Особенности использования современных образовательных технологий в специальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:43, реферат

Описание

Реферат рассматривает основные аспекты образовательных технологий.
Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….
I. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ………………………………………
II. СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ……………
II.1. ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ………………..
II. 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ И СОЗДАНИЕ КОНФЛИКТА………………………………………………………………..
II. 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ………………………………………………………………
II.4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ…………………….…………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

реферат1.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

Далеко не каждое действие ребенка можно назвать поступком. Поступок – это совершаемое субъектом всякого рода деяние, имеющего моральную оценку. Если же рассматривать поведение ученика как поступок, то выстраивать педагогическое воздействие так, чтобы способствовать развитию личности. Чтобы помочь ученику произвести самостоятельную оценку собственных действий, следует сопоставлять его действия с социальной нормой , с культурным образом отношения к себе и другим.

3.5. Э Т И Ч Е С К А Я   З А Щ И Т А

Этическая защита – одна из разновидностей защиты личности от посягательства на ее достоинство наряду с физической, правовой, административной, экономической, политической.

Этическая защита выполняет три основных функции : во-первых, она ограждает личность педагога от оскорблений; во-вторых, она предлагает ребенку иной образ поведения в состоявшейся ситуации; в-третьих, она дает ему шанс, возвышая его в трудный для него момент, представляет возможность укрепить взаимоотношения со старшими.

Перечислим основные функции:

1)                 сохранение собственного достоинства в момент грубости, выставить заслон оскорблению;

2)                 корректировка поведения. С этого нельзя начинать, это может вызвать агрессию;

3)                 сохранение достоинства партнера – развивает и углубляет взаимоотношения с ним, представляет ему возможность проявить себя иначе, на более высоком уровне.

Кроме перечисленного, для этической защиты могут быть использованы и более жесткие формы, применение которых требует больших психологических затрат.

Основное назначение педагогического воздействия в том, чтобы инициировать потенциально заложенную в школьнике способность стать субъектом. Требуется умение организовать воздействие таким образом, чтобы его конечным результатом стало личностное взаимодействие. Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологически педагогической деятельности.

 

II.4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

 

В последние годы значительно активизировался процесс использования информационных технологий как дидактического средства учебного процесса и его психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса направлено на обеспечение в нем психологических принципов и учете особенностей личностного и индивидуального развития учащихся для ориентации на формирование зон ближайшего развития в содержании образования и планирование коррекционно-развивающей работы. Решение задач диагностики развития личности ребенка как приоритетных в современном образовании не возможно без использования информационных технологий не только в процессах тестирования и диагностики, но особенно при обработке базы данных.

Методики, посредством которых проводятся диагностические процедуры, достаточно сложны для проведения, и  для дальнейшей интерпретации результатов. В связи с этим целесообразно использование компьютерных технологий, как средства обработки полученной информации.

В детских объединениях на базе ЦДТТ психодиагностические исследования проводятся в учебном году в два этапа (исследуется  непосредственно  мотивационная сфера, самооценка, уровень воспитанности, индивидуальные свойства личности, профессиональные склонности учащихся и т.д.).  Для проведения сравнительного анализа довольно часто приходится обращаться к информационным технологиям, как для обработки полученных результатов, так и для построения таблиц, графиков, диаграмм. Обработка происходит за считанные секунды, отпадает необходимость в проведении сложных процедур. И на основе уже полученных в компьютерном виде показателей отчетливо прослеживается динамика наиболее выраженных показателей. Следовательно, имея данные психодиагностических исследований, которые представлены в табличном и графическом виде, легко отследить учащихся, нуждающихся  в коррекционно-развивающей работе. Программа психокоррекции составляется, как правило, на основе результатов психодиагностического исследования.

Таким образом, педагог-психолог должен овладеть специальными  знаниями и методами для реализации психолого-педагогического сопровождения на высоком уровне информационной компетентности: анализировать информационные процессы, создавать информационные модели, оценивать их с помощью ЭВМ, обрабатывать графическую информацию, использовать электронные таблицы, базы данных, пользоваться локальными и глобальными средствами.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разнообразие операций-воздействий подлежит обобщению. Их можно описать, ими можно овладеть, однако их нельзя предписать для конкретной ситуации, их нельзя предлагать в качестве решения педагогических задач. Разнообразие технологических операций неизбежно предполагает творческий выбор воспитателем одной из них в сложившихся обстоятельствах. Это не избавляет его от творческого усилия в момент влияния на ребенка. Анализируя характер учащегося, его состояние как объекта – но объекта, который является либо потенциально способен стать субъектом.

Основное назначение педагогического воздействия в том, чтобы инициировать потенциально заложенную в школьнике способность стать субъектом. Ни корректирование поведения, ни нормативная оценка, ни подавление воли не выступают в качестве воспитательного результата. Стратегия операционного влияния – в преобразовании ученика из объекта среднего влияния в субъекта, производящего сознательно выбор в каждый отдельно миг своей жизнедеятельности в русле социокультурных  ценностей современного общества.

Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. Уровень овладения педагогической технологией может быть элементарным и профессиональным.

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.                  Верб М.А., Куценко В.Г.  Педагогическая техника (Теория и методика коммунистического воспитания в школе) – М., 1974

2.                  Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения – М.,1955

3.                  Леви В.Л. Искусство быть собой – М., 1977

4.                  Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 1993

5.                  Лутошкин А.Н. Как вести за собой – М., 1986

6.                  Макаренко А.С. Педагогические сочинения – М., 1986

7.                  Новицкая Л.И. Уроки вдохновения – М., 1984

8.                  Педагогика. Учебное пособие (Под ред. Пидкасистого П.И.) – М.,1996

9.                  Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология. (Воспитание школьников) – М.,1995

10.             Политехнический словарь – М.,1989

11.             Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников – М., 1992

12.             Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми – Калуга.1997

13.             Арестова О.Н. и др. Возможности анализа уровня притязаний при применении компьютера // Вопр. психол.  1992 №1 с.152-157.

14.             Бабаева Ю.Д. и др. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты //Вопр. психол. 1983 №2 с.18-25.

15.             Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов-на-Дону 2004.

16.             Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М:1995.

 

 



Информация о работе Особенности использования современных образовательных технологий в специальном образовании