Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:30, реферат
В целях более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. Организационная форма учебной деятельности – это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме. Именно в организационных формах осуществляется главное дидактическое отношение – взаимодействие преподавания и учения. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три формы организации учебной деятельности – фронтальная, индивидуальная и групповая.
Организация
учебной деятельности учащихся на уроке.
В целях более
эффективного использования структуры
уроков разных типов особую значимость
приобретает форма организации
учебной деятельности учащихся на уроке.
Организационная форма учебной
деятельности – это внешнее выражение
согласованной деятельности педагога
и учащихся, осуществляемое в определенном
порядке и режиме. Именно в организационных
формах осуществляется главное дидактическое
отношение – взаимодействие преподавания
и учения. В педагогической литературе
и школьной практике приняты в основном
три формы организации учебной деятельности
– фронтальная, индивидуальная и групповая.
Первая предполагает совместные действия
всех учащихся класса под руководством
учителя; вторая – самостоятельную работу
каждого ученика в отдельности; третья
– работу учащихся в группах из 3-6 человек
или в парах. Задания для групп могут быть
одинаковыми или разными.
Фронтальной
формой организации учебной
Индивидуальная
форма организации работы учащихся
на уроке предполагает, что каждый ученик
получает для самостоятельного выполнения
задание, специально для него подобранное
в соответствии с его подготовкой и учебными
возможностями. Такая организация учебной
работы учащихся на уроке дает возможность
каждому ученику в силу своих возможностей,
способностей, собранности постепенно,
но неуклонно углублять и закреплять полученные
и получаемые знания, вырабатывать необходимые
умения, навыки, опыт познавательной деятельности,
формировать у себя потребности в самообразовании.
Групповая (звеньевая)
форма организации учебной работы характеризуется
следующими признаками:
- класс на
уроке делится на группы по
3-6 человек для решения
- каждая
группа получает определенное
задание (одинаковые либо
- задания
в группе выполняются таким
способом, который позволяет учитывать
и оценивать индивидуальный
- состав
группы непостоянный, он подбирается
так, чтобы с максимальной эффективностью
для коллектива могли реализоваться учебные
возможности каждого члена группы. Состав
меняется в зависимости от содержания
и характера предстоящей работы. При этом
не менее половины его должны составлять
ученики, способные успешно заниматься
самостоятельной работой.
Однородная
групповая работа предполагает выполнение
небольшими группами учащихся одинакового
для всех задания, а дифференцированная
– выполнение группами различных заданий.
Во время работы члены группы участвуют
в совместном обсуждении хода и результатов
работы, обращаются за советом друг к другу.
Только работая
в составе группы, школьники на
собственном опыте убеждаются в
пользе совместного планирования, распределения
обязанностей, взаимообщения. Учащиеся
сплачиваются между собой, приучаются
действовать согласованно и слаженно,
испытывая чувство коллективной ответственности
за результаты совместной деятельности.
Групповая форма организации работы, кроме
того, делает явными усилия и способности
каждого, что является естественным стимулом
здорового творческого соревнования.
Помимо уроков
в процессе обучения используются и
внеурочные, вспомогательные формы,
которые представляют собой разнообразные
занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную
деятельность учащихся.
Контроль, или
проверка результатов обучения, является
обязательным компонентом процесса обучения.
Он имеет место на всех стадиях процесса
обучения, но особое значение приобретает
после изучения какого-либо раздела программы
и завершения ступени обучения. Суть проверки
результатов обучения состоит в выявлении
уровня освоения знаний учащимися, который
должен соответствовать образовательному
стандарту по данной программе, предмету.
Контроль выполняет несколько функций:
обучающую, развивающую, воспитывающую,
предупредительную, профилактическую,
коррекционную, организационную. Для реализации
всех функций необходимо использовать
несколько видов контроля.
Дидактика знает
следующие виды контроля: текущий, периодический,
итоговый. Текущий контроль – это
систематическая проверка усвоения
знаний, умений и навыков на каждом уроке,
оценка результатов обучения на уроке.
Как составная часть обучения, текущий
контроль оперативен, гибок, разнообразен
по методам и формам, средствам.
Периодический контроль осуществляется после крупных разделов программы, периода обучения. В нем учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или на следующую ступень обучения. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. В целом, функция контроля состоит в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного процесса и успеваемости. Это следует конкретизировать, в частности, в следующих задачах: определение пробелов в обучении, коррекция процесса обучения, планирование последующего обучения, рекомендации по предупреждению неуспеваемости.
Информация о работе Организация учебной деятельности учащихся на уроке