Онтогенез развития слухового внимания и фонематических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:02, реферат

Описание

Онтогенез развития слухового внимания

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
1. Исторические аспекты изучения фонематического восприятия у детей……………………………………………………………………………
2. Современные подходы к изучению фонематического восприятия у детей……………………………………………………………………………
2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе………….
3. Выводы

Работа состоит из  1 файл

Онтогенез развития слухового внимания.docx

— 39.11 Кб (Скачать документ)

Традиционно в логопедии термином «фонематический слух» обозначают фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез.

Фонематическое восприятие осуществляет операции различения и узнавания  фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Качественное многообразие звуков можно свести к небольшому числу  их общих типов - фонем (греч. - phone - звук речи), которые участвуют в смысловой  дифференциации слов.

Система фонем есть совокупность фонем  данного языка как различительных единиц, противопоставленных друг другу. Процесс развития фонематического  восприятия длительный и сложный, т.к. при восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. 0н слышит множество вариантов  звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные  акустические компоненты. Ему нужно  извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. Фонематический слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

Фонематический слух является одним  из наиболее рано формирующихся сенсорных  процессов. Уже у новорожденных  имеется чувствительность к звукам, которая обнаруживает себя изменением общей двигательной активности ребёнка, нарушением частоты и ритма дыхания, торможением сосательных движений. Постепенно ребёнок становится более  внимателен именно к звукам человеческой речи, которые вызывают у него выраженную реакцию сосредоточения.

Основой для развития фонематического  восприятия является нормальное развитие слухового восприятия:

    • уже в 1-2 месяца отмечаются ориентировочные реакции на слуховой раздражитель (звучание погремушки, голос матери, мелодия);
    • в 2-3 месяца - ориентировочно-поисковые реакции;
    • в 3-4 месяца ребёнок находит источник звука, различает голоса близких, различает строгую и ласковую интонации, спокойную и плясовую мелодии, по-разному реагирует на своё и чужое имя, начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих. Интонация играет ведущую семантическую роль в понимании и выражении ребёнка во вторую четверть первого года его жизни. Швачкин Н.Х. [15] подчёркивает, что возникновение сенсомоторных связей, относящихся к четвёртому месяцу жизни ребёнка, является важнейшей предпосылкой речи вообще и звуков речи в частности.
    • В 6-7 месяцев развивается способность не просто слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь. На шестом месяце особую семантическую функцию получает ритм.
    • На 7-8 месяце ребёнок понимает многие слова, узнаёт названия некоторых предметов, которые ему показывают.
    • В конце первого года жизни вслед за интонацией и ритмом семантическую значимость начинает получать звуковой рисунок слова. Этот этап развития детской речи автор назвал до-фонемным. Речь является просодической. В этот период речи звук сопровождает артикуляцию и следует движениям речедвигательного аппарата.

Под воздействием изменения семантики  происходит переход к фонематическому  восприятию речи, связанный с коренной перестройкой и артикуляции и  речевого слуха ребёнка. Начатки  этого перехода отмечаются в начале второго года жизни. Речь второго  периода Н.Х. Швачкин назвал фонемной. Фонематическое становление речи ребёнка  существенно зависит от психологических  особенностей фонем:

  1. Обобщённость фонемы

Фонема возникает в связи  со становлением слова. Будучи смыслоразличителем слова, фонема включает в себя ряд  фонетических представлений и, конкретизируясь  в процессе речи, является представлением, образом. Одновременно с этим фонема является обобщением фонетических представлений, сходных по своей смыслоразличительной функции.

2. Различительная  функция фонемы

Фонема-звук, различающий значения слов. Психологическая особенность  различения значений с особой чёткостью  обнаруживается в момент образования  фонемы. Возникновение фонем связано  с развитием способности различения значения; она рождается в процессе развития этой способности, является своеобразным вестником этого явления.

3. Константность  фонемы

Благодаря ей, мы разное «к» в словах «кот», «кат» воспринимаем как одинаковое «к».

4. Произвольность или преднамеренность фонемы

Фонема-звук, произвольно или преднамеренно  произносимый. Произвольность фонемы чётко выявляется в момент её возникновения. В период до-фонемной речи ребёнок  произносит звуки непроизвольно, они  сопровождают артикуляцию. Иная природа  звуков фонемной речи. С момента  возникновения фонемы ребёнок начинает произвольно произносить звуки  речи. Здесь оказывается, что он не в состоянии произнести все звуки, которые он непроизвольно произносил в до-фонемный период. Ребёнок, овладевая  фонематической системой языка, поглощён наблюдениями за звуками своей речи и очень чувствителен к звуковой недостаточности своей и чужой  речи. Впоследствии, с развитием  автоматизации, фонема получает непроизвольный характер. Но это иная непроизвольность, чем непроизвольность до-фонемной речи. Эта непроизвольность является продуктом  обобщения артикуляции фонемы, и  в любой момент, когда это необходимо, фонема может вновь обнаружить свою произвольную природу.

Н.Х. Швачкин [15] составил общую схему фонематического развития.

