Основные методы психолого-педагогического исследования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:03, реферат
Описание
Для повышения надежности результатов беседы и снятия неизбежного оттенка субъективизма должны использоваться специальные меры. К ним относятся:
наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности учащегося и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;
обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях школьной жизни; варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;
Работа состоит из 1 файл
Основные
методы психолого-педагогического
исследования.
- Название
метода – беседа;
- Определение
- Диалог
между двумя людьми ,
в ходе которого один
человек выявляет психологические
особенности другого.
- Виды
и их характеристика -
….
- Требования
к использованию - Для
повышения надежности
результатов беседы
и снятия неизбежного
оттенка субъективизма
должны использоваться
специальные меры. К
ним относятся:
наличие четкого, продуманного
с учетом особенностей
личности учащегося
и неуклонно проводимого
в жизнь плана беседы;
обсуждение интересующих
исследователя вопросов
в различных ракурсах
и связях школьной жизни;
варьирование вопросов,
постановка их в удобной
для собеседника форме;
умение использовать
ситуацию, находчивость
в вопросах и ответах.
- Сильные
стороны - В
беседах, диалогах, дискуссиях
выявляются отношения
учащихся, учителей,
их чувства и намерения,
оценки и позиции. Исследователи
всех времен в беседах
получали такую информацию,
какую никакими другими
способами получить
невозможно.
- Слабые
стороны - очень
сложный и не всегда
надежный метод. Поэтому
он применяется чаще
всего как дополнительный -
для получения необходимых
разъяснений и уточнений
по поводу того, что
не было достаточно
ясным при наблюдении
или использовании иных
методов.
- Название
метода – наблюдение;
- Определение
- целенаправленное,
организованное и определенным
образом фиксируемое
восприятие исследуемого
объекта.
- Виды
и их характеристика - В
зависимости от позиции
наблюдателя выделяются
открытое и
скрытое наблюдение.
Первое означает, что
испытуемым известен
факт их научной подконтрольности,
а деятельность исследователя
воспринимается визуально.
Скрытое наблюдение
предполагает факт скрытого
прослеживания действий
испытуемого. Разница
между первым и вторым
состоит в сопоставлении
данных о ходе психолого-педагогических
процессов и поведении
участников учебно-воспитательного
взаимодействия в условиях
ощущения поднадзорности
и свободы от глаз посторонних.
Выделяются, далее,
сплошное и
выборочное
наблюдение. Первым
охватываются процессы
в целостном виде: от
их начала до конца,
до завершения. Второе
представляет собой
пунктирное, выборочное
фиксирование тех или
иных изучаемых явлений,
процессов.
- Требования
к использованию - Необходимо
учитывать специфические
требования к процедуре
получения и трактовки
информации в наблюдении.
Среди них особо выделяются
следующие:
1.
Наблюдению доступны
только внешние факты,
имеющие речевые и двигательные
проявления. Наблюдать
можно не интеллект,
а то, как человек решает
задачи; не общительность,
а характер взаимодействия
с другими людьми и т.д.
2.
Необходимо, чтобы наблюдаемое
явление, поведение
определялось операционально,
в терминах реального
поведения, т.е. регистрируемые
характеристики должны
быть как можно более
описательными и как
можно менее объяснительными.
3.
Для наблюдения должны
быть выделены наиболее
важные моменты поведения
(критические случаи).
4.
Наблюдатель должен
иметь возможность фиксировать
поведение оцениваемого
лица длительный промежуток
времени, во многих ролях
и критических ситуациях.
5.
Надежность наблюдения
повышается в случае
совпадения показаний
нескольких наблюдателей.
6.
Ролевые отношения между
наблюдателем и наблюдаемыми
должны быть устранены.
Например, поведение
ученика будет различным
в присутствии родителей,
учителя и сверстников.
