Определение конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 01:14, контрольная работа

Описание

Анализ различных определений конфликта обнаруживает их сходство. Практически неизменным компонентом значения этого понятия является столкновение оппозиционных начал, чаще всего двух. Каждый конфликт, независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, противоборства. Таким образом, любой конфликт предполагает наличие противоречащих друг другу начал. То есть неотъемлемым свойством конфликта является его биполярность, означающая одновременно и взаимосвязанность и взаимопротивоположность этих начал.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная педагогика.docx

— 28.30 Кб (Скачать документ)

1. Определение конфликта

 

Понятие  конфликта  (от  латинского  conflictus  -  столкновение)  активно используется  как  в  научной  литературе,  так  и  в  обыденной  речи  и  трактуется достаточно широко. Мы интуитивно понимаем, что такое конфликт и называем этим словом военные действия, семейную ссору, столкновение интересов, спор, шумный скандал и внутриличностныепереживания, нравственную борьбу.

Однако проблема создания общепринятого  определения конфликта до сих  пор не решена. Существует множество  определений этого термина. Еще  в 60-е годы американские социологи  Мак и Снайдер пришли к выводу, что понятие "конфликт" в том виде, в котором оно обычно употребляется, является "резиновым" понятием, которое можно растягивать в зависимости от наших желаний. При этом возникает необходимость выделения таких признаков или критериев, которые позволяли бы отделять конфликтные явления, подлежащие научному осмыслению и анализу, от нестрогих, образных или метафорических случаев использования этого понятия.

Анализ различных определений  конфликта обнаруживает их сходство. Практически неизменным компонентом  значения этого понятия является столкновение оппозиционных  начал,  чаще  всего  двух.  Каждый  конфликт,  независимо  от  его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, противоборства. Таким образом, любой конфликт предполагает наличие противоречащих друг другу начал. То есть неотъемлемым свойством конфликта  является  его  биполярность,  означающая  одновременно  и взаимосвязанность и взаимопротивоположность этих начал.

Однако само по себе наличие двух противостоящих друг другу сторон еще  не означает их столкновения, а указывает  лишь на наличие противоречия, которое  может и не привести к конфликту. Ситуация начинает развиваться как  конфликтная, если противостоящие стороны  или одна из них, воспринимая сложившуюся  ситуацию как неприемлемую для себя, начинают что-то предпринимать для  ее изменения. Значит, обязательным свойством  конфликта выступает активность его сторон, направленная на преодоление  противоречия. Тем не менее, и в  этом случае в поле таких явлений  попадает,  например,  борьба  за  существование в  животном  мире,  которую  нельзя считать предметом изучения конфликтологии.

Конфликт как предмет конфликтологии предполагает осознанную активность его сторон,   то   есть   наличие   субъекта   или   субъектов   как   носителей   конфликта.

Следовательно, конфликт -  это  "человеческое", социальное явление. При  этом не обязательно предполагается адекватное осознание возникшей проблемы, которая может  быть  лишь  представлена в  сознании  субъекта в  виде  переживания дискомфорта, эмоционального напряжения, тревоги и таким образом порождать потребность в ее преодолении.

"Таким образом, при первоначальном  рассмотрении конфликт выступает  как биполярное явление - противостояние  двух начал, проявляющее себя  в активности сторон, направленной  на преодоление противоречия, причем  стороны конфликта представлены  активным субъектом (субъектами)", - пишет один из крупнейших  специалистов России попсихологии конфликта Н.В. Гришина.

Многие ученые включают в определение  конфликта также негативные чувства  и враждебные   действия   противоборствующих  сторон.   Однако   такие   определения явились следствием первоначального восприятия конфликта как негативного явления.

Современное понимание конфликтных  явлений предполагает, что конфликт может протекать и без агрессии. Это дает основания надеяться  на возможность конструктивного управления конфликтами.

 

2. Развитие конфликта

 

Начало конфликта определяется первыми актами противодействия  сторон.

Считается, что конфликт начался при условии одновременного наличия трех условий:

  1. первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (действия - физические движения, передача информации);
  2. второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов;
  3. оппонент начинает соответствующие действия против первого участника.

Если одна из сторон конфликта  начинает агрессивные действия, а  вторая выбирает пассивную позицию, то конфликта нет. Конфликт отсутствует  также, когда одна из сторон лишь задумывает конфликтное взаимодействие, т.е. действует  в своем воображении, а не на самом  деле.

Окончание конфликта может  иметь различные формы, но в любом  случае предусматривает прекращение  действий участников, направленных друг против друга.

В динамике конфликта выделяют три периода, каждый из которых имеет  конкретные этапы.

Латентный период (предконфликт) включает следующие этапы:

  1. возникновение объективной проблемной ситуации;
  2. осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;
  3. попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;
  4. возникновения предконфликтной ситуации.

Возникновение объективной проблемной ситуации. Конфликт порождается объективной проблемной ситуацией, когда возникают противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.). Поскольку противоречия еще не осознанны и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин.

Объективные противоречивые ситуации, возникающие в процессе деятельности людей, создают возможность  возникновения конфликтов, которые  становятся реальностью только в  сочетании с субъективными факторами. Условия перехода - осознание объективной  проблемной ситуации.

Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие действительности как противоречивой, понимание необходимости начать какие-то действия для устранения противоречий составляют содержание данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажением. Субъективность восприятия порождается природой психики, социальными различиями участников коммуникации (ценностями, социальными установками, идеалами, интересами).

Индивидуальность осознания  зависит от уровня знаний, потребностей, особенностей участников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем  быстрее она развивается, тем  больше вероятность ее искажения  оппонентами.

Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание ситуации как противоречивой не всегда автоматически приводит к конфликтному противодействию сторон. Чаще они (или один из них) пытаются решить проблему неконфликтными способами - убеждением, разъяснением, просьбами, информированием стороны-оппонента. Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.

Возникновение предконфликтнои ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы опасности для одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная в случае восприятия угрозы для определенных общественно важных интересов. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (что существует в проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.

Открытый период называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает:

  1. инцидент;
  2. эскалацию конфликта ;
  3. сбалансированное противодействие;
  4. завершение конфликта.

Инцидент

- это первое столкновение  сторон, проба сил, попытка с  помощью силы решить проблему  в свою пользу.

Если привлеченных одной  из сторон ресурсов достаточно для  соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. Конфликтные взаимодействия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, добавляя новые  стимулы для дальнейших действий.

Этот процесс можно  представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе - борьба разжигает эмоции - эмоции увеличивают  ошибки восприятия - это ведет к  интенсификации борьбы т.д. Такой процесс  получил название «эскалация конфликта». Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов.

Сбалансированное  противодействие. Стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия для достижения согласия еще не начинаются.

Завершение  конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта при любых условиях. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, угасание, устранение или перерастание в другой конфликт.

Латентный (послеконфликтный) период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений.

Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, которые оказывались в конфликте. Этап характеризуется переживаниями участников, осмыслением ими своей позиции. Происходит коррекция самооценки, уровня притязаний, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные установки по отношению друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения.

Полная  нормализация отношений наступает в момент осознания сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, достижение доверия.

В конфликте можно выделить период, который характеризуется дифференциацией сторон. Конфликт развивается по восходящей линии, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация не теряет смысл. С этого момента начинается процесс интеграции. Участники начинают стремиться к соглашению, приемлемому для обеих сторон.

 

 

3. Виды конфликтов

 

Для правильного понимания и  толкования конфликтов, их сущности, особенностей, функций и последствий важное значение имеет типологизация, т.е. выделение основных типов конфликтов на основе выявления сходства и различия, надежных способов идентификации конфликтов с общностью существенных признаков и отличий.

Для выбора адекватного метода воздействия  и управления соответствующим конфликтом целесообразно проводить классификацию  в зависимости от основных признаков: способу решения; сферы проявления; направленности воздействия; степени  выраженности; количества участников; нарушенных потребностей.

На основе классификации определяют виды и разновидности конфликтов . Вид конфликта - вариант конфликтного взаимодействия, выделен по определенному  признаку.

Способ разрешения конфликтов предполагает их деление на антагонистичные (насильственные) конфликты и компромиссные (ненасильственные).

Насильственные (антагонистичные) конфликты представляют собой способы разрешения противоречий путем разрушения структур всех конфликтующих сторон или отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте. Эта сторона и выигрывает. Например: полное поражение противника в споре ( выборы органов власти и т. д.).

Компромиссные конфликты допускают несколько вариантов их решения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия. Например: поставщик не отправляет производителю заказанное сырье в указанный срок. Производитель имеет право требовать выполнения графика поставок, но сроки поставок груза изменились по причине отсутствия средств для транспортировки из-за неплатежей. По взаимной заинтересованности достичь компромисса возможно путем проведения переговоров, изменения графика поставок.

Сферы проявления конфликтов крайне разнообразны: политика, экономика, социальные отношения, взгляды и убеждения  людей. Выделяют политические, социальные, экономические, организационные конфликты.

Политические конфликты - столкновение по поводу распределения властных полномочий, формы борьбы за власть.

Социальный конфликт представляет собой противоречия в системе отношений людей (групп), которые характеризуются усилением противоположных интересов, тенденций социальных сообществ и индивидов. Разновидностью социальных конфликтов считаются конфликты трудовые и социально-трудовые, т.е. в сфере трудовой деятельности. Это большая группа конфликтов, который возникают очень часто в виде забастовок, пикетов, выступлений больших групп работников.

Экономические конфликты представляют собой широкий спектр конфликтов, в основе которых лежат противоречия между экономическими интересами отдельных личностей, групп. Это борьба за определенные ресурсы, льготы, сферы экономического влияния, распределение собственности и т.д. Указанные виды конфликтов распространены в разных уровнях управления .

Организационные конфликты являются следствием иерархических отношений, регламентирования деятельности человека, применение распределительных отношений в организации: использование должностных инструкций, функционального закрепления за работником прав и обязанностей; внедрения формальных структур управления; наличия положений по оплате и оценки труда, премирования сотрудников.

По направленности воздействия выделяют вертикальные и горизонтальные конфликты. Характерной чертой их является распределение объема власти, который находится в оппонентов на момент начала конфликтных взаимодействий.

Информация о работе Определение конфликта