Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:40, курсовая работа
Анализ современных подходов к проблемам образования нормально развивающихся детей и детей с различными патологиями развития позволяет рассматривать специальное образование как неотъемлемую часть единого образовательного процесса. В задачи педагогического процесса в специальных учреждениях входит не только коррекция речевых недостатков.
1. Введение……………………………………………………………………..3
2. Основная часть………………………………………………………..……..4
2.1 Особенности ОНР у детей………………………….……………..4
2.2 Речевой онтогенез и дизонтогенез ………….…………………....5
2.3 Профилактика ОНР…………….………… ………………………6
2.4 Коррекция ОНР……………………………….…….…………… 10
3. Заключение………………………………………………………………….14
4. Список литературы.. . . .…………………………………………………….15
Коррекция ОНР.
В
настоящее время
На
всех этапах наблюдения за развитием
ребенка, необходима постоянная обратная
связь между всеми
Логопедические психолого-педагогические и медицинские коррекционные мероприятия должны проводиться длительно и систематически. При этом условии коррекционная работа дает большинству детей с алалиями средства, достаточные для речевого общения даже в условиях тяжелых перинатальных поражений ЦНС.
В основе мероприятий, стимулирующих развитие речи (речевая абилитация) и собственно коррекции речевых расстройств (речевая реабилитация) лежит комплексный подход, основанный на раннем выявлении неврологических нарушений (общемозговые, очаговые, рефлекторно-двигательные, психо-эмоциональные, предречевые и речевые) в соответствии с корригированным возрастом ребенка.
Начало
диагностики возможных
Адекватная медикаментозная терапия таких синдромов раннего периода последствий перинатальных неврологических нарушений как угнетение нервно-рефлекторной деятельности, судорогами, бульбарными и дыхательными нарушениями является первым этапом речевой абилитации.
Комплекс мер на первом этапе направлен на стимуляцию рефлексов орального автоматизма (поискового, хоботкового, сосательного). Их активация и соответственно нормализация кормления новорожденного способствует развитию положительного психо-эмоционального комплекса (зрительного и слухового сосредоточения) и начальных элементов вокализации.
На
втором этапе доречевого развития (1-3
мес.) после нормализации активности
рефлексов орального
Кроме того, стимулируют такие важные компоненты зрительно-моторной координации как способность фиксировать взор и прослеживать за движущимся объектом. Постепенно усложняя задачи связанные со зрительно-моторной координацией, переходят к активной стимуляции начальных этапов становления тонкой моторики. Одним из первых внешних проявлений сознательной двигательной активности является стремление дотрагиваться до новых объектов (игрушек), а затем их ощупывание.
При отсутствии на данном этапе гуления, дисфункции работы мышц артикуляционной группы наряду с применением медикаментозной терапии показано проведение логопедической коррекции (массаж лица, дыхательная и артикуляционнная гимнастика).
На 3 этапе предречевого развития (3-6 мес.) необходимо продолжать стимуляцию афферентных функций (зрительно-слуховые реакции), в связи с расширением объема сознательных, выполняемых руками движений появляется возможность дальнейшего усложнения зрительно-моторной координации (ребенок манипулирует игрушками, тянет их в рот, переворачивается и ползет к заинтересовавшему его предмету, бросает игрушки и прослеживает за их перемещением). Показателями усложняющейся и развивающейся пространтранственной ориентации является способность определять местонахождение источника звука от падающего предмета, предвидеть и локализовать то место, куда упала игрушка.
В тех случаях, когда имеет место задержка предречевых навыков, целесообразно проводить их целенаправленную стимуляцию. Например: создание ситуаций, вызывающих у ребенка смех, гуление как реакции подражания.
При
наличии нарушений иннервации артикуляционных
мышц показано проведение активного
логопедического массажа на фоне
соответствующей
Корригирующие мероприятия на данном этапе направлены на развитие лепета.
На 4 этапе (6-9 мес.) и 5 этапе (9-12 мес.) возможности логопедической коррекции расширяются. Наряду с активным массажем и гимнастикой начинают стимулировать движения языка, жевательные движения, движения губ. Стимулируют возможности распознавания интонационной окраски обращенной речи. Активизируют систему распознавания сопряжения различных движений и действий с соответствующими словами, обозначающими выполняемые действия. Закрепляют и усиливают связь между словами обозначающими предметы и конкретными объектами. Проводят стимуляцию лепета и начального слогообразования с помощью соответствующих подражательных или имитационных игр (ладушки, до свидания, гуси полетели на головку сели и др.)
Эффективность логопедической коррекции предречевых нарушений невозможно проводить без активной стимуляции психического развития (формирования зрительного, слухового, кинестетического восприятия, зрительно-координаторного и зрительно слухового поведения, развития положительного психо-эмоционального общения).
Еще
на этапе неонатального периода
стимулируют накопление у ребенка
чувственного опыта (зрительного, слухового,
тактильного, моторного), являющегося
залогом благоприятного психомоторного
и речевого развития в дальнейшем.
После 6 месяцев у ребенка стимулируют
перцептивные манипуляции (целенаправленные
действия различными предметами, стимуляция
повторных действий, предметно-действенное
общение со взрослыми). Со второго полугодия
жизни стимуляция психического, предречевого
развития сопряжена с начальными формами
воспитания и правильным формированием
предметно-действенных функций. При тяжелых
перинатальных поражениях нервной системы,
особенно формирующихся церебральных
параличах абилитационные мероприятия
следует проводить с осторожностью из-за
угрозы усиления спастичности и гиперкинезов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Ранняя диагностика нарушений речи позволяет своевременно выявить патологию, провести лечебно-профилактические мероприятия для эффективной коррекции дефекта. В структуре медико-педагогической, логопедической и психологической помощи детям с различными формами речевых расстройств вследствие перинатальных поражений нервной системы, особое место занимает организация выявления групп риска по формированию речевых расстройств, ранней диагностики нарушений психомоторного и речевого развития в первые месяцы после рождения, а также начала этапного «онтогенетического лечения» еще на доречевом этапе. К сожалению в РФ отсутствует единая преемственная система оказания помощи детям раннего возраста с речевыми расстройствами.
Необходима
четко спланированная систематическая
совместная коррекционная работа логопеда,
невропатолога предполагающая проведение
специальных коррекционно—развивающих
занятий по осознанному формированию
у детей связной речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.