Общение как основа педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:42, лекция

Описание

Педагогическое общение - общение педагога с детьми, их родителями, коллегами, при котором создаётся благоприятный психологический климат для успешного достижения целей профессионально-педагогической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Педагогика 2(4).docx

— 20.61 Кб (Скачать документ)

    Общение как основа  педагогической деятельности 

Педагогическое  общение  - общение педагога с детьми, их родителями, коллегами, при котором создаётся благоприятный психологический климат для успешного достижения целей профессионально-педагогической деятельности.

Роль  педагогического  общения:

-Роль правильно организованного педагогического общения особенно велика потому, что атмосферу обращенности к развитию личности ребёнка создает именно педагог.

-Если сравнить по психологической значимости роль педагогической деятельности и педагогического общения, то второе не менее важно.

-Иными словами, технология передачи знаний может отступить на второй план по сравнению с той атмосферой, которую создает педагог для развития личности ребёнка.

Педагогическое  общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника, опосредующее усвоение знаний и становление личности в воспитательно- образовательном процессе.

Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.

Средства  общения - поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру.

                                                       Функции педагогического процесса

Познавательная  функция 

Правильно организованное педагогическое общение создает  благоприятные условия для познания ребёнком индивидуальных особенностей собственной личности, ее слабых и сильных сторон.   

Информационная  функция 

общения, обеспечивая  процесс обмена материалами и  духовными ценностями, создает условия  для развития положительной мотивации  воспитательно- образовательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий.

Функция организации совместной деятельности

позволяет педагогам  обучать детей правильным, социально  приемлемым формам совместной деятельности, планированию и достижению ее целей .

Функция обмена ролями

позволяет в  процессе педагогического общения  программировать у детей тот  или иной шаблон социального поведения. Смена социальных ролей способствует как многосторонним проявлениям  личности - «сбрасыванию масок», так  и возможности войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком.

Функция самоутверждения  личности

Задача педагога - способствовать осознанию ребёнком своего «Я», ощущению своей личной значимости, формированию адекватной самооценки и  перспектив личности, уровня притязаний.

Функция сопереживания 

обеспечивает  условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности стать на точку зрения другого, что нормализует отношения  в  группе ( в коллективе).

                         В педагогике выделяют две основные  модели общения:

1.Учебно-дисциплинарная

Основной  лозунг в ходе взаимодействия взрослого  с детьми было "Делай как я". Для рассматриваемой модели общения  характерен авторитарный стиль общения , монологический тип общения.

Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.

Тактика общения: диктат или опека.

Личностная  позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.

2.Личностно-ориентированная

Обеспечивает  чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость  существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Для  этой модели общения характерен диалогический  тип общения.

Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.

Личностная  позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

                                  Стили педагогического  общения: 

общение — заигрывание

общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью

общение - дистанция

общение на основе дружеского расположения

общение — устрашение

                 Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе

проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества);

децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека);

идентификация (неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого);  

эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания);

стереотипизация (механизм межличностного познания)

                                        Коммуникативный барьер

- это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между субъектами педагогического процесса.

  Барьеры:

- личностные

- социально-психологические

- физические

                                                        Требования к речи педагога

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.  
 

В. А. Сухомлинский писал,

«что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду».

Информация о работе Общение как основа педагогической деятельности