Общение воспитателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:29, доклад

Описание

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.

Работа состоит из  1 файл

реферат тренинг.docx

— 15.14 Кб (Скачать документ)

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического  общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них  воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений  и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.

Воспитатель должен стремиться, чтобы его педагогическое общение  с детьми было эффективным и в  наибольшей степени способствовало их психическому развитию. Для этого  ему нужно знать, чего ждут от общения  с ним его воспитанники, учитывать  изменяющуюся на протяжении детского возраста потребность их в общении  со взрослыми, развивать ее. Вступая в общение с детьми в «зоне ближайшего развития», воспитатель может способствовать реализации их потенциальных возможностей. Общение со взрослыми подготавливает появление новых, более сложных видов деятельности. Так, например, деловое общение способствует становлению предметно-орудийной — ведущей в раннем возрасте — Деятельности; внеситуативно-личностное общение — учебной, ведущей в младшем школьном возрасте (Лисина М. И., 1978).

Форма и содержание педагогического  общения воспитателя в значительной степени определяются теми конкретными  задачами, которые он пытается решить в процессе руководства деятельностью детей. 
Эффективность педагогического общения зависит от умения воспитателя учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Различные формы воздействия избирает педагог для общения в аналогичных ситуациях с детьми Разного темперамента и возраста. К самым маленьким он чаще выражает особую теплоту, использует ласковые формы обращения, к которым малыш привык в семье. Чуткость и заинтересованность педагог проявляет и в работе с более старши- ми детьми. Но здесь для создания оптимального характера взаимоотношений от него требуется и умение пошутить, а в случае необходимости — разговаривать серьезно, строго. Отличается и содержание общения воспитателя с разными детьми — учитываются их интересы, склонности, пол, особенности семейной микросреды. В процессе взаимодействия с детьми педагог использует как прямые, так и косвенные воздействия. Обычно под прямыми понимаются воздействия, которые прямо обращены к воспитаннику, так или иначе касаются его поведения, взаимоотношений (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.). Косвенными считаются воздействия через других лиц, через соответствующую организацию совместной деятельности и т. д. Сущность такого способа воздействия состоит в том, что управляющий не чинит никаких препятствий и не дает никаких указаний в отношении желаемого направления поведения, но он так изменяет окружающие условия, что каждая личность в отдельности выбирает именно ту форму деятельности, которая желательна была управляющему. Наиболее эффективны в работе с детьми, особенно младшего и среднего возраста, косвенные воздействия, прежде всего воздействия посредством игры, игрового общения. 
...На прогулке дети средней группы катались на деревянных лошадках и самолетах. Особенно их привлекала лошадка, недавно выставленная на участке. Катались, как и договорились с детьми, по очереди — сначала девочки, потом мальчики. Вот подошла очередь и Коли А. Но Люда С. продолжала кататься, уступать лошадку ему и не собиралась. «Это моя лошадка, я буду кататься на ней»,— в ответ на просьбу мальчика резко ответила она. Коля дернул ее за косичку, девочка заплакала и побежала жаловаться воспитательнице. Воспитательница, наблюдавшая за детьми, не стала никого из них ругать. Она подошла с ними поближе к лошадке. «Посмотрите, дети, какая лошадка стала грустная. Наверное, она обиделась на вас. Она не любит, когда дети ссорятся между собой. Ей тогда не хочется их и катать. Лошадка вас с удовольствием покатает, когда вы будете играть дружно, весело. А сейчас лошадка, наверное, уже и устала. Она хочет есть и пить. Давайте покормим ее и напоим, и она вас снова будет катать». Дети с удовольствием откликнулись на предложение воспитателя (из материалов Е. А. Панько).

Вступая в игровое общение, педагог получает возможность экономным  путем, без излишнего нажима, морализирования  осуществлять руководство деятельностью  детей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты. Оптимальность  педагогического общения зависит  и от способности воспитателя  использовать сказку, искусство как  средство косвенного воздействия на ребенка. Правильно организованное педагогическое общение создает  наиболее благоприятные условия  для развития творческой активности детей. Выявлено, что именно личностно-деловое  общение, удовлетворяющее одновременно потребность в сотрудничестве и  в сопереживании, взаимопонимании, в наибольшей степени способствует созданию благоприятного психологического климата в детском саду и школе.

Воспитатели руководят деятельностью  детей, но формы их воздействий на детей бывают разные. Чаще всего  выделяют «демократическую» и «авторитарную» форму руководства. Продуктивность «демократического» и вредность  «авторитарного» стиля, недопустимость последнего в работе с детьми была доказана в целом ряде исследовании (А. А. Бодалев, К. Левин, В. С Мухина, Л. Н. Башлакова и др.).

Характеризуя оптимальное  педагогическое общение учителя, А. А. Леонтьев справедливо отмечает, что  оно «позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности  учителя». Такую возможность создает  и оптимальное педагогическое общение  воспитателя с детьми детского возраста. Интересы, склонности, способности, педагогическое отношение воспитателя находят  отражение в стиле его профессионального  общения.

Разнообразны стили педагогической деятельности воспитателей детского сада. В настоящее время проводится их изучение. Однако уже можно говорить о бесспорном преимуществе положительного гармонического стиля, когда положительная  мотивация сочетается с позитивными  формами общения с детьми, с  высоким уровнем профессиональных умений и навыков. Воспитание и самовоспитание такого стиля — одно из важных средств  повышения эффективности педагогического общения.

В совершенствовании педагогического  общения, как и всей деятельности воспитателя, важную роль играет психологический  климат в педагогическом коллективе детского сада.


Информация о работе Общение воспитателя