Организация самостоятельной работы учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:01, реферат

Описание

Цель исследования − изучить вопрос организации самостоятельной работы младших школьников в теории, на этой основе спланировать и провести эксперимент, доказывающий положительное влияние этого вида деятельности учащихся на их успеваемость.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Сущность и значение самостоятельной деятельности учащихся 5
1.1. Самостоятельная работа учащихся, её признаки и условия организации. 5
1.2. Классификация самостоятельных работ 11
1.3. Значение самостоятельных работ в обучении школьников 16
Вывод 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа состоит из  1 файл

организация самостоятельной работы учащихся.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

Собственно  процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив  – план (действие) – результат.

Итак, в социальном плане самостоятельная деятельность может рассматриваться в очень широком спектре. В любом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия со средой. 
 
 
 

1.2.    Классификация самостоятельных  работ 

В зависимости от места выполнения, самостоятельную работу разделяют на выполняемую:

  • в классе (лаборатории, кабинете, мастерской или другом каком-либо школьном помещении);
  • во время внеклассного или внешкольного учебного мероприятия (на пришкольном опытном участке, на географической площадке, на экскурсии и так далее)
  • дома. 

Особенно  «популярной» среди дидактов и методистов оказалась классификация видов  самостоятельной работы, основанных на источниках знаний. Это - работа с  учебной книгой, газетой дополнительной литературой, иллюстрацией, картой, атласом, гербарием, коллекцией минералов, компасом и так далее. В наиболее завершенном виде такая классификация разработана В.П. Стрезикозиным. [24] Он выделяет следующие виды самостоятельной учебной работы школьников:

1) работа с учебной книгой (разновидности - составление плана отдельных глав, ответы на вопросы учителя, анализ идейного содержания или художественных особенностей произведения по вопросам учителя, характеристика действующих лиц, работа над документами и другими первоисточниками и так далее);

2) работа  со справочной литературой (статистические  сборники, справочники по отдельным  отраслям знаний и народного  хозяйства, словари, энциклопедии  и прочее);

3) решение  и составление задач;

4) учебные  упражнения;

5) сочинения и описания (по опорным словам, картинам, личным впечатлениям и так далее);

6) наблюдения  и лабораторные работы (работа  с гербаризированным материалом, коллекциями минералов, наблюдение  природных явлений и их объяснение, ознакомление с механизмами и  машинами по моделям и в натуре и другие).

7)работа, связанная с использованием раздаточного  материала (комплекты картинок, фигур,  кубиков и так далее;

8) графические  работы.

Нужно учитывать, что классификация самостоятельных  работ по источникам знаний является вспомогательной, так как не может быть заданий просто работать с книгой, таблицей, картой и тому подобное. Всегда ставится содержательная цель.

Приведённая классификация видов самостоятельной  работы отражает ее внешнюю сторону  или, если говорить с точки зрения деятельности учителя, управленческую сторону этого понятия. Такая классификация имеют определенную ценность, поскольку показывает многообразие способов включения самостоятельной работы в учебную деятельность учащихся. Однако такой подход к классификации односторонен. Он не раскрывает внутреннего содержания работы, оставляя в тени уровень мыслительной активности школьников. Это понимали многие ведущие дидакты и пытались как-то совместить обе стороны содержания самостоятельной работы. Наиболее характерна в этом отношении классификация, разработанная Б.П. Есиповым. Исходным ее принципом было избрано дидактическое назначение. Поэтому виды самостоятельной работы выделяются по основным звеньям учебного процесса. Вместе с тем, характеризуя выделенные им виды самостоятельной работы, Б.П. Есипов пытался показать протяженность трудности и проблемности в каждом из этих видов и внутреннюю динамику мыслительной деятельности учеников. [8]

Многие  исследователи в поисках возможностей для лучшего отображения внутренней стороны содержания самостоятельной работы стали акцентировать внимание на последовательном нарастании продуктивного и творческого начал как в самостоятельной деятельности, так и в заданиях, проектирующих эту деятельность и отражающих изменения в уровне мышления учащихся. Эта концепция нашла много сторонников среди педагогов-теоретиков и практиков. Смысл ее заключается в постоянном введении в процесс усвоения знаний учебных процедур, требующих возрастающей самостоятельности и творчества школьников.

Пожалуй,   первая  попытка  классифицировать   самостоятельную  работу  на такой основе принадлежит М.И. Моро (1963), в которой выделяются следующие виды  самостоятельной работы;

а) основанные, главным образом, на подражании, на воспроизведении школьниками действий учителя и его рассуждений;

б) требующие  от учеников самостоятельного применения знаний, умений и навыков, приобретенных  ранее под руководством преподавателя  в условиях, аналогичных тем, в  которых они формировались;

в) то же, но в условиях, в большей или меньшей степени отличающихся от тех, которые имели место при формировании знаний, умений и навыков, применяемых школьниками в ходе выполнения задания;

г) творческие работы, требующие от учащихся проявления самостоятельности в постановке вопроса и поисках пути его решения, самостоятельного проведения необходимых наблюдений, самостоятельного получения вывода. [17]

В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся П.И.Пидкасистый [19] выделяет 4 типа самостоятельных работ:

─ по образцу;

─ реконструктивные;

─ вариативные;

─ творческие.