Поэтому и внешние оценки,
даваемые одному и тому
же лицу по одному и
тому же набору качеств
людьми, занимающими
разное положение по
отношению к нему, могут
оказаться разными.
7.
Оценки в наблюдении
не должны быть подвержены
субъективным влияниям (симпатиям
и антипатиям, переносам
отношения с родителей
на ученика, с успеваемости
ученика на его поведение,
и т.п.).
- Сильные
стороны - Наблюдение
позволяет непосредственно
охватить и зафиксировать
акты поведения; одновременно
охватить поведение
ряда лиц по отношению
друг к другу или к определённым
задачам, предметам
и т. д.; произвести исследование
независимо от готовности
наблюдаемых субъектов;
достичь многомерности
охвата, то есть фиксации
сразу по нескольким
параметрам — например,
вербального и невербального
поведения; Оперативность
получения информации
Относительная дешевизна
метода.
- Слабые
стороны - можно
обнаружить лишь явления,
встречающиеся
в обычных, "нормальных"
условиях.
Отхождение от цели
наблюдения (Получение
фактов несоответствующих
целям исследования)
Прошлый опыт исследования
влияет на последующие
факты наблюдения.
- Название
метода – анкетирование;
- Определение
- метод
массового сбора материала
с помощью специально
разработанных опросников,
называемых анкетами.
- Виды
и их характеристика - сейчас
в психолого-педагогических
исследованиях широко
применяются различные
типы анкет.
открытые,
требующие самостоятельного
конструирования ответа;
закрытые,
в которых ученикам
приходится выбирать
один из готовых ответов;
именные, требующие
указывать фамилии испытуемого;
анонимные,
обходящиеся без нее
и др. Анкетирование
может быть устным, письменным,
индивидуальным, групповым.
- Требования
к использованию - При
составлении анкеты
учитываются: содержание
вопросов; форма вопросов -
открытые или закрытые;
формулировка вопросов (ясность,
без подсказки ответов
и т.д.); количество и
порядок следования
вопросов. В психолого-педагогической
практике количество
вопросов обычно соотносится
не более, чем с 30-40 мин
работы методом анкетирования;
порядок вопросов чаще
всего определяется
методом случайных чисел.
- Сильные
стороны - Педагогов
и психологов анкетирование
привлекло возможностью
быстрых массовых опросов
учеников, учителей,
родителей, дешевизной
методики и возможностью
автоматизированной
обработки собранного
материала.
-
Слабые стороны - Анкетирование
основывается на предположении,
что человек откровенно
отвечает на заданные
ему вопросы. Однако,
как показывает последние
исследования эффективности
данного метода, эти
ожидания оправдываются
примерно наполовину.
- Название
метода – эксперимент;
- Определение
- один
из основных (наряду
с наблюдением) методов
научного познания вообще,
психологического исследования
в частности. Отличается
от наблюдения активным
вмешательством в ситуацию
со стороны исследователя,
осуществляющего планомерное
манипулирование одной
или несколькими переменными (факторами)
и регистрацию сопутствующих
изменений в поведении
изучаемого объекта.
- Виды
и их характеристика - По
форме проведения выделяют
два основных вида эксперимента:
1. Лабораторный эксперимент
проводится в специально
организованных искусственных,
условиях, призванных
обеспечить чистоту
результатов. Для этого
устраняются побочные
влияния всех одновременно
происходящих процессов.
Лабораторный эксперимент
позволяет с помощью
регистрирующих приборов
точно измерить время
протекания психических
процессов, например
быстроту реакции человека,
скорость формирования
учебных, трудовых навыков.
Его применяют в тех
случаях, когда необходимо
получить точные и надёжные
показатели при строго
определённых условиях.
Более ограниченное
применение имеет лабораторный
эксперимент при исследовании
проявлений личности,
характера.
