Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:24, контрольная работа
Процесс понимания и восприятия учительской речи учащимися сильно связан со нелегким процессом слушания учениками. Потому становится ясным, что процесс верного восприятия учащимися рабочего материала может зависеть от уровня учительской речи.
Дети являются очень чуткими к педагогической речи. Неверное произношение каких-нибудь звуков может вызвать у них насмешку, неторопливая речь может вызвать скуку.
Чтобы учительская речь была выразительнее, он должен виртуозно овладеть дикцией, голосом, ритмикой.
Голос. В чем заключаются особенности педагогического голоса? Во-первых, это сила звука. Сила находится в зависимости от рабочей активности органов аппарата речи. Чем выше давление воздухе на выдохе через голосовую щель, тем выше звуковая сила.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Процесс понимания и восприятия учительской речи учащимися сильно связан со нелегким процессом слушания учениками. Потому становится ясным, что процесс верного восприятия учащимися рабочего материала может зависеть от уровня учительской речи.
Дети являются очень чуткими к педагогической речи. Неверное произношение каких-нибудь звуков может вызвать у них насмешку, неторопливая речь может вызвать скуку.
Чтобы учительская речь была выразительнее, он должен виртуозно овладеть дикцией, голосом, ритмикой.
Голос. В чем заключаются особенности педагогического голоса? Во-первых, это сила звука. Сила находится в зависимости от рабочей активности органов аппарата речи. Чем выше давление воздухе на выдохе через голосовую щель, тем выше звуковая сила.
Главное условие четкости и звонкости голоса – полетность. Данный термином ученые определяют «возможность передавать голос на расстояние и управлять громкостью»1.
Важную роль играет подвижность голоса, гибкость, способность его легкого изменения.
Подвижность голоса, в первую очередь, затрагивает его изменения по высоте. Высота – степень тональности голоса. Голос человека может легко меняться по высоте в рамках двух октав, несмотря на то, что в обыденной жизни мы можем обойтись тремя-четырьмя нотами. Диапазон – это голосовой объем. Границы его можно определить самым низким и самым высоким тоном. Сокращение диапазона может привести к возникновению монотонности. Однообразное звучание уменьшает восприятие, может наскучить.
Для хорошо поставленного голоса присуще разнообразие окраски тембра. Тембр- яркость, окраска звука, а также его теплота, мягкость, индивидуальность. В звуке голоса обычно присутствует главный фон и несколько обертонов, т.е. дополняющих звуков, более повышенной, чем в главном тоне, частоты. Чем многочисленнее эти дополнительные тона, тем красочнее, ярче палитра звуков голоса человека.
Все эти качества голоса можно выработать особыми упражнениями. Воспитание голоса - процесс трудоемкий и индивидуальный. Он основан на строго личной методике и контроле опытных профессионалов.
Дикция. Для педагога четкое произношение – рабочая необходимость, которая способствует верному пониманию учениками педагогической речи. Дикция- четкость и ясность в произношении слогов, слов, звуков. Она находится в зависимости от энергичной и слаженной работы целого речевого аппарата, включающего язык, губы, зубы, челюсти, мягкое и твердое небо, голосовые связки.
Если речевые недостатки физиологического происхождения, то может помочь не учебные упражнения, а лечебное вмешательство.
Совершенствование дикции можно связать в первую очередь с выработкой движения речевых органов. Этому может послужить специальная гимнастика, включающая упражнения для гимнастики аппарата речи и упражнения для правильной выработки отдельного звука. Естественно, быстрое исчезновение неверных навыков невозможно. Необходимы терпение, труд, постоянная тренировка.
Ритмика. Скорость в общем и продолжительность звучания отдельных слов, а так же пауз вместе с организацией ритма, размером речи организуют ее темпоритм. Это очень существенный компонент речи, потому что паузы и интонация сами по себе, кроме слов, имеют силу эмоционального влияния на слушателей.
Для нормальной здоровой, работы речевого аппарата необходим психологический спокойный климат, что должно исключать психологические травмы и срывы. Существенно соблюдение и знание правил психической гигиены, которая включает мероприятия, охраняющие и укрепляющие психическую сферу.
