Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:27, реферат
Начальное профессиональное образование (НПО) — начальный уровень профессионального образования. В основном представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования). В советское время состоял из ПТУ (полное название - Среднее Городское Профессионально-техническое училище - СГПТУ). В настоящее время значительная часть российских ПТУ переименована в ПТЛ (Профессионально-технические лицеи).
1. Сущность начального профессионального образования ……………… 2
2. Проблемы начального профессионального образования ……………… 3
3. Меры по развитию начального профессионального образования … … 6
4. Список литературы ………………………………………………………. 7
Федеральное агентство по образованию
ГОУ «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»
Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал)
Кафедра гуманитарных наук
Реферат
по курсу «Профессиональная педагогика»
на тему «Организационно-педагогические основы начального профессионального образования»
Выполнил студент очного отделения
III курса 080105(2)
Лозинский Александр Андреевич
Подпись ___________ дата 13.12.2010
Проверила: Максимова О. Г.
Чебоксары
2010
Содержание
1. Сущность начального профессионального образования ……………… 2
2. Проблемы начального профессионального образования ……………… 3
3. Меры по развитию начального профессионального образования … … 6
4. Список литературы ………………………………………………………. 7
Сущность начального профессионального образования.
Начальное профессиональное образование (НПО) — начальный уровень профессионального образования. В основном представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования). В советское время состоял из ПТУ (полное название - Среднее Городское Профессионально-техническое училище - СГПТУ). В настоящее время значительная часть российских ПТУ переименована в ПТЛ (Профессионально-технические лицеи). Некоторые ПТУ переименованы в колледжи. Приём осуществляется на базе 9-ти и 11-ти классов. Учреждения НПО и СПО (Среднего профессионального образования) объединяют под общим термином ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение).
ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" от 10.07.1992 N 3266-1 Статья 22. Начальное профессиональное образование (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 92-ФЗ) 1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. 2. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.
Начальные профессиональные учреждения остаются важным звеном системы образования: они дают молодёжи, для которой закрыта перспектива средней школы, шанс продолжить учёбу. Некоторые российские исследователи оценивают число детей и подростков, преждевременно покидающих школу, до 2 млн. ежегодно.
Проблемы начального профессионального образования.
Современное российское начальное профобразование переживает кризис, констатируемый СМИ, представителями бизнеса, образовательного сообщества и всеми высокопоставленными чиновниками России.
Дмитрий Медведев, еще, будучи первый вице-премьером Правительства РФ, курирующим национальные проекты, отмечал плачевное состояние профобразования в России. На интернет-конференции 5 марта 2007 г. он, в частности, сказал: «В профессионально-техническом образовании за последние годы был допущен очень серьезный провал. Это образование у нас стало непрестижным и прекратило развиваться. Ряд профессионально-технических училищ деградировал и либо был закрыт, либо находился на грани развала.
Что мы планируем делать? Сегодня представители бизнеса в самых разных местах говорят о том, что им нужны квалифицированные специалисты. И не только инженеры, юристы или экономисты, но и те, кто способен своими руками что-то делать. И поэтому среднее профессиональное образование требует поддержки, причем поддержки с двух сторон — как со стороны работодателей, так и со стороны государства. И именно поэтому мы создали проект вот такого инновационного профессионального среднего образования, который будем реализовывать в этом году.
…Я уверен, будущее профессионально-технического образования, прежде всего, заключается в налаживании постоянных контактов с работодателем, постоянных контактов с бизнесом для того, чтобы все те специалисты, которые готовятся в профессионально-технической среде, были востребованы впоследствии на практике».
Среди ключевых проблем начального и среднего профобразования работниками образования и экспертами чаще всего называется:
* Несоответствие предлагаемых учреждениями НПО перечень специальностей и программ потребностям экономики.
* Устарелый парк учебной техники и материально-технического обеспечения образовательного процесса в целом.
* Слабость трансляции лучшего опыта между учреждениями НПО.
* Фактическое разрушение системы повышения квалификации педагогов, нехватка квалифицированных кадров.
Статистическая справка.
Кризис начального профобразования ярко отражается при сравнении основных статистических данных со средним и особенно высшим профобразованием. Приведем данные за 1990, 2000 и 2006 годы, представленные Росстатом.