Каждый  из них имеет свои дидактические  цели.

Самостоятельные работы по образцу необходимы для  формирования умений и навыков и  их прочного закрепления. Они формируют  фундамент для подлинно самостоятельной деятельности ученика.

Реконструктивные  самостоятельные работы учат анализировать  события, явления, факты, формируют  приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов  к познанию, создают условия для  развития мыслительной активности школьников.

Самостоятельные работы этого типа формируют основания  для дальнейшей творческой деятельности ученика.

Вариативные самостоятельные работы формируют  умения и навыки поиска ответа за пределами  известного образца. Постоянный поиск  новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, формируют творческую личность.

Творческие  самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эти работы закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, являются одним из самых эффективных средств формирования творческой личности.

Таким образом, применение на практике разнообразных  видов самостоятельных работ  способствует совершенствованию умений работать самостоятельно и развитию самостоятельности ученика. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действий и способов действий.

В 80-е  годы дидакты также в основу классификаций  берут признак возможности развития творческого опыта учащихся в ходе самостоятельной работы. Например, Ю.Б.Зотов выдвигает классификацию близкую к таковой П.И.Пидкасистого. Он называет четыре группы [11].

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении таких работ не совсем самостоятельная, так как их самостоятельные действия ограничиваются простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют основу для подмен по самостоятельной деятельности ученика. Учитель при этом определяет для каждого учащегося оптимальный объём работы.

Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи самостоятельно найти конкретные способы решения задачи применительно к данным условиям задания. Такие работы приводят школьников к осмысленному переносу значений в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников и формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

Эвристические  самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи, так как знания, необходимые для решения, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает иногда нелегко. Обобщение знаний уже имеющихся, перенос их в новые ситуации, упражнения в этом обеспечивает ученику выработку умений самостоятельно учиться.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности учащихся. Они позволяют ученикам получать принципиально новые для них знания, закрепляют навыки самостоятельного их получения.

Таким   образом,   наиболее  завершенные   классификации,   как  мы  это  уже отмечали, основываются на внешних признаках, тогда как попытки выделения видов самостоятельной работы, исходя из внутреннего содержания деятельности учащегося,   пока   не   увенчались   успехом.   Более   перспективными   оказались попытки   показать   внутреннюю   сущность   самостоятельной   работы   путем     классификации заданий (И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, И.Э. Унт и другие). Однако и они все нуждаются в серьезной доработке.  
 
 

1.3. Значение самостоятельных работ  в обучении школьников 

Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования.

Самостоятельное познание возможно лишь в том случае, если человек знает, как познавать и владеет способами познания. Овладеть же ими без самостоятельной работы нельзя. Поэтому большую роль самостоятельные работы играют в обеспечении овладения специфическими способами познания нового.

Большое значение самостоятельные работы имеют  и при повторении, закреплении  и проверке знаний и умений.

Все авторы указывают на важную роль самостоятельных  работ и самостоятельной деятельности учащихся в познавании эффективности  урока, а также качества знаний, умений и навыков школьников.

Так, например, И.Б.Истомина пишет о том, что развитие самостоятельности, инициативы, творческого  отношения к делу ─ это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует  совершенствовать учебно-воспитательный процесс [13]. 

Сформировать  у школьников самостоятельность  в познавательной деятельности возможно только при условии, если ученик научится преодолевать трудности в процессе приобретения знаний, особенно на этапе их применения. Волевые процессы органически связаны с деятельностью,  зачатки воли заключены уже в потребностях, как исходных побуждениях человека к действию. Из этого следует, что мотивационный и содержательно-операционный компоненты познавательной самостоятельности теснейшим образом связаны с волевыми процессами.

Стержнем  самостоятельности, как черты характера, является познавательная самостоятельность.   Познавательная самостоятельность  в широком смысле слова − это  готовность школьника к самообразованию, это результат всей учебно-воспитательной работы в школе. Обобщённо можно констатировать, что в структуру познавательной самостоятельности входят:

1. Знания, умения, навыки.

2. Способности,  организованность.

3. Мотивы  учения (ведущий из которых   − познавательный интерес).

4. Научное  мировоззрение.

5. Высокие  моральные качества личности.

Некоторые дидакты рассматривают познавательную самостоятельность не только в широком, но и в узком смысле слова. Например, Т.И.Шамова указывает на то, что познавательной самостоятельностью школьника является такое качество его личности, как готовность своими силами вести целенаправленную познавательно-поисковую деятельность. Это качество личности определяется следующими органическим единством сторон:

Информация о работе Организация самостоятельной работы учащихся