Особенности ОНР у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:40, курсовая работа

Описание

Анализ современных подходов к проблемам образования нормально развивающихся детей и детей с различными патологиями развития позволяет рассматривать специальное образование как неотъемлемую часть единого образовательного процесса. В задачи педагогического процесса в специальных учреждениях входит не только коррекция речевых недостатков.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..3

2. Основная часть………………………………………………………..……..4

2.1 Особенности ОНР у детей………………………….……………..4

2.2 Речевой онтогенез и дизонтогенез ………….…………………....5

2.3 Профилактика ОНР…………….………… ………………………6

2.4 Коррекция ОНР……………………………….…….…………… 10

3. Заключение………………………………………………………………….14

4. Список литературы.. . . .…………………………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

речь в онтогенезе. коррекция онр.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

       Коррекция ОНР.

       В настоящее время специализированная помощь детям с нарушениями речевого развития регламентирована Приказом № 383 от 28 декабря 1998 г. «О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций».

       На  всех этапах наблюдения за развитием  ребенка, необходима постоянная обратная связь между всеми специалистами: неонатологами, неврологами, психиатрами, окулистами, сурдологами, логопедами, психологами и педагогами.

       Логопедические  психолого-педагогические и медицинские коррекционные мероприятия должны проводиться длительно и систематически. При этом условии коррекционная работа дает большинству детей с алалиями средства, достаточные для речевого общения даже в условиях тяжелых перинатальных поражений ЦНС.

       В основе мероприятий, стимулирующих  развитие речи (речевая абилитация) и собственно коррекции речевых  расстройств (речевая реабилитация) лежит комплексный подход, основанный на раннем выявлении неврологических  нарушений (общемозговые, очаговые, рефлекторно-двигательные, психо-эмоциональные, предречевые и речевые) в соответствии с корригированным возрастом ребенка.

       Начало   диагностики возможных нарушений  предречевого этапа развития необходимо начинать на этапе родильного дома и отделений патологии новорожденных, т.е. в неонатальном периоде. Профилактика и лечение гипоксически-ишемических, геморрагических, инфекционных и токсико-метаболических перинатальных поражений головного мозга.

       Адекватная  медикаментозная терапия таких  синдромов раннего периода последствий перинатальных неврологических нарушений как угнетение нервно-рефлекторной деятельности, судорогами, бульбарными и дыхательными нарушениями является первым этапом речевой абилитации.

       Комплекс  мер на первом этапе направлен  на стимуляцию рефлексов орального автоматизма (поискового, хоботкового, сосательного). Их активация и соответственно нормализация кормления новорожденного способствует развитию положительного психо-эмоционального комплекса (зрительного и слухового сосредоточения) и начальных элементов вокализации.

       На  втором этапе доречевого развития (1-3 мес.) после нормализации активности рефлексов орального автоматизма  начинают стимулировать афферентные  и коммуникативные функции, вырабатывают и закрепляют потребность ребенка  в общении со взрослыми.

       Кроме того, стимулируют такие важные компоненты зрительно-моторной координации как  способность фиксировать взор и  прослеживать за движущимся объектом. Постепенно усложняя задачи связанные  со зрительно-моторной координацией, переходят  к активной стимуляции начальных этапов становления тонкой моторики. Одним из первых внешних проявлений сознательной двигательной активности является стремление дотрагиваться до новых объектов (игрушек), а затем их ощупывание.

       При отсутствии на данном этапе гуления, дисфункции работы мышц артикуляционной группы наряду с применением медикаментозной терапии показано проведение логопедической коррекции (массаж лица, дыхательная и артикуляционнная гимнастика).