Необходимо "остужать" и "разогревать" свой голос. Перед выходом на работу можно разминку разминку, вибрационный массаж гортани и гимнастику голоса. После повышенной нагрузки голоса полезно делать гимнастику дыхания с компонентами аутогенной тренировки.
Говорить необходимо динамично. Кричать и шептать - вредно. При шёпоте отсутствует вибрация голоса, а образование звука происходит за счет шума. При долгом использовании шепота может сформироваться неверный механизм образования голоса.
Важную роль играет режим питания. Для голосовых складок нежелательная слишком горячая или холодная, острая пища. Чрезмерно солёная или кислая пища также может раздражить слизистую оболочку. Очень большой вред наносят спиртные напитки и курение, травмирующие голосовые складки и делающие их поверхность раздраженной, сухой. Голос становится менее стойки, изменяется качество тембра.
Достаточно вредно говорить при громкой музыке или на фоне работы какой-либо техники.
Каждый, кто использует профессионально свой речевой аппарат, «обязан обладать элементарными знаниями по охране голоса и режиму профессиональной работы»2. Следование правилам гигиены и постоянные тренировки голоса даже слабому голосу от природы придают работоспособность и помогают постоянно совершенствоваться.
Огромную помощь учителю в общении с учениками дает владение средствами коммуникации, первоочередно речью, а так же невербальными методами.
Педагогическая речь - существенное средство коммуникации, оно «должно быть грамотной, высококультурной, ясной, четкой»3.
Требования к педагогической речи:
- компактность, предельная ясность и лаконичность;
- эмоциональность (добиться ее достижения можно за счет использования разных синтаксических, лексических, выразительных стилистических средств).
- убежденность, непоколебимость достигается в интонации и содержании. Чем спокойнее педагог говорит, тем впечатление сильнее у студентов. Уверенность в правоте можно достичь при помощи сдержанности;
- преподаватель должен нести острое, живое, меткое слово;
- образность, пользование метафорами, эпитетами дает ярко и наглядно запечатлеть и разъяснить в памяти и сознании слушателя типичные и значительные явления;
- сдержанная тактичность – придает необходимый фон для благоприятного общения;
- учитель должен нести и другого качество – оптимизм;
- способы совершенствования речи учителя базируются в его каждодневной работе и общении с учащимися.
Начинается с прихода в аудиторию - этап коммуникативной атаки его иным содержанием позволяет получить коммуникативные умения. Преподаватель должен получить инициативу, привлечь интерес аудитории (10-13 сек.). Способы: пауза (призывает к тщательному вниманию), варианты речи, варианты движений (развешивание схем, таблиц). В данном процессе происходит соединение студента и педагога в один процесс общения.
Затем идет организационный момент. Необходимое действие здесь: быстро организовать начальный контакт с аудиторией, перейти оперативно к общению.
Начало выступления может сформировать групповую установку на восприятие. Начинать целесообразно с обсуждения проблемы, вопроса, действительной значимости занятия.
1. Управление общением в педагогическом развивающемся процессе. Здесь педагог реализует решение большого ряда все время возникающих задач общения, «регулирует общение, поддерживает участие в нем самого ученика»4.
Для акцентирования внимания учащихся нужно следовать нескольким условиям:
- Заинтересованность. Должен иметься новый материал, логически выделяться нужное, важные идеи повторяться в разных формах много раз, речь должна быть быстрой, необходимо ощущать аудиторию, не останавливать зрительный контакт, постоянно держать под контролем свое поведение.
- Если наблюдается замедленность действия: можно поменять голосовые паузу, приемы, различные обращения к аудитории, неожиданно оборвать начатую мысль, юмор, наглядные средства.
2. Анализ существующей системы общения и изменение системы общения на будущую деятельность. Учитель анализирует применяемую им систему общения, обдумывает её форму, уточняет возможные тактики взаимоотношения с данной конкретной группой слушателей.
Помогает также в налаживании общения и юмор.
