Общекультурное значение педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:49, контрольная работа

Описание

Формирование человека, личности - великая гуманистическая цель и одновременно путь к процветанию общества, движущая сила на этом пути. Как общество творит человека, так и человек творит общество - такова основная социологическая, психологическая и педагогическая взаимосвязь жизни и судеб человека и общества. Справедливо и перспективно только то - общество, которое обеспечивает справедливую и достойную жизнь каждому своему гражданину. Вместе с тем и каждый человек, совершенствуясь психологически и педагогически как личность, реализуя себя в жизни, устраивая ее и свою судьбу, удовлетворяя потребности и интересы, самоутверждаясь среди людей, одновременно вносит вклад и в улучшение или ухудшение общественных условий, что имеет значение и для него самого, и для будущего детей и внуков. Поэтому интересы человека и общества во многом совпадают.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….3
2.Общекультурное значение педагогики…………………………………4
3.Заключение………………………………………………………………...14
4. Практическое задание…………………………………………………….15
5. Список использованной литературы…………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки российской федерации.doc

— 74.50 Кб (Скачать документ)

В наше время пришли к  осознанию того, что образование  и воспитание являются центральными звеньями в системе, обусловливающей  стабилизацию общества и уровень  его культурного развития.

В мировой и отечественной практике парадигмы образования складывались и разрабатывались на протяжении веков. К ним относятся «знаниевая» и «культурологическая», «технократическая» и «гуманистическая», «человеко-ориентированная», «педоцентристская и «детоцентристская». Каждая парадигма формировалась в зависимости от доминирования определенного элемента в системе основных параметров образования как социокультурного феномена. В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят: представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения последней; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности образования в обществе; осознание культурного развития человека; роль образования в социуме; представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе; образ и место ребенка в структурах воспитания, обучения и образования.

 

В европейской культуре «знаниевая» парадигма имеет самую длительную историю. Она влияла на определение образовательных задач во взаимосвязи со становящимся практическим и теоретическим опытом человека.

«Культурологическая» парадигма в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры, обучения, поведения, общения. В связи с развитием культуры и общества спектр элементов постоянно расширяется, в него добавляются и овладение основами физической и эстетической культуры, экологии и экономики и др.

Сущность «технократической» парадигмы проявляется в своеобразном мировоззрении, основными чертами которого являются приматы средств над целью, задач образования над смыслом, технологии цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.

Альтернативной технократическому  вызову, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая традиция. Для нее человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах. «Гуманистическая» парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека», «все во имя человека». Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество.

«Педоцентристская» парадигма понимается как альтернатива «детоцентристской».

«Педоцентристская» парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методика, новаторство и творчество педагога являются определяющими при анализе процессов обучения и воспитания. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно. «Детоцентристская» парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов. В качестве эталона «социетарной» парадигмы выступают принципы государственного управления обществом. Последние определяют характер и цели воспитания и образования.

В рамках «человеко-ориентированной» (антропологической) парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и образования учитываются интересы и индивидуальные особенности как ребенка и родителей, так ученика и педагога.

«Педагогика» может рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека входит в качестве составляющей в мировую культуру современности. Педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций.

Педагогика - развивающаяся наука и соответственно совокупность разных ее отраслей представляет собой открытую систему. Педагогика в системе человекознания представляет собой отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы. Педагогика как наука имеет свой предмет и взаимосвязана с областями знания - философией, психологией, физиологией, социологией.

За последнее время  педагогика устанавливает все более  тесные связи и с другими новыми развивающимися науками, в частности с кибернетикой - наукой об оптимальном управлении сложными динамическими системами. В основе этого управления лежит изучение логики определенных процессов в природе и обществе и выделение того общего, что определяет условия их функционирования. Этим общим является наличие управляющего центра, объекта управления, осуществление управления через каналы прямой и обратной связи.

Известный педагог Л.В.Занков, в этой связи, писал: “Теперь уже  не приходится доказывать, сколь важен  для педагогики, опирающейся на научные  данные психологии и физиологии, прогресс, достигнутый в этих науках. Новые факты и теоретические положения психологии и физиологии должны привести к уточнению и дальнейшей разработке педагогических вопросов”.

Сегодня практически  не найти науки, от которой педагогика не берет хотя бы немного для исследования своего предмета и не отдает взамен свои наработки по проблемам обучения, образования, воспитания, управления.

Только там, где педагогика тесно увязывается с философским знанием и широкими антропологическими подходами, может быть достигнуто новое качество в осмыслении проблем изучения, обучения и воспитания Человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Каждый человек в  обществе - воспитатель. Он воспитывает  других своим отношением к ним, своими делами, мыслями, идеями. И к нему возвращается воспитательное влияние  на него других через их отношение, поступки, идеи. Значит, каждый в меру своей общественной человеческой ответственности должен знать основы науки о формировании личности - педагогики, чтобы, давая другим то, что ожидает от них для себя, получить от них то, что отдает им сам. Это будет самым правильным практическим воспитанием. Но в этом чрезвычайно деликатном деле важно не только то, что отдаешь, но и в еще большей мере - как отдаешь. Наука «педагогика» как раз и раскрывает пути и такие способы осуществления воспитательного влияния, которое обеспечит его наибольшую эффективность. Добрый, внимательный, знающий и предприимчивый человек, осведомленный в проблемах педагогики, - главный воспитатель современности и ближайшего будущего. Поэтому столь важно приобщение к педагогическому знанию и опыту руководителей производства и деятелей культуры. Им тоже адресуется эта книга, пусть не для детального изучения, а для общего ознакомления с основными проблемами формирования личности и путями их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое  задание

 

К какому научному направлению принадлежат психологи, больше всего интересующиеся, тем, как именно человек перерабатывает информацию?

Я считаю, психологи принадлежат к научному направлению: «Когнитивная психология» (англ. cognition - знание, познание) возникла в 60-е годы в США и была направлена против бихевиористского исключения психического компонента из анализа поведения, против игнорирования познавательных процессов и познавательного развития. Когнитивная психология выросла из исследований необихевиористов. Она развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т.е. на представлении о том, что люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют ее в другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или исключают информацию из системы. Наиболее яркие представители когнитивной психологии - Дж. Брунер, Д. Норман, Л. Фестингер, Ф. Хайдер, У. Найсер, Г. Саймон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. М., 1998 г.

2. Реан А., Бордовская Н, Розум С. Психология и педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006 г. Гриф УМО.

3. Стрижак Л.Н. Психология  и педагогика: учебное пособие.  МГИУ, 2007г.

 


Информация о работе Общекультурное значение педагогики