       На 3 этапе предречевого развития (3-6 мес.) необходимо продолжать  стимуляцию афферентных функций (зрительно-слуховые реакции), в связи с расширением объема сознательных, выполняемых руками движений появляется возможность дальнейшего усложнения зрительно-моторной координации (ребенок манипулирует игрушками, тянет их в рот, переворачивается и ползет к заинтересовавшему его предмету, бросает игрушки и прослеживает за их перемещением). Показателями усложняющейся и развивающейся пространтранственной ориентации является способность определять местонахождение источника звука от падающего предмета, предвидеть и локализовать то место, куда упала игрушка.

       В тех случаях, когда имеет место  задержка предречевых навыков, целесообразно  проводить их целенаправленную стимуляцию. Например: создание ситуаций, вызывающих у ребенка смех, гуление как реакции подражания.

       При наличии нарушений иннервации артикуляционных  мышц показано проведение активного  логопедического массажа на фоне соответствующей медикаментозной  поддержки и физиотерапии. 

       Корригирующие мероприятия на данном этапе направлены на развитие лепета.

       На 4 этапе (6-9 мес.) и 5 этапе (9-12 мес.) возможности  логопедической коррекции расширяются. Наряду с активным массажем и гимнастикой  начинают стимулировать движения языка, жевательные движения, движения губ. Стимулируют возможности распознавания интонационной окраски обращенной речи. Активизируют систему распознавания сопряжения различных движений и действий с соответствующими словами, обозначающими выполняемые действия. Закрепляют и усиливают связь между словами обозначающими предметы и конкретными объектами. Проводят стимуляцию лепета и начального слогообразования с помощью соответствующих подражательных или имитационных игр (ладушки, до свидания, гуси полетели на головку сели и др.)

       Эффективность логопедической коррекции предречевых нарушений невозможно проводить без  активной стимуляции психического развития (формирования зрительного, слухового, кинестетического восприятия, зрительно-координаторного и зрительно слухового поведения, развития положительного психо-эмоционального общения).

       Еще на этапе неонатального периода  стимулируют накопление у ребенка  чувственного опыта (зрительного, слухового, тактильного, моторного), являющегося  залогом благоприятного психомоторного и речевого развития в дальнейшем. После 6 месяцев у ребенка стимулируют перцептивные манипуляции (целенаправленные действия различными предметами, стимуляция повторных действий, предметно-действенное общение со взрослыми).  Со второго полугодия жизни стимуляция психического, предречевого развития сопряжена с  начальными формами воспитания и правильным формированием предметно-действенных функций. При тяжелых перинатальных поражениях нервной системы, особенно формирующихся церебральных параличах абилитационные мероприятия следует проводить с осторожностью из-за угрозы усиления спастичности и гиперкинезов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

       Ранняя  диагностика нарушений речи позволяет  своевременно выявить патологию, провести лечебно-профилактические мероприятия для эффективной коррекции дефекта. В структуре медико-педагогической, логопедической и психологической помощи детям с различными формами речевых расстройств вследствие перинатальных поражений нервной системы, особое место занимает организация выявления групп риска по формированию речевых расстройств, ранней диагностики нарушений психомоторного и речевого развития в первые месяцы после рождения, а также начала этапного «онтогенетического лечения» еще на доречевом этапе. К сожалению в РФ отсутствует единая преемственная система оказания помощи детям раннего возраста с речевыми расстройствами.

       Необходима  четко спланированная систематическая  совместная коррекционная работа логопеда, невропатолога предполагающая проведение специальных коррекционно—развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006.
  2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М., Просвещение, 1995.
  3. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002.
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985.
  5. Логопедия. Под ред.Волковой Л.С., Шаховской С.Н. 3-е издание. – Москва, «Владос», 1999.
  6. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
  7. Ранняя диагностика речевых нарушений и их коррекция. Методические рекомендации. Коллектив авторов. – М., 2005.
  8. Специальная педагогика: учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений/ под ред. Н.М.Назаровой. – М.: «Академия»,2006.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду. // Журнал «Дефектология». - 1985г. - №6.
  10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991

Информация о работе Особенности ОНР у детей