Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 06:46, статья
Каждая категория детей с особенностями развития имеет наряду с типичными возрастными проявлениями речевых нарушений и специфические особенности развития речи.
При формировании компонентов речи у детей с нарушением зрения нами наблюдались такие особенности:
- отставание, как в формировании предпосылок фонематического слуха, так и в развитии голосового аппарата;
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
(АМБЛИОПИЯ, КОСОГЛАЗИЕ)
Каждая категория детей с особенностями развития имеет наряду с типичными возрастными проявлениями речевых нарушений и специфические особенности развития речи.
При формировании компонентов речи у детей с нарушением зрения нами наблюдались такие особенности:
- отставание, как в формировании предпосылок фонематического слуха, так и в развитии голосового аппарата;
- развитие понимания речи у слепого и слабовидящего ребенка идет от более комплексных к более дифференцированным частям речи, от фразы к слову;
- замедляется развитие пассивного и активного словаря, грамматического строя речи;
- затруднено формирование описательной речи;
- узнавание и восприятие мимики, жестов и поз происходит замедленно.
У слабовидящих детей, в силу их ограниченных ориентировок в пространстве, нередко имеют место трудности в употреблении предлогов, часть детей путают их значения.
Наиболее эффективными в условиях нашего детского сада являются групповая и индивидуальная формы обучения. Фронтальная групповая форма обучения обеспечивает развитие навыков общения и взаимодействия в группе, формирует целостно-ориентационное единство группы, дает возможность гибкой смены ролей в зависимости от ситуации, учит детей принимать нравственные нормы и правила совместной деятельности. Индивидуальная форма обеспечивает осуществление коррекционно-развивающей работы с конкретным ребенком по конкретной проблеме, осознанную включенность ребенка в работу над проблемой, становление активной субъективной позиции, развитие личностной рефлексии.
В основе логопедического сопровождения лежит диагностическая деятельность.
Полученные в ходе диагностики данные служат основанием для перехода к реализации задач конструктивно-проектировочной деятельности, основная цель которой, определение наиболее эффективных путей коррекционного логопедического воздействия, разработка технологии речевой реабилитации каждого ребенка.
Следующий вид деятельности - коррекционно-развивающая работа с детьми. Основная цель - коррекция речевых нарушений через практическую реализацию технологий коррекции речевых дефектов у детей.
Акценты в реализации коррекционной программы смещены в сторону работы над индивидуальными проблемами каждого ребенка.
Первое направление деятельности в коррекционно-развивающей работе - нормализация произношения у детей.
Правильное звукопроизношение и своевременно формирующийся фонематический слух являются основой для развития лексико-грамматической стороны речи, развития коммуникативной функции речи, что в свою очередь является базой для формирования и развития умений и навыков связного рассказа.
Занятия по формированию и развитию произношения у детей с нарушениями зрения и речи проводятся по стандартной структуре, что и обычные логопедические занятия, но имеют ряд своих особенностей:
1. В подготовке рабочего места: дополнительное освещение, край стола выделяется яркой полоской, дети сидят непосредственно перед зеркалом.
2. Комплектование подгрупп зависит от речевого и зрительного диагнозов.
3. Зрительная нагрузка, в зависимости от диагноза, определяет время занятий и
подбор наглядного материала (цвет, размер, форма).
4. На этапе постановки звука: логопед находится на незначительном расстоянии (до 20 см) от ребенка (для восприятия ребенком артикуляции звука); обязательно учим ребенка оральному, тактильному, вибрационному, слуховому, зрительному контролю; используется показ ручной модели, опираясь на чувственные познания, артикуляционные профили, схемы артикуляции; в наиболее сложных случаях при постановке звуков используются логопедические зонды; в работу включаем максимум техник по коррекции дизартрии (различные виды массажей: гипо-гипертермический, биологически-активных зон, зондовый массаж и электронейростимуляция речевых зон лица, головы, рук).
5. На этапах автоматизации и дифференциации звуков используем только знакомые картинки, предпочтение отдается предметным. На начальном этапе (автоматизация первого, второго звуков) используются черно-белое изображение предметов с четким контуром на контрастном (оранжевом, красном) фоне, объемные предметы, предметы в натуральную величину.
