системы.
- Наличие интегративных качеств (системность), т.е. таких качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему. Интегративность - это результат, получаемый от взаимодействия элементов.
- Наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов.
- Целеустремленность системы. Каждая система создается для достижения определенной цели. В связи с этим функции ее компонентов должны соответствовать цели и функции всей системы. Следует отметить, что данное свойство является специфичным для биологических и особенно социальных систем.
- Наличие коммуникативных свойств, которые проявляются в двух формах:
1) во взаимодействии с внешней средой (среда - это совокупность всех условий, которые окружают вещь, растение, животное, человека и непосредственно или косвенно воздействуют на них; различают идеологическую, политическую, экономико-производственную, социально-бытовую, культурную, природно-экологическую среду);
2) во взаимодействии данной системы с суб- и суперсистемами, т.е. с системами более низкого или высокого порядка.
- Наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах.
- Наличие управления. Этот признак, так же как и целеустремленность, является специфическим для систем биологического и социального происхождения. Существует ряд других признаков.
Среди перечисленных
признаков выделяются те, что определяют
уровень целостности (качество) системы,
который зависит от:
- а) целеустремленности, т.е. связи всех элементов с целью;
- б) полноты набора компонентов;
- в) тесноты взаимосвязи и числа связей между элементами системы;
- г) полноты функционирования всех элементов системы.
- Перечисленные (прежде всего - главные) признаки являются основанием для формулирования понятия "система". Итак, под системой понимается целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой.
- Кроме того, в психологической и педагогической литературе появилось понятие "процессная система". По мнению В.С.Лазарева, процесс-ная система - совокупность объектов: входа, процесса, выхода, ограничений и обратной связи.
Графически
процессная система представлена на
схеме 1.
- Под педагогической системой понимается "социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности"
- Образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система. В нем можно выделить большое разнообразие образовательных систем. Так, целостный педагогический (образовательный) процесс представляет собой образовательную систе- му. Процесс обучения, являясь подсистемой целостного образовательного процесса, также рассматривается как образовательная система. Учебное занятие - подсистема процесса обучения и в свою очередь представляет собой сложную образовательную систему.