Оценка и отметка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 07:47, реферат

Описание

Исторический анализ показал, что зачастую под отметкой в российском образовании понималась оценка и наоборот. Однако шкала отметок более жестка, формализована. Ее главная задача установить уровень (степень) усвоения школьником единообразной государственной программы, образовательного стандарта. Она должна быть проста в использовании, понятна всем субъектам образовательного пространства, согласовываться с вузовской шкалой и, что особенно важно, с тем как ставятся отметки на вступительных экзаменах в вузы, в какой бы форме они не проводились.
Оценка же может быть максимально разнообразной, вариативной в зависимости от типов и видов образовательных учреждений, их специфики и направленности, задач каждой из образовательных ступеней. Главная задача оценки (и в этом ее основное отличие от отметки) - определить характер личных усилий учащихся; установить глубину и объем индивидуальных знаний; содействовать корректировки мотивационно-потребностной сферы ученика, сравнивающего себя с неким эталоном школьника, достижениями других учащихся, самим собой некоторое время назад.

Работа состоит из  1 файл

оценка отметка.docx

— 17.21 Кб (Скачать документ)

ОЦЕНКА И ОТМЕТКА

Исторический анализ показал, что зачастую под отметкой в российском образовании понималась оценка и  наоборот. Однако шкала отметок более  жестка, формализована. Ее главная задача установить уровень (степень) усвоения школьником единообразной государственной  программы, образовательного стандарта. Она должна быть проста в использовании, понятна всем субъектам образовательного пространства, согласовываться с  вузовской шкалой и, что особенно важно, с тем как ставятся отметки  на вступительных экзаменах в  вузы, в какой бы форме они не проводились.

      Оценка же  может быть максимально разнообразной,  вариативной в зависимости от  типов и видов образовательных  учреждений, их специфики и направленности, задач каждой из образовательных  ступеней. Главная задача оценки (и в этом ее основное отличие  от отметки) - определить характер  личных усилий учащихся; установить  глубину и объем индивидуальных  знаний; содействовать корректировки  мотивационно-потребностной сферы ученика, сравнивающего себя с неким эталоном школьника, достижениями других учащихся, самим собой некоторое время назад.

 Оценка всегда направлена "во внутрь", личность школьника  - отметка обращена во вне, в социум. Оценка эмоциональна, отметка подчеркнуто формализована.

  Можно выделить следующие  новые подходы к решению проблемы  школьной отметки:

     - оценка рассматривается  как конечный результат обучения;

      - выявляется  соответствие результатов обучения  стандартам образования;

      - устанавливается  уровень компетентности обучаемых;

      - ориентация  системы оценки на продукт  учебной деятельности, а не на  процесс обучения, что соответствует  традиционной системе оценок  учебной деятельности школьников.

Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного  свойства у оцениваемого лица, а  также количественную и качественную оценку его действий или результатов  деятельности. Такими являются, например, школьные отметки. Они характеризуют  в баллах абсолютные и относительные  успехи ученика: абсолютные в том  смысле, что сама по себе отметка  свидетельствует о качестве знаний или поведения школьника, а относительные  потому, что, пользуясь отметками, можно  сравнивать их у разных детей.

      Нередко  в психологической и особенно  педагогической литературе понятия  "оценка" и "отметка" отождествляются.  Однако разграничение данных  понятий крайне важно для более  глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных  аспектов оценочной деятельности  педагогов.

      В первую  очередь, оценка - это процесс,  деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От  оценки зависит вся наша ориентировочная  и вообще любая деятельность  в целом. Точность и полнота  оценки определяют рациональность  движения к цели.

      Функции  оценки, как известно, не ограничиваются  только констатацией уровня обученности. Оценка - одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.

      Отметка  (балл) является результатом процесса  оценивания, деятельности или действия  оценивания, их условно-формальным  отражением. Отождествление оценки  и отметки с психологической  точки зрения будет равносильно  отождествлению процесса решения  задачи его результату. На основе  оценки может появиться отметка  как ее формально-логический результат.  Но, кроме того, отметка является  педагогическим стимулом, сочетающим  в себе свойства поощрения  и наказания: хорошая отметка  является поощрением, а плохая - наказанием.

 В целом представляется, что ,система отметок может претерпеть следующие изменения:

     1. Прежде всего,  необходимо решительно развести  отметку и оценку знаний. Для  этого шкала отметок (о ее  вариантах далее) описывается  не в эмоциональных характеристиках  типа "очень плохо", "удовлетворительно", а каждый балл соответствует  определенному уровню или степени  выполнения заданий . При этом можно сохранить и привычную пятибалльную систему, сделав ее по сути шестибалльной: от 0 до 5; перейти на принятую в Финляндии, Германии, Австрии, Швейцарии 6-7-балльную систему или же на наиболее популярную по данным опроса среди российских учителей и учащихся 10-бальную систему. Кстати, симптоматично, что во многих вузах на вступительных экзаменах, особенно на профилирующих предметах используется именно эта шкала.

      Но еще  раз подчеркнем, главное - инструментально  описать соответствие каждого  балла уровню выполнения заданий.  Конкретное наполнение шкалы  баллов будет определяться требованиями  образовательных стандартов. В таком  случае возможна органичная корреспонденция  десятибалльной шкалы со стобалльной шкалой ЕГЭ. Так же заманчив и вариант предусматривающий переход от констатирующего к накопительному статусу баллов, которые даже предлагается переименовать в "кредит", то есть вообще отказаться от несущих негативную экспрессию понятий "отметка" и "оценка". В таком случае даже один кредит (балл) полученный учащимся означает его определенный успех и суммируется с другими полученными результатами.

     2. Необходимо  сделать более гибким соотношение  между отметкой и оценкой. В  частности вообще отказаться  от отметок в начальной школе  и при текущем оценивании. В  таком случае возможно применение  самых разнообразных вариантов  оценки. Отметка же будет появляться  лишь дважды: по завершению обучения  в основной и средней школе.

     3. Качественные  изменения привычной шкалы отметок  неизбежно предполагают определенное  переучивание педагогов, усложнение, особенно на первых порах, их  деятельности, затрудненность восприятия  учениками и родителями новых  отметок и оценок. Не трудно  представить, что реакция, как  это показали уже отклики на  заявление министра образования  В.М. Филиппова о пересмотре  шкалы отметок, будет очень  эмоциональной и достаточно негативной. Однако, еще раз подчеркнем - модернизированной системе образования неизбежно должны отвечать и модернизированная шкала отметок, современные подходы к решению этой проблемы.

Причины необъективности  педагогической оценки

По поводу процедуры выставления  отметок, которую принято называть контролем или проверкой знаний, умений и навыков, справедливо замечают, что допускается смешение понятий, так как мы имеем дело с двумя  различными процессами:

процессом определения уровней  знаний

и процессом установления ценности данного уровня.

 

Лишь второй из них является, строго говоря, оценкой, в то время, как первый - измерение, проводящееся при сравнении. При этом сравнивается начальный уровень с достигнутым и с эталоном. Для получаемого прироста избирается оценка. Однако, как мы видели, первая из указанных операций остается наиболее уязвимым местом в проверке знаний. Из сказанного выше следует, что в практике обучения не только возникла, но и приобретает все большую остроту проблема определения различных уровней обучения, а также включаемая в нее проблема измерения результатов деятельности обучения.

      Проведенное  специальное изучение показывает, что знания одних и тех же  учащихся оцениваются по-разному  различными преподавателями и  расхождение в значении отметок  для одной и той же группы  учащихся оказывается весьма  значительным. Плохая организация  контроля знаний стала одной  из причин деградации образования.  Не случайно отмечалось, что все  известные в мире попытки улучшения  качества образования, не подкрепленные  действенной реформой системы  проверки знаний, не приносили,  как правило, желаемых результатов.  Устранить субъективный элемент  чрезвычайно трудно в силу  различных обстоятельств. Во-первых, весьма условно обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоение, успеваемость и т.п. Все эти понятия не имеют количественной формы выражения. Во-вторых, пока еще не выработаны общедоступные методы прямого измерения учебной деятельности, и о ней судят опосредованно по ответам, по действиям учащихся.

      Чрезвычайно  важно, чтобы оценочная деятельность  педагога осуществлялась им в  интересах социально-психологического  развития ребенка. Для этого  она должна быть адекватной, справедливой  и объективной.

Широко известен ряд типичных субъективных тенденций или ошибок оценивания, к наиболее распространенным из которых относят:

ошибки великодушия, ореола,

центральной тенденции, контраста,

близости,логические ошибки.


Информация о работе Оценка и отметка