Особенности логопедического сопровождения детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 06:46, статья

Описание

Каждая категория детей с особенностями развития имеет наряду с типичными возрастными проявлениями речевых нарушений и специфические особенности развития речи.
При формировании компонентов речи у детей с нарушением зрения нами наблюдались такие особенности:
- отставание, как в формировании предпосылок фонематического слуха, так и в развитии голосового аппарата;

Работа состоит из  1 файл

Публикация.doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)


ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО  СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

(АМБЛИОПИЯ, КОСОГЛАЗИЕ)

Каждая категория детей  с особенностями развития имеет  наряду с типичными  возрастными проявлениями речевых нарушений и специфические особенности развития речи.

При формировании компонентов речи у детей с нарушением зрения нами наблюдались такие особенности:

- отставание, как в формировании предпосылок фонематического слуха, так и в развитии голосового аппарата;

- развитие понимания речи у слепого и слабовидящего ребенка идет от более комплексных к более дифференцированным частям речи, от фразы к слову;

- замедляется развитие пассивного и активного словаря, грамматического строя речи;

- затруднено формирование описательной речи;

- узнавание и восприятие мимики, жестов и поз происходит замедленно.

У слабовидящих детей, в  силу их ограниченных ориентировок в пространстве, нередко имеют место трудности в употреблении предлогов, часть детей путают их значения.

Наиболее эффективными в условиях нашего детского сада являются групповая и индивидуальная формы обучения. Фронтальная групповая форма обучения обеспечивает развитие навыков общения и взаимодействия в группе, формирует целостно-ориентационное единство группы, дает возможность гибкой смены ролей в зависимости от ситуации, учит детей принимать нравственные нормы и правила совместной деятельности. Индивидуальная форма обеспечивает осуществление коррекционно-развивающей работы с конкретным ребенком по конкретной проблеме, осознанную включенность ребенка в работу над проблемой, становление активной субъективной позиции, развитие личностной рефлексии.

В основе логопедического сопровождения лежит диагностическая деятельность.

Полученные в ходе диагностики  данные служат основанием для перехода к реализации задач конструктивно-проектировочной деятельности, основная цель которой, определение наиболее эффективных путей  коррекционного  логопедического воздействия, разработка технологии речевой реабилитации каждого ребенка.

Следующий вид деятельности - коррекционно-развивающая работа с детьми. Основная цель - коррекция речевых нарушений через практическую реализацию технологий коррекции речевых дефектов у детей.

Акценты в реализации коррекционной программы смещены в сторону работы над индивидуальными проблемами каждого ребенка.

 Первое направление деятельности в коррекционно-развивающей работе - нормализация произношения у детей.

Правильное звукопроизношение  и своевременно формирующийся фонематический слух являются основой для развития лексико-грамматической стороны речи, развития коммуникативной функции речи, что в свою очередь является базой для формирования и развития умений и навыков связного рассказа.

Занятия по формированию и развитию произношения у детей с нарушениями зрения и речи проводятся по стандартной структуре, что и обычные логопедические занятия, но имеют ряд своих особенностей:

1. В подготовке рабочего места: дополнительное освещение, край стола выделяется яркой полоской, дети сидят непосредственно перед зеркалом.

2. Комплектование подгрупп зависит от речевого и зрительного диагнозов.

3. Зрительная нагрузка, в зависимости от диагноза, определяет время занятий и

подбор наглядного материала (цвет, размер, форма).

4. На этапе постановки звука: логопед находится на незначительном расстоянии (до 20 см) от ребенка (для восприятия ребенком артикуляции звука); обязательно учим ребенка оральному, тактильному, вибрационному, слуховому,  зрительному контролю; используется показ ручной модели, опираясь на чувственные познания, артикуляционные профили, схемы артикуляции; в наиболее сложных случаях при постановке звуков используются логопедические зонды; в работу  включаем максимум техник по коррекции дизартрии (различные виды массажей: гипо-гипертермический, биологически-активных зон, зондовый массаж и электронейростимуляция речевых зон лица, головы, рук).

5. На этапах автоматизации и дифференциации звуков используем только знакомые картинки, предпочтение отдается предметным. На начальном этапе (автоматизация первого, второго звуков) используются черно-белое изображение предметов с четким контуром на контрастном (оранжевом, красном) фоне, объемные предметы, предметы в натуральную величину.