    • На первой стадии ребенок овладевает различением гласных:
    • А в отличие от других гласных
    • противопоставление по ряду И-У, Э-О, И-О, Э-У
    • противопоставление гласных среднего и верхнего подъема И-Э, У-О.
    • На второй стадии учится определять наличие или отсутствие согласных в слове, затем овладевает умением различать согласные:
    • различение сонорных- шумных
    • различение твердых – мягких
    • различение сонорных между собой
    • различение губных и язычных
    • различение взрывных и щелевых
    • различение переднеязычных и заднеязычныхразличение глухих и звонких согласных
    • различение шипящих и свистящих
    • различение плавных и йот.

На основе данных Р.Е. Левиной [9] можно выделить несколько этапов усвоения фонематической системы языка в онтогенезе.

1.Дофонематический (доязыковой) этап.

От рождения до шести месяцев.

Отсутствует дифференциация звуков речи на слух. Слово воспринимается глобально  и опознается по общему звуковому  «облику» с опорой на просодические  особенности (интонационно-ритмические  характеристики). Понимание речи не развито.

2. Фонематический (языковой) этап.

Начальный этап. От шести месяцев до двух лет.

Дифференцируются контрастные  фонемы. Активно развивается понимание. Критика к своей и чужой  речи снижена. Правильное и неправильное произношение не различаются. Звукопроизносительная  сторона речи искажена.

От двух до четырех лет.

На протяжении от двух до трех лет  совершенствуются реакции ребенка  на неречевые и речевые звуки. Различает звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Сенсорные эталоны фонематического  восприятия еще не стабильны. Замечет  различие между правильным и неправильным произношением. Звукопроизношение  несовершенно.

К возрасту четырех лет.

В норме фонематическое восприятие и представления сформированы. Формируется  критика к собственной речи. Ребенок  различает на слух все фонемы языка. Правильно произносится большинство  фонем.

К пяти годам.

Завершается процесс спонтанного  фонематического развития. Сформированы дифференцированные образы слов и отдельных  звуков. Ребенок не только слышит, но и правильно произносит все звуки  родного языка.

Заключительный этап.

К шести - семи годам наступает осознание  звуковой стороны слова.

Опираясь на данные А.И. Гвоздева, Н.Х. Швачкина, Левиной Р.Е. и других исследователей детской речи, можно констатировать, что к четырехлетнему возрасту формирование фонематического восприятия ребёнка  с нормальным интеллектом в основном заканчивается, что в этом возрасте он различает на слух все фонематические тонкости речи окружающих его взрослых.

Благодаря раннему развитию фонематического  слуха, ребёнок впервые учится различать  разнообразные фонематические элементы речи, их точные слуховые представления, которые становятся регулятором  для выработки этих элементов  в его собственном произношении.

Осознание различительной функции  фонем начинается в дошкольном возрасте. Это проявляется у ребёнка  в намеренных упражнениях в усвоении звуков, в стремлении исправить ошибки в произношении других.

В возрасте 5-6 лет у детей уже  довольно высокий уровень фонематического  развития; они правильно произносят звуки родного языка. У них  формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных  звуков. Всё это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом.

От развития фонематического восприятия зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и  письменной речью.

Значимость этой проблемы требует  постоянной корректировки методик  формирования фонематического восприятия у детей.

 

Выводы

Изучением фонематического восприятия у детей занимались энциклопедисты-просветители Западной Европы и России уже с 17 - 19 веков (Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. Куссмауль). В их работах отражаются в отдельности своеобразные представления о ряде вопросов, касающихся речевого развития детей.

Исследования, проводимые с первой половины 20 века, заложили фундамент  для дальнейшего изучения особенностей формирования фонематических процессов  и создания методик по их развитию в настоящее время (А.Н. Гвоздев, Н.Х. Швачкин, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, М. Зееман, Г.В. Чиркина, О.А. Токарева, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Б.М. Гриншпун и др. исследователи).

Фонематический слух - способность  человека к анализу и синтезу речевых звуков. Он вырабатывается в процессе речевого развития у ребенка, так как без него невозможна генерация речи.

Основой для развития фонематического  восприятия является нормальное развитие слухового восприятия.

Можно выделить несколько этапов усвоения фонематической системы языка в онтогенезе.

1.Дофонематический (доязыковой) этап.

2. Фонематический (языковой) этап.

К шести - семи годам наступает осознание  звуковой стороны слова.

От развития фонематического восприятия зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и  письменной речью.

 

Библиографический список источников

1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961

2. Гриншпун Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии -т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-с.108-120

3. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. - М.;1972 - с.9-31

4. Каше Г.А. Подготовка к школе  детей с недостатками речи. М., 1985

5. Зееман М. Косноязычные дети // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.17-22

6. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН - в 3 ч. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001

7. Куссмауль А. Косноязычие и лепетние // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.8-13

8. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999 - с.62

9. Основы теории и практики  логопедии // Под ред. Левиной  Р.Е. - М.; 1968

10. Токарева О.А. Функциональные дислалии // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.76-84

11. Ушинский К.Д. Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999 - с.69

12. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Дислалия у детей // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.102-108

13. Хватцев М.Е. Общее учение о косноязычии // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.13-17

14. Чиркина Г.В. Основы коррекционного обучения // Хрестоматия по логопедии. Т.1,-М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.-с.68-76

15. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 - с.312

 


Информация о работе Онтогенез развития слухового внимания и фонематических процессов