Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 07:47, реферат
Исторический анализ показал, что зачастую под отметкой в российском образовании понималась оценка и наоборот. Однако шкала отметок более жестка, формализована. Ее главная задача установить уровень (степень) усвоения школьником единообразной государственной программы, образовательного стандарта. Она должна быть проста в использовании, понятна всем субъектам образовательного пространства, согласовываться с вузовской шкалой и, что особенно важно, с тем как ставятся отметки на вступительных экзаменах в вузы, в какой бы форме они не проводились.
Оценка же может быть максимально разнообразной, вариативной в зависимости от типов и видов образовательных учреждений, их специфики и направленности, задач каждой из образовательных ступеней. Главная задача оценки (и в этом ее основное отличие от отметки) - определить характер личных усилий учащихся; установить глубину и объем индивидуальных знаний; содействовать корректировки мотивационно-потребностной сферы ученика, сравнивающего себя с неким эталоном школьника, достижениями других учащихся, самим собой некоторое время назад.
ОЦЕНКА И ОТМЕТКА
Исторический анализ показал, что зачастую под отметкой в российском образовании понималась оценка и наоборот. Однако шкала отметок более жестка, формализована. Ее главная задача установить уровень (степень) усвоения школьником единообразной государственной программы, образовательного стандарта. Она должна быть проста в использовании, понятна всем субъектам образовательного пространства, согласовываться с вузовской шкалой и, что особенно важно, с тем как ставятся отметки на вступительных экзаменах в вузы, в какой бы форме они не проводились.
Оценка же
может быть максимально
Оценка всегда направлена "во внутрь", личность школьника - отметка обращена во вне, в социум. Оценка эмоциональна, отметка подчеркнуто формализована.
Можно выделить следующие
новые подходы к решению
- оценка рассматривается
как конечный результат
- выявляется
соответствие результатов
- устанавливается
уровень компетентности
- ориентация
системы оценки на продукт
учебной деятельности, а не на
процесс обучения, что соответствует
традиционной системе оценок
учебной деятельности
Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Такими являются, например, школьные отметки. Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученика: абсолютные в том смысле, что сама по себе отметка свидетельствует о качестве знаний или поведения школьника, а относительные потому, что, пользуясь отметками, можно сравнивать их у разных детей.
Нередко
в психологической и особенно
педагогической литературе
В первую
очередь, оценка - это процесс,
деятельность (или действие) оценивания,
осуществляемая человеком. От
оценки зависит вся наша
Функции
оценки, как известно, не ограничиваются
только констатацией уровня
Отметка
(балл) является результатом процесса
оценивания, деятельности или действия
оценивания, их условно-формальным
отражением. Отождествление оценки
и отметки с психологической
точки зрения будет
В целом представляется, что ,система отметок может претерпеть следующие изменения:
1. Прежде всего,
необходимо решительно
Но еще
раз подчеркнем, главное - инструментально
описать соответствие каждого
балла уровню выполнения
2. Необходимо
сделать более гибким
3. Качественные
изменения привычной шкалы
Причины необъективности педагогической оценки
По поводу процедуры выставления
отметок, которую принято называть
контролем или проверкой
процессом определения уровней знаний
и процессом установления ценности данного уровня.
Лишь второй из них является, строго говоря, оценкой, в то время, как первый - измерение, проводящееся при сравнении. При этом сравнивается начальный уровень с достигнутым и с эталоном. Для получаемого прироста избирается оценка. Однако, как мы видели, первая из указанных операций остается наиболее уязвимым местом в проверке знаний. Из сказанного выше следует, что в практике обучения не только возникла, но и приобретает все большую остроту проблема определения различных уровней обучения, а также включаемая в нее проблема измерения результатов деятельности обучения.
Проведенное
специальное изучение
Чрезвычайно
важно, чтобы оценочная
Широко известен ряд типичных субъективных тенденций или ошибок оценивания, к наиболее распространенным из которых относят:
ошибки великодушия, ореола,
центральной тенденции, контраста,
близости,логические ошибки.