Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:48, творческая работа
В последнее время в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей.Причем лишь небольшое число детей остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого социального сиротства, т.е. являются сиротами при живых родителей.Основными причинами увеличения числа детей – сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.
Особенности организации социально-психологического сопровождения опекунов (попечителей)
(1 слайд)В последнее время в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей.Причем лишь небольшое число детей остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого социального сиротства, т.е. являются сиротами при живых родителей.Основными причинами увеличения числа детей – сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.
Сиротство порождает ряд насущных проблем в системе образования. Это устройство сирот в детские дома, в приемные семьи, семьи опекунов. В настоящее время наша система образования ориентирована как на оказание помощи детям и подросткам, лишенным родительского попечительства, так и на профилактику социального сиротства.
Конвенция ООН о правах ребенка устанавливает, что для полного и гармоничного развития личности ребенка ему необходимо расти в семейном окружении. Семейный кодекс Российской Федерации также провозглашает право ребенка жить и воспитываться в семье.
Семья – наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности, так как обладает серьезными преимуществами в социализации индивида благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать формирование интересов и склонностей.
Детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо создать оптимальные условия для развития, обучения и воспитания.
В нашей стране приоритет в устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, отдается кровным родственникам. Если же их нет или они не могут взять на себя обязанности по уходу за таким ребенком, он может быть передан на воспитание замещающей семье.
(2 слайд)Согласно законодательству Российской Федерации на сегодняшний день существуют следующие формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека (попечительство) и ее разновидности – приемная и патронатная семьи. Все эти семьи являются замещающими.
Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства ребенка в замещающую семью. Данная форма не только позволяет ему чувствовать себя полноценным членом семьи, но и юридически закрепить близкие отношения: усыновленный ребенок, его потомство, усыновители и их родственники приравниваются в своих правах и обязанностях к родственникам по происхождению. К тому же, усыновление носит бессрочный характер.
Основанием возникновения отношений между усыновителями и усыновляемым ребенком является решение суда. Отмена усыновления возможна также только в судебном порядке.
Контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка по месту жительства осуществляется только в течение первых 3-х лет.
На сегодняшний день в Уфе вусыновленными являются 1127 детей.
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органами опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. По договору ребенок может воспитываться в приемной семье до 18 лет, а если несовершеннолетний обучается на очной форме обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении, то договор может быть продлен до 23 лет.
Приемные родители не имеют право препятствовать общению ребенка с родителями и родственниками из кровной семьи, должны способствовать восстановлению родительского потенциала кровной семьи.
Приемные родители являются законными представителями ребенка: защищают его права и интересы и обязаны его воспитывать, заботиться о его здоровье, развитии, создавать условия для получения им образования, готовить к самостоятельной жизни.
Приемные семья находятся под постоянным контролем органов опеки и попечительства и службы сопровождения.
В приемной семье находится 200 детей.
Патронатное воспитание (патронатная семья) – это опека или попечительство над ребенком или детьми, осуществляемые по договору о патронатном воспитании, заключаемому между учреждением, органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем.
В Республике Башкортостан патронатное воспитание организовывают детские дома.
В договоре о передаче на патронатное воспитание устанавливается срок, прописываются права и обязанности участников договора, а также основания и последствия прекращения договора.
Ребенок, переданный на патронатное воспитание, имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка, его нормальному развитию и воспитанию. В случае, когда есть возможность возвращения ребенка в кровную семью, он отдается в семью патронатного воспитателя на краткосрочное размещение. Если после установленного срока кровная семья оказывается в состоянии его воспитывать, он возвращается к своим родителям.
Патронатный воспитатель – фактически сотрудник детского дома. Ему засчитывается трудовой стаж, предоставляется отпуск согласно трудовому законодательству. Органом опеки и попечительства и учреждением осуществляется постоянный контроль за воспитанием ребенка и расходованием средств.
На патронатном воспитании находится 132 ребенка.
Опека - самый распространенный вид семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших 14 лет), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
По достижении ребенком 14-летнего возраста опека автоматически трансформируется в попечительство.
Опекуны, попечители, как правило, назначаются из числа родственников. Бабушки, дедушки, совершеннолетние родные братья и сестра имеют приоритетное право стать опекунами ребенка. Взаимоотношения ребенка и опекуна возникают с момента установления опеки и прекращаются по достижению совершеннолетия ребенка. Опекун является законным представителем ребенка и обязан защищать права и интересы ребенка.
Установление опеки (попечительства) не влечет алиментных и наследственных правоотношений.
Опекуны (попечители) являются законными представителями своих подопечных, выполняют обязанности по их содержанию, воспитанию и образованию.
