Основные проблемы современного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:13, реферат

Описание

Вхождение системы образования России в третье тысячелетие ознаменовано принятием трех программ: "Программы развития воспитания в системе образования России ", "Государственной программы патриотического воспитания граждан РФ" и Федеральной целевой программы "Молодежь России ". Принятие названных документов возвестило о возвращении воспитания в сферу образования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3



1. Противоречия в современной системе образования и пути

их разрешения……………………………………………………………………...5

1.1 Основные противоречия……………………………………………….5

1.2 Два уровня духовных и культурных проблем………………………..7

1.3 Православные традиции и ее роль в духовном становлении человека…………………………………………………………………………...10

2. Реформы образования как попытка изменить религиозные начала системы образования……………………………………………………………13

2.1 Основная задача патриотического воспитания……………………19

2.2 Преподавание на христианском мировоззрении……………...…...21

Заключение………………………………………………………………………..23

Список литературы ………………………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

реферат 2 кат.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)


ФГОУ ВПО Омский государственный аграрный университет

Кафедра социологии, политологии, психологии и педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

На тему: «Основные проблемы современного образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Выполнила : студентка

                                                                                                                                                                 группа

                                                                          Коновалова Е.С.

Проверила: Кисилёва Е.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск – 2011 г

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………3

 

1.      Противоречия в современной системе образования и пути

их разрешения……………………………………………………………………...5

1.1 Основные противоречия……………………………………………….5

1.2 Два уровня духовных и культурных проблем………………………..7

1.3 Православные традиции и ее роль в духовном становлении человека…………………………………………………………………………...10

2.             Реформы образования как попытка изменить религиозные начала системы образования……………………………………………………………13

2.1 Основная задача патриотического воспитания……………………19

2.2 Преподавание  на христианском мировоззрении……………...…...21

Заключение………………………………………………………………………..23

Список литературы ………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

Введение

Вхождение системы образования России в третье тысячелетие ознаменовано принятием трех программ: "Программы развития воспитания в системе образования России ", "Государственной программы патриотического воспитания граждан РФ" и Федеральной целевой программы "Молодежь России ". Принятие названных документов возвестило о возвращении воспитания в сферу образования.

"Программа развития воспитания в системе образования России" начинается со слов: "Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства". Отечественные традиции названы одной из основ обновления содержания и структуры воспитания. По-новому оценивается роль религии в истории России и признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

В "Программе патриотического воспитания граждан РФ" одной из решаемых задач является формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и понимания роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

Федеральная целевая программа "Молодежь России" среди основных целей называет духовно-нравственное воспитание молодежи, среди задач - создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, при этом уточняется, что особую роль играет изучение отечественной истории и культуры.

В Концепции национальной безопасности подписанной президентом России 10 января 2000 года отмечено, что обеспечение национальной безопасности РФ "включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения".

Анализ названных программ показывает, что Государство сформулировало заказ на разработку концепции духовно-нравственного становления детей и молодежи на основе общечеловеческих и отечественных традиций и ценностей.

Данную задачу предстоит решать в современном правовом пространстве России. Учитывая, что проблему духовно-нравственного воспитания невозможно решить вне религиозной традиции, являющейся основой культуры и народных ценностей и воззрений, рассмотрим, какое влияние оказывает традиция на процесс развития и духовного становления человека и какие возможности предоставляет законодательство в области практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Противоречия в современной системе образования и пути их разрешения

Современная система образования породила ряд противоречий. Причиной противоречий является отсутствие теоретического обоснования процесса духовно-нравственного становления личности как единого, неразрывно совершающегося в различных сферах жизнедеятельности.

Основными сферами жизни растущего человека, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, церковь и система образования. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. В педагогической практике и теории достаточно полно рассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой из названных сфер жизнедеятельности. На практике основные противоречия возникают при переходе из одной сферы в другую или при взаимодействии этих сфер. Противоречия, часто приводящие к конфликтам, связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и так далее.

Назовем основные противоречия, существующие как в практическом, так и в теоретическом плане:

1.Противоречие между традиционным восприятием жизни как вечной и образовательным обеспечением только одного, земного, этапа этой жизни как единственного и самоценного.

2.Противоречие между семейным воспитанием, основанным на традиционных воззрениях народа, являющихся по своей сути религиозными, и проектированием образовательной среды без учета традиций семейного воспитания.

3. Противоречие между идеализированными представлениями о человеческой природе, на основе которых проектируются личностно-ориентированные образовательные модели, и православного взгляда на природу человека как на поврежденную первородным грехом и требующую исцеления прежде своего развития.

