Основные теории коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 20:58, курсовая работа

Описание

Основной целью нашей работы была разработка коллективно-творческого дела (КТД), как одного из методов формирования временного детского коллектива. Задачи, которые мы поставили для решения цели, были следующие:

проанализировать основные теории коллектива;
раскрыть понятие временный детский коллектив;
разобрать основные методы работы учителя с временным детским коллективом;
разработать методику КТД.

Содержание

Введение………………………………………………………….. 2 ГЛАВА 1. Основные теории коллектива. Понятие временный детский коллектив…………………………………………………………. 4

1.1

Работа состоит из  1 файл

курсовик по СМЫСЛОВУ.doc

— 46.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление.

Стр.

Введение…………………………………………………………..                       2                   ГЛАВА 1. Основные теории коллектива. Понятие временный детский коллектив………………………………………………………….                       4

1.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     После развала СССР развалилась и система детского летнего отдыха в загородных оздоровительных лагерях.

     На  сегодняшний день в Российской  Федерации силами федеральных и  региональных ведомств восстанавливаются  многие детские оздоровительные  лагеря (ДОЛ).

     Ежегодно в ДОЛах нашей области отдыхают десятки тысяч детей разного возраста (чаще от 6 до 16 лет). Во время периода летней детской оздоровительной компании вместе с детьми в лагере находятся педагоги: воспитатели и вожатые. Воспитатели – это, как правило уже опытные педагоги, которые не один год отработали в сфере образования. Вожатыми же в большинстве случаев едут работать, не совсем еще опытные студенты-практиканты педагогических ВУЗов, училищ, колледжей.

     Именно  на плечи вожатого ложится формирование коллектива детей; и от того насколько правильно и грамотно будет выбран метод формирования временного детского коллектива, зависит успех всей работы студента-практиканта.

     Исходя  из того, что в наши дни начался  новый виток работы загородных детских  оздоровительных лагерей, мы определили объект нашего исследования: временный детский коллектив, как одна из составляющих социализации личности ребенка.  Предметом исследования стала деятельность педагога по формированию временного детского коллектива. Основной целью нашей работы была разработка коллективно-творческого дела (КТД), как одного из методов формирования временного детского коллектива. Задачи, которые мы поставили для решения цели, были следующие:

    1. проанализировать основные теории коллектива;
    2. раскрыть понятие временный детский коллектив;
    3. разобрать основные методы работы учителя с временным детским коллективом;
    4. разработать методику КТД.

     В нашей гипотезе мы предположили, что временный детский коллектив способен образоваться только благодаря активной работе педагога; и то какой метод формирования временного детского коллектива изберет учитель, зависит успех развития коллектива.

 

ГЛАВА 1. Основные теории коллектива. Отличие группы от коллектива. Понятие временный детский коллектив. 

    1. Основные  теории коллектива.
 

         В современной психолого-педагогической литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: коллектив – любая организация, группа людей (на заводе, в цехе, бригаде, ПТУ, школе, студенческой группе и т. д.). Второе: коллектив – высокий уровень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве и т. д. 
  В условиях школы организация учащихся в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно задачам воспитания. В этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны педагогов. Изучение воспитательных возможностей ученического коллектива, личности каждого воспитанника, их взаимодействия, основанного на постоянном духовном обогащении друг друга и коллектива в целом,— все это позволяет воспитателю рассматривать коллектив как явление педагогическое. 
 Вместе с тем следует учитывать, что в ученической среде возникают различные объединения (по увлеченности, совместной деятельности, взаимным симпатиям, по интересам, соседству и другим признакам). В процессе общения развиваются межличностные отношения. Коллектив обретает свою внутреннюю, субъективную сторону жизнедеятельности и функционирует как явление социальное. 
 Ученический коллектив является своеобразной формой общности подростков, юношей и девушек. От других объединений он отличается целым рядом признаков:

         первый признак, это объединение школьников, устремленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе. Отношение школьников к учебной деятельности может складываться по-разному, в зависимости от успеха, способностей к тому или иному виду учебного труда, сложившегося опыта учебной деятельности, а также и от некоторых объективных условий: педагогического мастерства учителя, характера взаимоотношений с ним. Вот почему первый признак — совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основной для учащихся) — предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива; 
  вторым признаком коллектива является совместная деятельность его членов, направленная на достижение поставленных целей. Характер деятельности, ее содержание, формы сотрудничества, результаты также обусловлены особенностями ученической позиции школьника. В отличие от трудовых коллективов, где результаты коллективной деятельности оцениваются по уровню производительности труда и степени сознательности рабочего, проявляемой в чувстве коллективной ответственности, чести заводской марки, дисциплинированности и т. д., деятельность школьников в коллективе оценивается по индивидуальным достижениям в учебном процессе и интенсивности обмена накапливаемыми знаниями в различных формах внеучебного сотрудничества. Учебная деятельность — основная для школьников; 
  третий признак коллектива — наличие в нем отношений ответственной зависимости — в коллективах школы имеет своеобразие, заключающееся в том, что ответственная зависимость школьников в коллективе устанавливается при постоянном направляющем воздействии учителя.

1.1.1 Учение о коллективе в советской педагогике.

     Н.К. Крупская и А.В. Луначарский, опираясь на учения классиков марксизма-лененизма, выдвинули положение о том, что основным условием формирования нового человека является коллектив, а основной целью – воспитание коллективиста.

     Целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развития такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, умеет содружествовать, и которая связана с другими сочувствием и мыслью социально.  Воспитывая индивидуальность на основе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности.

     Н.К. Крупская показала значимость собственной  позиции ребенка в утверждении  коллективистских отношений. На гуманистической  основе общения детей в коллективе, характерной для деятельности пионерской и комсомольской организаций, в совместной работе возникают общие для всех переживания, вызывающие повышенный интерес к явлениям общественной жизни, развивающие потребность в сплочении, во взаимопомощи. Коллективную жизнь детей Н.К. Крупская рассматривала в определенных связях с широкой социальной средой, выделяя еще одну существенную задачу пионерской организации – помочь ребятам перевести все эти связи в их реальные намерения и поступки.

     Крупская  теоретически обосновала предпосылки духовной перестройки ребенка в коллективе под влиянием его связей с общественной жизнью других людей. Она показала, что влияние коллектива на личность сказывается даже на протекании психических процессов. В коллективе индивид иначе мыслит, иначе чувствует, иначе проявляет себя.   

 

Информация о работе Основные теории коллектива