Дети, находящиеся под опекой, имеют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты, сохранение права собственности на жилое помещение.
Важнейшим показателем адаптации детей является принятие ими своего прошлого. И несомненно, что в опекунской семье дети знают все о своих родителях, родственниках. Ребенок может общаться с кровными родителями и родственниками, если это не вредит личностному развитию ребенка.
На сегодняшний в Уфе под опеку отданы 1803 ребенка.
(слайд 3) Все вопросы, связанные с усыновлением (удочерением), созданием приемной семьи курирует Управление по опеке и попечительству Администрации ГО г. Уфа, РБ. Органы опеки и попечительства районов занимаются оформлением документов и передачей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по опеку и, как правило, сами курируют эти семьи.
Если посмотреть на схему, то мы видим, что вопросами сопровождения приемных семей и семей усыновителей, как уже было сказано, занимается МБОУ ЦПМСС «Семья». Патронатные семьи курируют службы сопровождения того учреждения, с каким был заключен договор о создании патронатной семьи (это детские дома). Здесь видно, что опекунская семья остается не охваченной в плане сопровождения.
В настоящее время в г. Уфа ведется работа по организации системы работы с опекунской семьей.
(4 слайд)09 декабря 2010 года Межведомственный Совет Администрации ГО г. Уфа РБ по работе с семьями, находящимися втрудной жизненной ситуации и социально опасном положении и Межведомственный Совет по вопросам защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей принял решение и поручил рабочим группам Администраций районов г. Уфы следующее:
- взять на особый контроль все опекунские семьи, где наблюдаются проблемы межличностных взаимоотношений опекунов и подопечных, материальные сложности, замечания от образовательных учреждений по успеваемости и девиантному поведению подопечных детей;
- взять на контроль организацию обучения кандидатов в опекуны, с проведением диагностики и выдачей психологического заключения, и последующее их сопровождение специалистами районных центров психолого-медико-социальной помощи и уполномоченными службами района под контролем органов опеки.
Согласно прилагаемому списку все Центры психолого-медико-социальной помощи г. Уфы закреплены за определенными районами г. Уфы. МБОУ ЦПМСС «Семья» является уполномоченным учреждением на оказание содействия органам опеки и попечительства администраций Кировского и Ленинского районов г. Уфы.
(5 слайд) Вот уже больше года, как в Центре открыт отдел по работе с кровными семьями. С этого времени со специалистами отдела опеки и попечительства Кировского района очень слажено ведется совместная работа по сопровождению кровных семей. В тесном контакте специалисты центра взаимодействуют с учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, органами опеки и попечительства районов, органами правопорядка.Хотелось бы организовать подобную работу с Кировским районом по сопровождению опекунских семей.
В МБОУ ЦПМСС «Семья» нет пока отдельной службы, которая бы занималась сопровождением опекунских семей.Обсуждается вопрос о создании такой службы в городе. В настоящее время в работе с данной категорией задействованы 3 отдела (отдел психологической помощи, отдел юридической помощи и отдел по работе с кровными семьями).
Специалистами Центра систематически проводятся семинары по подготовке граждан, желающих оформить опеку или попечительство.В этом году уже было обучено 26 человек. Параллельно, все кандидаты в обязательном порядке проходят диагностику, по результатам которой пишется заключение на каждого кандидатао возможности или не возможности быть опекуном.
(6 слайд)Сопровождение опекунской семьи – особый вид деятельности, направленной на создание социально-психологических условий, способствующих успешному развитию и эффективному функционированию опекунской семьи.
Обращает на себя внимание значительное число опекунов, которым необходима поддержка, совет, консультация, реальная помощь со стороны педагогов, воспитателей, специалистов органов опеки. На сегодняшний день в Кировском районе г. Уфы под опекой находится около 200 детей. Понятно, что силами только специалистов органов опеки и попечительства невозможно осуществить пристальный контроль за каждой семьей.Конечно, по их запросу в Центр направляются семьи, в которых не все благополучно, но признаки этого неблагополучия, как правило, выявляются специалистами опеки.Хотелось бы рассчитывать на помощь специалистов школ, в которых обучаются дети, находящиеся под опекой.
Опекуны должны чувствовать, что их действия постоянно контролируются, что они всегда могут получить помощь и поддержку. Эти семьи и дети нуждаются в помощи психолога и социального педагога: и в период вхождения в новую семью, и при работе с тревожностью, страхом, одиночеством, тоской ребенка.
(Слайд 7) Повторюсь, что в настоящее время ведется работа по организации системы работы с опекунской семьей, четкого взаимодействия между органами опеки и попечительства, специалистами школ и ЦПМСС «Семья». Хочется отметить, что в других районах г. Уфы это взаимодействие работает и четко отлажено.