Общая численность учреждений начального профессионального образования сократилась с 4328 в 1990 году (3893 в 2000 г.) до 3207 в 2006 году. Если в 1990 году в них было 1,867 млн. учащихся (в 2000 г. – 1,679 млн.) человек, то к 2006 году оно сократилось до 1,413 млн. человек. Сокращение учащихся обусловлено не только демографическими процессами в постперестроечной России. Об это говорит пропорциональная численность учащихся учреждений начального профессионального образования к численности населения: в 1990 году на 10 тысяч человек населения приходилось 126 учащихся НПО, в 2000 г. – 115, в 2006 г. – 99.
С другой стороны число средних специальных учебных заведений увеличилось: с 2603 в 1990 г., 2703 в 2000 г. до 2847 в 2006 году. Рост обеспечено во многом за счет появления негосударственных учебных заведений – к 2006 году их работало 216. Общая численность обучающихся в государственных и муниципальных СПО также выросло: 2,270 млн. студентов (или 153 студентов на 10 тыс. населения) в 1990 г., 2,361 млн. (158 на 10 тыс.) – в 2000 г., 2,514 млн. (168 на 10 тыс.) – в 2006 году.
Еще больший рост популярности, подлинный «бум», переживает высшее образование. В 1990 году – 2,825 млн. студентов, 2000 г. – 4,742 млн. студентов, 2006 г. – 7,31 млн. студентов. Численность студентов в в государственных и муниципальных высших учебных заведениях на 10 тысяч человек населения: в 1990 г. – 2825 студентов, в 2000 г. – 4271, в 2000 г. – 6133.
Низкая привлекательность начального профессионального образования напрямую связана с его устаревшим содержанием и низким качеством. Отрицательную роль играет и общественная установка- молодежь не хочет получать начальное и среднее профобразование. Любого среднестатистического школьника учителя хотя бы раз в жизни «пугали» ПТУ, пытаясь таким способом стимулировать ученика. Однако государству и российскому бизнесу не до запугиваний - стране нужны выпускники профессиональных училищ.
Основное следствие кризиса - кадровый голод на предприятиях. В условиях экономического подъема чувствуется острая нехватка специалистов технического профиля, не говоря уже о квалифицированных рабочих. Рынок труда наводнен посредственными юристами и экономистами.
Меры по развитию начального профессионального образования.
В мировой практике есть целый ряд независимых механизмов оценки качества профобразования: это и профессиональные стандарты, разрабатываемые работодателями, и общие и предметные тесты, проводимые независимыми компаниями (GRE, GMAT, TOEFL, профессиональные тесты для юристов, бухгалтеров, финансистов), и исследования кадровыми агентствами карьерных достижений выпускников. Поэтому одно из решений проблемы – привлечение работодателей к выработке нового содержания образования, к участию в финансировании и техническом оснащении образовательных учреждений, готовящих специалистов для конкретных производств.
Формы взаимодействий предприятий с инновационными учреждениями НПО и СПО сегодня многообразны. Это организация практик и стажировок на предприятиях (90%), наставничество на предприятиях (58%), социальные программы для привлечения (35%) и удержания (30%) молодых специалистов, участие в составлении учебных программ (24%) и разработке квалификационных требований по специальностям (24%), подготовка мастеров производственного обучения (22%).
Ещё одним перспективным решением выглядит - переориентация начального профессионального образования. Она предполагает переподготовку преподавателей и мастеров, модернизацию оборудования, и улучшение уровня оплаты труда, для этого бюджетного финансирования не хватает и требуется привлечение внебюджетных средств. Чтобы дать учащимся профессиональные навыки при отсутствии возможности бесплатной стажировки на предприятиях, учебные заведения открывают производственные цеха, что позволяет и мастерам не потерять своей квалификации и создает дополнительный источник внебюджетного финансирования за счет реализации произведенной промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Список литературы
1. ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" от 10.07.1992 N 3266-1 Статья 22. Начальное профессиональное образование (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 92-ФЗ)
2. Интернет – сайт: www. ed.gov.ru
3. Интернет – сайт: www. pedsovet.org
4. Интернет – сайт: www. wikipedia. org
1
Информация о работе Организационно-педагогические основы начального профессионального образования