Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:42, лекция
Педагогическое общение - общение педагога с детьми, их родителями, коллегами, при котором создаётся благоприятный психологический климат для успешного достижения целей профессионально-педагогической деятельности.
Общение как основа
педагогической деятельности
Педагогическое общение - общение педагога с детьми, их родителями, коллегами, при котором создаётся благоприятный психологический климат для успешного достижения целей профессионально-педагогической деятельности.
Роль педагогического общения:
-Роль правильно организованного педагогического общения особенно велика потому, что атмосферу обращенности к развитию личности ребёнка создает именно педагог.
-Если сравнить по психологической значимости роль педагогической деятельности и педагогического общения, то второе не менее важно.
-Иными словами, технология передачи знаний может отступить на второй план по сравнению с той атмосферой, которую создает педагог для развития личности ребёнка.
Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника, опосредующее усвоение знаний и становление личности в воспитательно- образовательном процессе.
Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.
Средства общения - поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру.
Познавательная функция
Правильно организованное
педагогическое общение создает
благоприятные условия для
Информационная функция
общения, обеспечивая процесс обмена материалами и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации воспитательно- образовательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий.
Функция организации совместной деятельности
позволяет педагогам обучать детей правильным, социально приемлемым формам совместной деятельности, планированию и достижению ее целей .
Функция обмена ролями
позволяет в процессе педагогического общения программировать у детей тот или иной шаблон социального поведения. Смена социальных ролей способствует как многосторонним проявлениям личности - «сбрасыванию масок», так и возможности войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком.
Функция самоутверждения личности
Задача педагога - способствовать осознанию ребёнком своего «Я», ощущению своей личной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня притязаний.
Функция сопереживания
обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности стать на точку зрения другого, что нормализует отношения в группе ( в коллективе).
В педагогике выделяют две основные модели общения:
1.Учебно-дисциплинарная
Основной лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми было "Делай как я". Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения , монологический тип общения.
Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.
Тактика общения: диктат или опека.
Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.
2.Личностно-ориентированная
Обеспечивает
чувства психологической
Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).
Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
общение — заигрывание
общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью
общение - дистанция
общение на основе дружеского расположения
общение — устрашение
Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе
проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества);
децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека);
идентификация
(неосознанное отождествление себя с другим
либо сознательная мысленная постановка
себя на место другого);
эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания);
стереотипизация (механизм межличностного познания)
Коммуникативный барьер
- это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между субъектами педагогического процесса.
Барьеры:
- личностные
- социально-психологические
- физические
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
Уместность
– употребление в речи единиц, соответствующих
ситуации и условиям общения. Уместность
речи педагога предполагает, прежде всего,
обладание чувством стиля.
В. А. Сухомлинский писал,
«что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду».
Информация о работе Общение как основа педагогической деятельности