Работа над звукопроизношением способствует развитию словаря, формированию вербально предметных отношений, развитию семантических связей, формированию лексико-грамматической стороны речи, что связано со вторым направлением работы - формированием связной речи. Известно, что 90% информации об окружающем мире человек получает через зрение. Следовательно, для того, чтобы ребенок с нарушением зрения более полно усвоил материал, при составлении любого вида рассказов, необходима глубокая параллельная работа по формированию представлений об окружающем и развитию зрительного восприятия.
Особенностью работы в данном направлении является то, что в структуру занятия целенаправленно включаются игры и упражнения по формированию и развитию зрительного восприятия и зрительного внимания. Это служит мощным коррекционным стимулом в формировании представлений об окружающем и развитию речи.
Третье направление работы – подготовка детей к обучению грамоте.
Методическая основа работы по данному направлению деятельности раскрывается в следующем:
- построение обучения грамоте с учетом частности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования букв и относящихся к ним звуков в перспективном плане согласно традиционной и логопедической методикам;
- одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;
усвоение детьми слогов типа СГ, ГС, СГС;
- овладение детьми слоговым чтением;
- применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов, помога-
ющих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;
- использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучении их глав -
ных свойств и признаков;
- применение оригинальных схем и моделей ряда изучаемых грамматико-орфо-
графических правил, помогающих детям запомнить их и пользоваться ими;
- формирование у детей ведущих видов деятельности следующего этапа обуче-
ния - говорения и слушания, чтения и печатного письма;
- развитие эмоциональной сферы детей на основе нравственно-воспитательного воздействия.
Особое внимание уделяем формированию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Задачи, решаемые на каждом занятии, рассчитаны на активную и постепенно усложняющуюся деятельность ребенка. Выполняемые задания и упражнения способствуют развитию у детей умения логически мыслить, у них развивается зрительное и слуховое внимание, память. Для детей, не знающих и знающих буквы, используюем разные модели обучения чтению.
В основе непростого процесса решения различных задач, связанных с усвоением детьми звукового и слогового состава слова, чтения лежит игра, которая превращает обучение в увлекательный досуг.
Особенности речевого развития у детей с нарушениями зрения сочетаются с выраженными проявлениями нарушений общей и мелкой моторики, которые отчетливо видны в замедлении скорости выполнения движений, в снижении моторной памяти, в трудности удержания поз, в нарушении координации движений и переключаемости с одного движения на другое. Поэтому в логопедическом сопровождении выделяем раздел – развитие мелкой моторики и формирование точных движений рук. Наиболее эффективными в данной работе являются систематические занятия в индивидуальной форме с использованием таких приемов и упражнений как: включение пальчиковой гимнастики в групповые занятия; самомассаж кистей рук; игры с пальчиками; упражнения по письму и рисованию в воздухе широким движением от плеча; игры с клубком, прищепкой, щеткой для волос; штриховка изображений предметов, составление из них композиций, изменение вида и направление штриховки, введение в штриховку элементов букв; конструирование и реконструирование букв из элементов и шаблонов; воспроизведение элементов букв и букв по вспомогательным точкам, обведение фломастером, карандашом, ручкой.
Логопедическое сопровождение организуем так, что весь комплекс воздействия имеет коммуникативную направленность. Во всех видах деятельности побуждаем детей к выполнению различных видов речемыслительной деятельности: последовательно изложить суть задания, ответить на вопрос в соответствии с заданием, используя усвоенную терминологию, составить развернутое задание.
Подводя итог, можно отметить, что реабилитационный потенциал содержится практически в любом виде деятельности: учебной, игровой, коммуникативной, трудовой и других. Но для того, чтобы потенции приобрели действенный характер, необходимо определить природу этих условий и педагогически верно спроектировать их. Верно - это значит при коррекционной работе с ребенком, имеющим особенности развития, исходить из идеала, то есть из того, что можно сделать для данного конкретного ребенка по максимуму.