Познакомимся с набором упражнений, которые позволяют развивать выносливость и силу голоса, а еще совершенствовать иные голосо-речевые приемы.
1) Дыхание - это энергетическая основа речи, поэтому первым этапом в работе над выразительностью речи является развитие фонационного и физиологического дыхания. Ради этого можно выполнять такие упражнения: вставать прямо и дышать спокойно, положив одну руку на живот, для управления движениями диафрагмы, а другую руку - положить на рёбра, для контролирования движений грудной клетки. Вначале вдыхаем через нос и плавно бесшумно выдыхаем через нос, потом между выдохом и вдохом делаем маленькую задержку (2 с.), а затем делаем вдыхаем через нос и выдыхаем через рот.
2) Вдыхаем через нос, а выдыхая, считаем до 5 секунд, а потом продляем выдох до 10 и 15 секунд.
3) Делаем выдох воздуха через ротовое отверстие, суженное сильной струёй, необходимо как будто дуть на представляемое пламя свечи так, чтобы "пламя дрогнуло" и держим его в данном положении до конца выдоха воздуха.
4) Произносим долго звук [м], усремляя его как бы в маску, с целью нахождения для себя наиболее удобного, оптимального звучания. Упражнение нужно выполнять без напряжения, свободно, чтобы мышцы плечевого пояса, шеи, живота были в расслаблении. Это упражнение в сочетании с движением постукивающих пальцев называется гигиеническим вибрационным массажем и служит для настраивания аппарата речи на звучание, активизирует движения мускулатуры лица, способствует улучшению мимики лица. Массаж делают постукивающими движениями пальцев при одновременном произношении звуковых согласных: 1. постукивание пальцами от лба к ушам, произнося звук "мммм"; 2. пальцами от носа к ушам, произнося звук "мммм"; 3. пальцами под носом от надгубной верхней лицевой части к ушам, произнося звук "ввввв"; 4. пальчиками подбородка, произнося звук "зззззз";5. пальчиками грудной области, произнося согласный "ддддд".
5) Произносим слоги " ра-ро, ра-ра, ра-рэ, ра-ру, ра-ры" с поворачиванием головы то влево, то вправо. Данное упражнение служит для активизации и тренировки мышц гортани.
6) Для развития силы
голоса мы предлагаем
гудение парохода, находящегося далеко в море;
гудение парохода, стоящего у причала;
свист паровоза, подходящего к станции;
свист электрички, проносящейся мимо станции.
7) Изменение высоты голоса – «одно из самых значительных способов его выразительности»5. Высота голоса может окрасить прозвучавшее слово многочисленными оттенками мысли и чувства. Данные тонкие голосовые модуляции передают все интонационное богатство речи, делают ее эмоционально окрашенной и выразительной. Для тренировки изменения высоты голоса мы может предложить такие упражнения:
"Колокол" - "раскачиваем колокол", в то же время произнося сочетания звуков на нужной высоте; сначала "мы раскачиваем небольшой колокол", говоря дон-дон-дон на обычной высоте голоса, затем - "массивный колокол", говоря бом-бом-бом низким голосом, затем - "бубенчики", говоря динь-дон-динь-дон-динь-дон высоким голосом.
"Генератор звука" -протягиваем гласные звуки [у], [о], [а] постепенно меняя высоту голоса, как будто поворачивая ручку генератора звука.
"Инопланетянин" - произносим попеременно звуки [и], [у], при этом звук [у] произносится голосом низким, а [и] - высоким
"Шагаем по ступенькам" - произнесем фразы "Первый этаж, второй этаж: седьмой этаж", повышая постепенно свой голос, как бы шагая по ступенькам.
1 Максимов И. И. Фониатрия. Изд. Медицина - М., 1987- С. 96.
2 Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных нарушениях голоса. Методические рекомендации. / сост. О. С. Орлова, Ю. С. Василенко и др. - М., 1990- С. 15.
3 Морева Н. А. Тренинг педагогического общения - М., 2003 - С. 120.
4 Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии М., 2007 - С. 150.