4.Противоречие между гуманистической (антропоцентрической) основой образовательных систем, способствующих личностному развитию ребенка, и традиционной для России христо-центрической основой образования и воспитания.

5.Противоречие между процессом психофизического развития ребенка и процессом духовного становления, возникающее при создании образовательной среды без учета условий, необходимых для правильного духовного становления личности.

Юридические основы духовно-нравственного становления детей и молодежи на основе отечественных традиций в системе образования России.

Следует сразу оговориться, что такие понятия как "воспитание", "духовность", "духовно-нравственное становление" в существующем законодательстве практически отсутствуют. Мы попытаемся выяснить, какие возможности представлены для возвращения в образовательное пространство традиционной культуры, народных и религиозных воззрении, национальных и региональных особенностей, которые являются содержанием, средством и условием духовно-нравственного становления личности.

До сего времени из уст руководителей различного уровня можно слышать цитаты из большевистского декрета 1918 года о том, что "Церковь отделена от государства". Ни в одном современном юридическом документе таких слов нет. Статья 14 Конституции РФ: "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Данная статья достаточно ясно говорит о том, что никакая религия, никакое религиозное объединение не может вмешиваться в управление государством, так же как государство не может вмешиваться в управление религиозными объединениями. Очевидно, что религиозные объединения не могут управлять государственной системой образования и образовательными учреждениями, но это не запрещает наличие религиозного содержания современного образования. Присутствие элементов религиозного содержания в различных изучаемых дисциплинах, изучение основ религии в государственных учебных заведениях не лишает их статуса светских заведений, так как они управляются государством и не готовят кадров для религиозных объединений. Это положение уточняется в пункте 5 статьи 1 "Закона об образовании", в котором говорится о недопущении создания в муниципальных и государственных образовательных учреждениях организационных структур религиозных движений и организаций. Закон не запрещает детям и молодым людям изучать и знать свою культуру, традиции и ценности, если они имеют религиозную основу. При выполнении определенных условий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях допускается получение религиозного образования. Очевидно следующее: чтобы понять культуру, традиции и духовный смысл народных ценностей необходимо изучать их религиозную основу. Закон подчеркивает, что становление и развитие духовности и культуры всей России связано с Православием. Далее говорится об уважении к другим концессиям, которые составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России. "Закон о свободе совести и религиозных объединениях" принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, то есть, одобрен всей многонациональной и многоконфециональной Россией, признавшей особую роль Православия в своей истории. Следует помнить, что государство Российское с первого дня своего существования было государством православным.

В закон вводит представление о двух уровнях рассмотрения духовных и культурных проблем.

1. Уровень всей России, где Православие признается государствообразующей и культурообразующей концессией (этот уровень принято называть федеральным). Надо сказать, что Закон совершенно справедливо подчеркивает, что Православие не является национальной верой, как часто это желают представить. Православная культура как результат проявления православной духовной жизни является одной из мировых культур, которую принято называть восточно-христианской, или византийской. Русская православная культура является наследницей и продолжательницей византийской. Не освоив этого уровня культуры, невозможно войти в современное цивилизованное общество, которое по сути своей продолжает оставаться христианским.

В "Законе об образовании" одним из принципов государственной политики названо единство федерального культурного и образовательного пространства (ст. 2, п. 2). Православная культура всегда обеспечивала это единство на пространстве всей России - этот факт признан в современном законодательстве. Освоение православной культуры и в дальнейшем поможет всем народностям, независимо от их конфессиональной принадлежности (не отказываясь от своих национальных и религиозных традиций), войти в цивилизованное общество, а значит обрести возможность дальнейшего образования и профессионального становления.

2. Уровень регионов России. На этом уровне следует говорить не только о Православии, но и о других концессиях как части исторического наследия. Закон совершенно справедливо выводит нас за рамки споров о вере и оценки концессий по значимости их в мире. Закон вводит только один критерий - роль концессии в истории государства и конкретного народа, оставленное ею наследие в этой истории. Становится понятным, почему многие концессии просто не названы в Законе и не имеют права претендовать на какую-либо роль в жизни общества и народа, а значит, и не могут быть представлены ни в каких формах в образовательном и культурном пространстве России (речь не идет о свободе совести отдельного человека). Данный подход позволяет понять, почему в Законе не представлены католики: исторический вклад католицизма в историю России - это тысяча лет агрессии католицизма против Православия и России, поэтому депутаты не посмели даже назвать эту конфессию, несмотря на ее значимость для других стран. В "Законе об образовании" данный уровень нашел свое отражение в принципах государственной политики в области образования, согласно которому система образования обязана защищать и развивать национальные культуры и региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства (ст. 2, п. 2).

Информация о работе Основные проблемы современного образования