Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 20:58, курсовая работа
Основной целью нашей работы была разработка коллективно-творческого дела (КТД), как одного из методов формирования временного детского коллектива. Задачи, которые мы поставили для решения цели, были следующие:
проанализировать основные теории коллектива;
раскрыть понятие временный детский коллектив;
разобрать основные методы работы учителя с временным детским коллективом;
разработать методику КТД.
Введение………………………………………………………….. 2 ГЛАВА 1. Основные теории коллектива. Понятие временный детский коллектив…………………………………………………………. 4
1.1
Оглавление.
Стр.
Введение…………………………………………………………
1.1
Введение.
После развала СССР развалилась и система детского летнего отдыха в загородных оздоровительных лагерях.
На сегодняшний день в Российской Федерации силами федеральных и региональных ведомств восстанавливаются многие детские оздоровительные лагеря (ДОЛ).
Ежегодно в ДОЛах нашей области отдыхают десятки тысяч детей разного возраста (чаще от 6 до 16 лет). Во время периода летней детской оздоровительной компании вместе с детьми в лагере находятся педагоги: воспитатели и вожатые. Воспитатели – это, как правило уже опытные педагоги, которые не один год отработали в сфере образования. Вожатыми же в большинстве случаев едут работать, не совсем еще опытные студенты-практиканты педагогических ВУЗов, училищ, колледжей.
Именно на плечи вожатого ложится формирование коллектива детей; и от того насколько правильно и грамотно будет выбран метод формирования временного детского коллектива, зависит успех всей работы студента-практиканта.
Исходя из того, что в наши дни начался новый виток работы загородных детских оздоровительных лагерей, мы определили объект нашего исследования: временный детский коллектив, как одна из составляющих социализации личности ребенка. Предметом исследования стала деятельность педагога по формированию временного детского коллектива. Основной целью нашей работы была разработка коллективно-творческого дела (КТД), как одного из методов формирования временного детского коллектива. Задачи, которые мы поставили для решения цели, были следующие:
В нашей гипотезе мы предположили, что временный детский коллектив способен образоваться только благодаря активной работе педагога; и то какой метод формирования временного детского коллектива изберет учитель, зависит успех развития коллектива.
ГЛАВА 1.
Основные теории коллектива.
Отличие группы от коллектива.
Понятие временный детский
коллектив.
В современной психолого-педагогической
литературе употребляется два значения
понятия «коллектив». Первое: коллектив
– любая организация, группа людей (на
заводе, в цехе, бригаде, ПТУ, школе, студенческой
группе и т. д.). Второе: коллектив –
высокий уровень развития группы. В этом
случае речь идет о ее качественных характеристиках:
целеустремленности, сплоченности, духовном
единстве и т. д.
В условиях школы организация учащихся
в коллектив осуществляется целенаправленно
и последовательно, сообразно задачам
воспитания. В этом смысле коллектив является
объектом воспитательного воздействия
и управления со стороны педагогов. Изучение
воспитательных возможностей ученического
коллектива, личности каждого воспитанника,
их взаимодействия, основанного на постоянном
духовном обогащении друг друга и коллектива
в целом,— все это позволяет воспитателю
рассматривать коллектив как явление
педагогическое.
Вместе с тем следует учитывать, что в
ученической среде возникают различные
объединения (по увлеченности, совместной
деятельности, взаимным симпатиям, по
интересам, соседству и другим признакам).
В процессе общения развиваются межличностные
отношения. Коллектив обретает свою внутреннюю,
субъективную сторону жизнедеятельности
и функционирует как явление социальное.
Ученический коллектив является своеобразной
формой общности подростков, юношей и
девушек. От других объединений он отличается
целым рядом признаков:
первый признак,
это объединение школьников, устремленных
к единым общественно значимым целям,
реализуемым в учебном процессе. Отношение
школьников к учебной деятельности может
складываться по-разному, в зависимости
от успеха, способностей к тому или иному
виду учебного труда, сложившегося опыта
учебной деятельности, а также и от некоторых
объективных условий: педагогического
мастерства учителя, характера взаимоотношений
с ним. Вот почему первый признак — совместная
устремленность к социально значимым
целям деятельности (основной для учащихся)
— предполагает высокий уровень сознательности
членов коллектива;
вторым признаком коллектива является
совместная деятельность его членов, направленная
на достижение поставленных целей. Характер
деятельности, ее содержание, формы сотрудничества,
результаты также обусловлены особенностями
ученической позиции школьника. В отличие
от трудовых коллективов, где результаты
коллективной деятельности оцениваются
по уровню производительности труда и
степени сознательности рабочего, проявляемой
в чувстве коллективной ответственности,
чести заводской марки, дисциплинированности
и т. д., деятельность школьников в коллективе
оценивается по индивидуальным достижениям
в учебном процессе и интенсивности обмена
накапливаемыми знаниями в различных
формах внеучебного сотрудничества. Учебная
деятельность — основная для школьников;
третий признак коллектива — наличие
в нем отношений ответственной зависимости
— в коллективах школы имеет своеобразие,
заключающееся в том, что ответственная
зависимость школьников в коллективе
устанавливается при постоянном направляющем
воздействии учителя.
1.1.1 Учение о коллективе в советской педагогике.
Н.К. Крупская и А.В. Луначарский, опираясь на учения классиков марксизма-лененизма, выдвинули положение о том, что основным условием формирования нового человека является коллектив, а основной целью – воспитание коллективиста.
Целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развития такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, умеет содружествовать, и которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. Воспитывая индивидуальность на основе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности.
Н.К. Крупская показала значимость собственной позиции ребенка в утверждении коллективистских отношений. На гуманистической основе общения детей в коллективе, характерной для деятельности пионерской и комсомольской организаций, в совместной работе возникают общие для всех переживания, вызывающие повышенный интерес к явлениям общественной жизни, развивающие потребность в сплочении, во взаимопомощи. Коллективную жизнь детей Н.К. Крупская рассматривала в определенных связях с широкой социальной средой, выделяя еще одну существенную задачу пионерской организации – помочь ребятам перевести все эти связи в их реальные намерения и поступки.
Крупская
теоретически обосновала предпосылки
духовной перестройки ребенка в коллективе
под влиянием его связей с общественной
жизнью других людей. Она показала, что
влияние коллектива на личность сказывается
даже на протекании психических процессов.
В коллективе индивид иначе мыслит, иначе
чувствует, иначе проявляет себя.