Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:29, доклад
Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.
Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.
Воспитатель должен стремиться, чтобы его педагогическое общение с детьми было эффективным и в наибольшей степени способствовало их психическому развитию. Для этого ему нужно знать, чего ждут от общения с ним его воспитанники, учитывать изменяющуюся на протяжении детского возраста потребность их в общении со взрослыми, развивать ее. Вступая в общение с детьми в «зоне ближайшего развития», воспитатель может способствовать реализации их потенциальных возможностей. Общение со взрослыми подготавливает появление новых, более сложных видов деятельности. Так, например, деловое общение способствует становлению предметно-орудийной — ведущей в раннем возрасте — Деятельности; внеситуативно-личностное общение — учебной, ведущей в младшем школьном возрасте (Лисина М. И., 1978).
Форма и содержание педагогического
общения воспитателя в
Эффективность педагогического общения
зависит от умения воспитателя учитывать
возрастные и индивидуальные особенности
детей. Различные формы воздействия избирает
педагог для общения в аналогичных ситуациях
с детьми Разного темперамента и возраста.
К самым маленьким он чаще выражает особую
теплоту, использует ласковые формы обращения,
к которым малыш привык в семье. Чуткость
и заинтересованность педагог проявляет
и в работе с более старши- ми детьми. Но
здесь для создания оптимального характера
взаимоотношений от него требуется и умение
пошутить, а в случае необходимости —
разговаривать серьезно, строго. Отличается
и содержание общения воспитателя с разными
детьми — учитываются их интересы, склонности,
пол, особенности семейной микросреды.
В процессе взаимодействия с детьми педагог
использует как прямые, так и косвенные
воздействия. Обычно под прямыми понимаются
воздействия, которые прямо обращены к
воспитаннику, так или иначе касаются
его поведения, взаимоотношений (объяснение,
показ, указание, одобрение, порицание
и др.). Косвенными считаются воздействия
через других лиц, через соответствующую
организацию совместной деятельности
и т. д. Сущность такого способа воздействия
состоит в том, что управляющий не чинит
никаких препятствий и не дает никаких
указаний в отношении желаемого направления
поведения, но он так изменяет окружающие
условия, что каждая личность в отдельности
выбирает именно ту форму деятельности,
которая желательна была управляющему.
Наиболее эффективны в работе с детьми,
особенно младшего и среднего возраста,
косвенные воздействия, прежде всего воздействия
посредством игры, игрового общения.
...На прогулке дети средней группы катались
на деревянных лошадках и самолетах. Особенно
их привлекала лошадка, недавно выставленная
на участке. Катались, как и договорились
с детьми, по очереди — сначала девочки,
потом мальчики. Вот подошла очередь и
Коли А. Но Люда С. продолжала кататься,
уступать лошадку ему и не собиралась.
«Это моя лошадка, я буду кататься на ней»,—
в ответ на просьбу мальчика резко ответила
она. Коля дернул ее за косичку, девочка
заплакала и побежала жаловаться воспитательнице.
Воспитательница, наблюдавшая за детьми,
не стала никого из них ругать. Она подошла
с ними поближе к лошадке. «Посмотрите,
дети, какая лошадка стала грустная. Наверное,
она обиделась на вас. Она не любит, когда
дети ссорятся между собой. Ей тогда не
хочется их и катать. Лошадка вас с удовольствием
покатает, когда вы будете играть дружно,
весело. А сейчас лошадка, наверное, уже
и устала. Она хочет есть и пить. Давайте
покормим ее и напоим, и она вас снова будет
катать». Дети с удовольствием откликнулись
на предложение воспитателя (из материалов
Е. А. Панько).
Вступая в игровое общение,
педагог получает возможность экономным
путем, без излишнего нажима, морализирования
осуществлять руководство деятельностью
детей, их развитием, регулировать взаимоотношения,
разрешать конфликты. Оптимальность
педагогического общения
Воспитатели руководят деятельностью
детей, но формы их воздействий на
детей бывают разные. Чаще всего
выделяют «демократическую» и «
Характеризуя оптимальное
педагогическое общение учителя, А.
А. Леонтьев справедливо отмечает, что
оно «позволяет максимально использовать
в учебном процессе личностные особенности
учителя». Такую возможность создает
и оптимальное педагогическое общение
воспитателя с детьми детского возраста.
Интересы, склонности, способности, педагогическое
отношение воспитателя находят
отражение в стиле его
Разнообразны стили
В совершенствовании