Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 01:37, доклад
Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. В традиционной субъектно-объектной педагогике ребенку отводится роль объекта, которому старшее поколение передает опыт. Подготовить ребенка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для ее достижения.
Если рассматривать технологию на уровне деятельности отдельного учителя, то она будет выступать как способ этой деятельности, способ, дающий высокий результат. Наиболее распространенным является именно такое толкование педагогической технологии.
Так как в
педагогическом процессе всегда участвуют
две стороны – учитель и
учащийся, то в технологии обучения
как процедуре деятельности можно
выделить два «слоя»: первый (внутренний)
составляет деятельность учащегося, второй
(внешний) – деятельность учителя. «Внутренний
слой» технологии обучения представляется
нам как взаимодействие содержания
обучения («инструмента») и учащегося
(«материала»), в процессе которого
происходит его преобразование –
собственно технологический процесс.
«Внешний слой» технологии обучения
можно рассматривать как
В профессиональной деятельности каждого учителя проявляются его личностные особенности: направленность, мотивация, педагогические способности, характер, темперамент, психические состояния, черты личности, самосознание, индивидуальный стиль, креативность и другие. Поэтому способы реализации технологического процесса учителями могут быть различны в силу их индивидуальных особенностей.
В связи с этим, Г. Е. Муравьева вводит понятие «технологический способ обучения»,которое означает внутренний, собственно преобразовательный процесс, происходящий в ученике при взаимодействии с содержанием обучения и основанный на определенной дидактической теории. Тогда понятием «технология обучения» можно обозначить конкретизацию технологического способа обучения, его адаптацию к конкретным учащимся и условиям обучения. Отсюда следует, что технология обучения есть результат проектирования учителем процесса обучения. При организации и осуществлении педагогического процесса учитель реализует спроектированную технологию обучения на практике, при этом проявляются его личностные особенности.
Таким образом,
технологический способ обучения объективен,
не зависит от личностных особенностей
ни учителя, ни учащихся. Технология обучения
как конкретизация
С развитием педагогических технологий возникает проблема определения того, в чем ее отличие от традиционной методики. Существует несколько мнений по этому поводу:
Существующее в педагогической теории и практике положение дел наиболее верно и полно отражает первый из рассмотренных вариантов (Е.О. Иванова).
Состав технологии – не совокупность методов, а прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату, что возможно при опоре на объективные устойчивые связи (законы) сторон педагогического процесса.
Технология основана на закономерностях учебного процесса, как результате научного познания процесса образования человека. Методика опирается на эмпирический опыт, мастерство педагога, она ближе к его артистизму, искусству.
Технология –
это каркас, методика – оболочка,
форма деятельности педагога. Функция
технологии в построении образовательного
процесса, обеспечивающего заданный
результат. Это возможно при использовании
сущностных оснований, выявлении того,
что работает, а это позволяет
реализовать еще одну важную функцию
технологии – перенос опыта, использование
его другими, поэтому она изначально
должна лишаться личностного оттенка.
Педагогическое образование на уровне
сущностной репродукции необходимо
строить на технологиях, а не на методиках,
которые либо неповторимы, либо предполагают
их формальное повторение.
Список литературы:
Методика в образовании — описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах[1]; «собирание правил воспитательной деятельности»[2].
Методика обучения предмету включает в себя[3]:
Технология (от греч. τέχνη — искусство, мастерство,
умение; др.-греч. λόγος — мысль, причина; методика, способ производства) —
комплекс организационных мер, операций
и приемов, направленных на изготовление,
обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию
изделия с номинальным качеством и оптимальными
затратами, и обусловленных текущим уровнем
развития науки, техники и общества в целом.