Онтогенез речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:51, контрольная работа

Описание

Языковой способностью в психологии и лингвистике считается способность человека к порождению и восприятию речевых произведений. Откуда берется у детей такая способность? Передается она по наследству или же становится результатом их психического развития? В современной науке пока еще нет единства в решении вопроса о характере генетической предрасположенности человека к языку. Наблюдая ребенка, мы сталкиваемся с чудом: за какие-нибудь три-четыре года он сам, практически без посторонней помощи овладевает такой сложнейшей коммуникативной системой, какой является наш язык.

Работа состоит из  1 файл

онтогенез речи.docx

— 27.03 Кб (Скачать документ)

Эксперимент выявил закономерную последовательность в  фонематическом развитии речи ребенка. Он установил, что с ранних этапов развития ребенка (уже с начала второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них и т.д. Несмотря на некоторые индивидуальные различия в развитии слуха и произвольной артикуляции детей на втором году жизни, все же можно в схематической форме наметить генетические ряды фонематического развития речи ребенка. Чем старше дети, тем сильнее и ярче будет влияние речи на все стороны их психической деятельности. 

7. Охарактеризуйте  основные принципы  протекания детского  словотворчества.

Детское словотворчество  – это, во-первых, творчество поневоле, а, во-вторых, творчество, ограниченное рамками языковой системы. Оно строится по принципу аналогии . Как справедливо указывает один из наиболее крупных отечественных специалистов в области теории словообразования Е.А. Земская, «именно аналогия – это тот двигатель, который порождает все виды новых слов». 
 
 

8. Почему можно сказать,  что детская морфология  более правильна,  по сравнению с  взрослой морфологией?

В формировании морфологической  системы детской речи существует определенная закономерность: здесь  отчетливо наблюдается движение от конкретного к абстрактному, от образного к условному. Поэтому, например, ребенок сначала овладевает грамматической категорией числа существительного и лишь затем – формами рода и падежей.

Так же как и в  случае словотворчества, здесь действует  закон аналогии. Строго говоря, детская  грамматика более последовательна, чем та, которой пользуемся мы, взрослые. Она опирается на наиболее общие  закономерности, морфологические сверхмодели. Созданная по таким сверхмоделям система не знает исключений и  логических несообразностей. В ней  преодолеваются ограничения, накладываемые  на носителей языка грамматической нормой. Это стремление к «грамматической  справедливости», игнорирование исключений, которые не укладываются в общие  правила или как-то нарушают последовательность формообразования, определяет трудности  в построении морфологической системы. 

9. Какова функция  голофраз в первых  высказываниях ребенка?

Первые высказывания ребенка обусловлены аффективным  характером его мышления; они связаны  с конкретными ситуациями и имеют  симпрактический (А. Р. Лурия) характер. Голофразы не столько передают какую-либо информацию, сколько выражают эмоциональное  состояние в связи с данной ситуацией. Сама ситуация предстает  в голофразе в виде нерасчлененного  целостного единства, где нет разграничение  на субъект действия, само действие, объект действия и т.п. В зависимости  от ситуации одно и то же слово может  передавать разный смысл.

Например, предложение, состоящее из слова «Мама», может  содержать призыв к общению, просьбу  взять на руки, радостное сообщение  о том, что мама вошла в комнату, просьбу, чтобы мама открыла матрешку и мн. др.

10. Приведите примеры  попыток изменения  ребенком морфологической  структуры русского  языка?

Особенности формирования морфологической стороны речи заключаются в том, на сколько у детей сформировано мышление, умение словоизменять с помощью разных суффиксов, рода падежей, числа, а также устойчивость внимания, конструктивного мышления.

Смешение продуктивной и непродуктивной форм множественного числа существительных: вместо окончаний -а (-я) - дети произносят -ы (-и) по типу "столы", "домы", "поезды", "окны", "человеки".

Унификация окончаний  родительного падежа множественного числа  имён существительных, сведение всего  их многообразия к окончанию -ов (-ев) по типу "столов": "карандашов", "этажов", "мышов", "утков", "птичков", "книгов", "куклов", "девочков", "руков", "дерев", "лошадёв".

Неправильное склонение  имен существительных родительного падежа единственного числа: "у  кукле", "у сестре", "у маме", "без ложке".

Унификация стилистических различий в окончаниях предложного  падежа единственного числа неодушевлённых существительных, имеющих разговорную  формулу -у, в отличии от книжной  формы на -е ("на мысу - на мысе") : "в лесе", "в носе", "в  роте", "на супе".

Не различение окончаний  винительного падежа одушевленных и  неодушевленных существительных: "видели поросенок", "поймали олень", "посадили дуба", "Сережа поймал сом".

Склонение несклоняемых существительных: "в кине", "на пальте пуговицы", "за пианином", "чашка кофию".

Образование множественного числа существительных, обобзначающих  детёнышей животных: "ягнёнки", "жеребёнки", "котёнки", "поросёнки".

Изменение рода существительных: "большой яблок", "купи мороженую", "папа ушла", "платье зелёная".

Унификация спряжения  глаголов - спряжение всех непродуктивных по типу продуктивных: "давать-даваю", "дать-дадишь", "ехать-ехаю, ехает", "бежать- бежу, бежи", "искать-искаю, искает".

Не склонение числительных: "собака с пять щенят", "курица пришла без два цыплёнка".

Неправильная форма  причастий: "сломатая", "сошитая", "оборватая".

Образование сравнительной  степени прилагательных: "ярчи", "хужи", "плохее", "чистее", "красивше".

Окончание местоимений  в косвенных падежах: "у мене болят уши", "в этим кармане", "у тебе красивая платья".

Склонение числительных: "двое домов", "идите по двоим", "с двумями карманами".

У детей наблюдаются, особенно в повседневном общении, и  другие ошибки:

"одень" - вместо "надень", "раздень" - вместо "сними";

"я надетый" - вместо "я одетый";

"мы ходим за  ягодам и грибам".

Большую роль в формировании морфологической стороны речи играет и место жительства ребёнка.

Информация о работе Онтогенез речи