2.Естественный эксперимент
проводится в обычных
условиях в рамках привычной
для испытуемых деятельности,
например, учебных занятий
или игры. Зачастую созданная
экспериментатором
ситуация может остаться
вне сознания испытуемых;
в этом случае положительным
для исследования фактором
является полная естественность
их поведения. В других
случаях (напр., при изменении
методики преподавания,
школьного оборудования,
режима дня и т. п.) экспериментальная
ситуация создаётся
открыто, таким образом,
что сами испытуемые
делаются участниками
её создания. Такое исследование
требует особенно тщательного
планирования и подготовки.
Его имеет смысл использовать,
когда данные надо получить
в предельно короткие
сроки и без помех для
основной деятельности
испытуемых. Существенный
недостаток естественного
эксперимента - неизбежное
наличие неконтролируемых
помех, т. е. факторов,
влияние которых не
установлено и не может
быть количественно
измерено.
По количеству изучаемых
переменных различают
одномерный и многомерный
эксперименты.
1.
Одномерный эксперимент
предполагает выделение
в исследовании одной
зависимой и одной независимой
переменной. Он чаще
всего реализуется в
лабораторном эксперименте.
2.
Многомерный эксперимент.
В естественном эксперименте
утверждается идея изучения
явлений не изолированно,
а в их взаимосвязи и
взаимозависимости.
Поэтому здесь чаще
всего реализуется многомерный
эксперимент. Он требует
одновременного измерения
множества сопутствующих
признаков, независимость
которых заранее неизвестна.
Анализ связей между
множеством изучаемых
признаков, выявление
структуры этих связей,
её динамики под влиянием
обучения и воспитания
являются основной целью
многомерного эксперимента.
- Требования
к использованию - Экспериментатор
по своему усмотрению
может видоизменять
условия проведения
опыта и наблюдать последствия
такого изменения. Это,
в частности, даёт возможность
находить наиболее рациональные
приёмы в учебно-воспитательной
работе с учащимися.
Например, меняя условия
заучивания того или
иного учебного материала,
можно установить, при
каких условиях запоминание
будет наиболее быстрым,
прочным и точным. Проводя
исследования при одинаковых
условиях с разными
испытуемыми, экспериментатор
может установить возрастные
и индивидуальные особенности
протекания психических
процессов у каждого
из них
- Название
метода – Формирующий
эксперимент
Синонимы формирующего
эксперимента: преобразующий,
созидательный, воспитывающий,
обучающий, метод активного
формирования психики;
- Определение
- применяемый
в возрастной и педагогической
психологии метод прослеживания
изменений психики ребенка
в процессе активного
воздействия исследователя
на испытуемого.
- Виды
и их характеристика - По
целям различают констатирующий
и формирующий эксперименты.
Цель констатирующего
эксперимента - измерение
наличного уровня развития (напр.,
уровня развития абстрактного
мышления, морально-волевых
качеств личности и
т. п.). Таким образом,
получается первичный
материал для организации
формирующего эксперимента.
Формирующий (преобразующий,
обучающий) эксперимент
ставит своей целью
не простую констатацию
уровня сформированности
той или иной деятельности,
развития тех или иных
сторон психики, а их
активное формирование
или воспитание. В этом
случае создаётся специальная
экспериментальная
ситуация, которая позволяет
не только выявить условия,
необходимые для организации
требуемого поведения,
но и экспериментально
осуществить целенаправленное
развитие новых видов
деятельности, сложных
психических функций
и глубже раскрыть их
структуру. Основу формирующего
эксперимента составляет
экспериментально-генетический
метод исследования
психического развития.
- Требования
к использованию - …
- Сильные
стороны - Формирующий
эксперимент широко
используется в отечественной
психологии при изучении
конкретных
путей формирования
личности ребенка, обеспечивая
соединение психологических
исследований с педагогическим
поиском и проектированием
наиболее эффективных
форм
учебно-воспитательного
процесса.
- Слабые
стороны - …
Информация о работе Основные методы психолого-педагогического исследования