Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:43, реферат
Вашему ребенку скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить его к этому? Что же, к вашим услугам большое количество методик, которые позволят успешно справиться с этой задачей. Если ваш ребенок будет обучаться в украинской школе, работающей по государственной программе, можете воспользоваться традиционной методикой (звуковой аналитико-синтетический метод). Этот метод уже не одно десятилетие используется в школах и детских садах Украины.
Обучение детей грамоте в дошкольном возрасте
Бубнова Ксения Александровна
Вашему ребенку скоро
в школу, и вы хотите как
можно лучше подготовить его
к этому? Что же, к вашим услугам
большое количество методик,
Одни психологи считают, что обучать детей грамоте нужно начинать как можно раньше, другие утверждают, что раннее обучение тормозит развитие познавательной активности малышей. Вероятно, самым оптимальным для начала серьезной работы с ребенком все же является возраст от четырех до пяти лет.
А работа предстоит
действительно серьезная, т.к.
малыш должен ознакомиться со
сложными языковыми и речевыми
понятиями, усвоить их
Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе?
Первоочередным является
обучение детей звуковому
Необходимо научить изображать слово с помощью условных знаков (фишек) на модели, и эти предварительные действия станут надежной основой для грамотного (без пропусков и замены букв) письма.
В школах, работающих по государственной программе, используют следующие значки:
Гласный звук изображают кружком (большой точкой),
Твердый согласный – полоской (черточкой),
Мягкий согласный – двумя параллельными полосками (черточками).
Например, СОН - · -
ПЕНЬ = · =
Объясните детям, что кружочек обозначает тот звук (гласный), который можно спеть, произнести с открытым ртом, а кружок похож на открытый рот. Спойте вместе с ребенком гласные А О У И Ы Э, произнесите их шепотом, чтобы убедиться, что рот при этом остается открытым. А вот когда мы произносим согласные, необходимо сомкнуть губы, зубы, поэтому их обозначают одной или двумя черточками. Вместе с малышом придите к “открытию”, что в слове “мак” первый звук – твердый согласный [ м] , а в слове “мяч” - мягкий согласный [ м`] .
Из картона изготовьте
карточки-фишки для
Дети должны не просто передвигаться, а вслух проговаривать звуки, образованные слоги, слова. Если занятия проводятся с одним ребенком, роли могут исполнять родители, старшие сестры и братья и т. д. Игры должны проходить интересно, эмоционально.
Вы должны помнить, что ваш малыш делает первые шаги к овладению звуковым анализом слов. Необходимо в игровой и занимательной форме вместе с ним выполнять упражнения на определение начальных и конечных звуков в словах, на подбор слов с тем или иным звуком.
Не забывайте, что для выделения из слов начальных и конечных звуков сначала следует подбирать простейшие случаи: для гласных самой удобной для выделения является такая позиция, когда данный звук – отдельный слог.
Например:
а-кула
о-кунь
и-дут
У-краина
Э-мма
Для выделения конечных гласных
звуков следует подбирать слова,
в которых эти звуки находятся
под ударением (гора, пишу). В такой
позиции гласные звуки
Для согласных самой
удобной позицией для
Например, звуки, выделенные в следующих словах:
бровь, нос, палец, лоб, локоть, школьник, спина.
Следующим вашим шагом
в обучении малыша уметь производить
полный звуковой анализ слов, является
“узнавание” заданного или
Ребенок с удовольствием
примет участие в игре “Поймай
звук” - когда заданный звук
присутствует в слове,
На занятиях дети должны слышать
правильную, выразительную речь взрослых.
Вслушиваясь в речь, ребенок узнает,
что оно состоит из предложений.
Само понятие “предложение”
Следующим этапом ваших занятий с ребенком будет составление схематического изображения предложения. Модель предложения строится при помощи вертикальной черты (слово) и знака (точка, восклицательный и вопросительный знаки).
Например,
Пришла осень __ __ .
Воздух стал прохладным __ __ __ .
Спрятались от холода насекомые __ _ __ __ .
Куда собираются птицы __ __ __ ?
Короткие слова (предлоги,
союзы, местоимения) дети должны обозначать
на моделях более короткими
Итак, ваш ребенок должен усвоить, что предложение состоит из слов, слова могут делиться на слоги, а также на отдельные звуки.
Теперь поговорим о
том, как научить детей делить
слова на слоги. Предложите ребенку
внимательно посмотреть, как вы произнесете
слово “мама”. Спросите, заметил
ли он, сколько раз при этом вы
раскрыли рот. Теперь пусть он произнесет
слово “папа”, а вы посчитайте, сколько
раз открыл рот он. Таким же образом
“исследуйте” слова “молоко”, “собака”
и т. д. Ну а потом самое время
рассказать “секрет” - сколько раз
нужно открыть рот для
Полезным и интересным видом работы, связанным со слогоделением, является проговаривание по слогам считалочек. Детям очень понравится такая работа в процессе подвижной игры, инсценировки (ребенок, выполняя соответствующие движения, проговаривает считалочку):
Мы де-ли-ли а-пель-син.
Мно-го нас, а он о-дин.
Э-та доль-ка – для е-жа.
Э-та доль-ка для стри-жа.
Э-та доль-ка для у-тят.
Э-та доль-ка для ко-тят.
Э-та доль-ка для боб-ра.
А для вол-ка – ко-жу-ра.
Он сер-дит на нас – бе-да!
Раз-бе-гай-тесь кто ку-да!)
Родителей интересует вопрос, нужно ли учить дошкольников читать, а если да, то как правильно это делать. Прежде всего необходимо помочь ребенку овладеть самим способом чтения слогов и слов.
На начальном этапе
обучения основное внимание
Постепенно пауза между слиянием и согласным звуком сокращается, и дети переходят к слоговому чтению таких слов.
Для тренировочных упражнений в чтении необходимо использовать яркие, красочные книги, предназначенные для этой цели. Всевозможные “Буквари” и “Азбуки” в большом количестве имеются в продаже. Не следует брать учебник, используемый в первом классе трехлетней и четырехлетней начальной школы, утвержденный Министерством образования Украины. (Н. Ф. Скрипченко. Н. С. Ващуленко. Букварь.К. Освита, 99).
Если ребенок поступит в школу, где обучение в начальной школе осуществляется по государственной программе, он будет работать с таким букварем на протяжении всего учебного года (в четырехлетней начальной школе).
В некоторых школах
обучение в начальных классах
осуществляется по авторским
программам, преподавание ведется
не только на украинском, но
и на русском языке. В случае,
если ваш ребенок поступит
в такую школу, ему придется
освоить новую символику в
обозначении, скажем, гласных и
согласных звуков, научиться по-другому
записывать схемы предложений
и т.д. Например, программа развивающего
обучения (по системе Д. Б. Эльконина
- В.В. Давыдова) предусматривает
запись согласных звуков в
звуковой модели слова при
помощи квадратов, а
Ни в коем случае
не задаваясь целью призвать
родителей cамостоятельно