Работа над звукопроизношением способствует развитию словаря, формированию вербально предметных отношений, развитию семантических связей, формированию лексико-грамматической стороны речи, что связано со вторым направлением работы - формированием связной речи. Известно, что 90% информации об окружающем мире человек получает через зрение. Следовательно, для того, чтобы ребенок с нарушением зрения более полно усвоил материал, при составлении любого вида рассказов, необходима глубокая параллельная работа по формированию представлений об окружающем и развитию зрительного восприятия.

Особенностью работы в данном направлении является то, что в структуру занятия целенаправленно включаются игры и упражнения по формированию и развитию зрительного восприятия и зрительного внимания. Это служит мощным коррекционным стимулом в формировании представлений об окружающем  и развитию речи.

Третье направление работы – подготовка детей к обучению грамоте.

Методическая основа работы по данному направлению деятельности раскрывается в следующем:

- построение обучения грамоте с учетом частности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования букв и относящихся к ним звуков в перспективном плане согласно традиционной и логопедической методикам;

- одновременное  изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;

усвоение детьми слогов типа СГ, ГС, СГС;

- овладение  детьми слоговым чтением;

- применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов, помога-

ющих детям в усвоении реально существующих в языке  соотношений между звуковой и  графической формами слов;

- использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучении их глав -

ных свойств и признаков;

- применение оригинальных схем и моделей ряда изучаемых грамматико-орфо-

графических правил, помогающих детям запомнить их и пользоваться ими;

- формирование у детей ведущих видов деятельности следующего этапа обуче-

ния - говорения и слушания, чтения и печатного письма;

- развитие эмоциональной сферы детей на основе нравственно-воспитательного воздействия.

Особое внимание уделяем формированию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Задачи, решаемые на каждом занятии, рассчитаны на активную и постепенно усложняющуюся деятельность ребенка. Выполняемые задания и упражнения способствуют развитию у детей  умения логически мыслить,  у них развивается зрительное и слуховое внимание, память. Для детей, не знающих и знающих буквы, используюем разные модели обучения чтению.

В основе  непростого процесса решения различных задач, связанных с усвоением  детьми звукового и слогового состава  слова, чтения лежит игра, которая превращает обучение в увлекательный досуг.

Особенности речевого развития у детей с нарушениями зрения сочетаются с выраженными проявлениями нарушений общей и мелкой моторики, которые отчетливо видны в замедлении скорости выполнения движений, в снижении моторной памяти, в трудности удержания поз, в нарушении координации движений и переключаемости с одного движения на другое.  Поэтому в логопедическом сопровождении выделяем раздел – развитие мелкой моторики и формирование точных движений рук. Наиболее эффективными в данной работе являются систематические занятия в индивидуальной форме с использованием таких приемов и упражнений как: включение пальчиковой гимнастики в групповые занятия; самомассаж кистей рук; игры с пальчиками; упражнения по письму и рисованию в воздухе широким движением от плеча; игры с клубком, прищепкой, щеткой для волос; штриховка изображений предметов, составление из них композиций, изменение вида и направление штриховки, введение в штриховку элементов букв; конструирование и реконструирование букв из элементов и шаблонов; воспроизведение элементов букв и букв по вспомогательным точкам, обведение фломастером, карандашом, ручкой.

Логопедическое сопровождение организуем так, что весь комплекс воздействия имеет коммуникативную направленность. Во всех видах деятельности побуждаем детей к выполнению различных видов речемыслительной деятельности: последовательно изложить суть задания, ответить на вопрос в соответствии с заданием, используя усвоенную терминологию, составить развернутое задание. 

Подводя итог, можно отметить, что реабилитационный потенциал содержится практически в любом виде деятельности: учебной, игровой, коммуникативной, трудовой и других. Но для того, чтобы потенции приобрели действенный характер, необходимо определить природу этих условий и педагогически верно спроектировать их. Верно - это значит при коррекционной работе с ребенком, имеющим особенности развития, исходить из идеала, то есть из того, что можно сделать для данного конкретного ребенка по максимуму.   

 


Информация о работе Особенности логопедического сопровождения детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие)