Особенности профессиональной деформации учителя и пути преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:23, реферат

Описание

Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в ее структуре, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой - изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т. е. нарушающие целостность личности, снимающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деструкции или деформации.

Работа состоит из  1 файл

деформация учителя.docx

— 29.46 Кб (Скачать документ)

3) истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Симптомы: «эмоциональный дефицит» - не в состоянии сочувствовать, переживать, положительные эмоции не проявляются, «эмоциональной отстраненности» - полное исключение эмоций на работе, поведение робота, «личностной отстраненности» или деперсонализации» – другой человек воспринимается как неодушевлённый объект, используется для манипуляций или раздражает, «психосоматических и психовегетативных нарушений».

Профессиональные  деформации неизбежны, но при использовании разнообразных личностно ориентированных технологий коррекции и средств профилактики возможно их преодоление.Потребность преодоления профессиональной деформации учителя диктуется тем, что от устойчивости учителя к профессиональной деформации в прямой зависимости находится становление его профессиональной компетентности. Компетентность педагога и профессиональная деформация взаимообусловлены: с одной стороны, развитие профессиональной деформации снижает уровень профессиональной компетентности, с другой – высокий уровень компетентности способствует коррекции профессиональных деформаций.

Способы преодоления профессиональных деформаций педагога: 

1. Повышение компетентности (социальной, психологической, общепедагогической, предметной).

2. Диагностика профессиональных  деформаций и разработка стратегии  преодоления.

3. Прохождение тренингов  личностного и профессионального  роста (любые ролевые игры, в  том числе салонные как «Мафия»). Цель - смена социальных ролей, сброс агрессии).

4. Рефлексия профессиональной  биографии и разработка альтернативных  сценариев дальнейшего личностного  и профессионального роста.

6. Овладение   приемами,   способами   саморегуляции   эмоционально-волевой сферы и самоанализа.

7. Использование  инновационных форм и технологий  обучения.

8. Проведение среди  педагогов конкурсов, олимпиад, смотров  профессиональных достижений.

9. Усвоение нового, "дополнительного" учебного  предмета и преподавание его  как факультативного.

10. Индивидуальная  работа с психологом в форме  консультирования,  психотерапии, психокоррекции. Цель: снижение уровня агрессивности, повышение эмоциональной стабильности, диалогизация общения, адекватная самооценка, преодоление других проявлений профессиональных деформаций.

Комплексная профилактика и коррекция процесса профессиональной деформации личности педагога должна включать 4 уровня:

1.         Телесный. Занятия спортом, снятие мышечного напряжения (мышечный панцирь), усталости, головной боли, бессонницы и т.д.

2.         Эмоциональный. Снятие эмоционального напряжения, снижение уровня беспокойства, тревожности, подавленности, апатии.

3.         Смысловой (рациональный). Переосмысление своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения к своей работе, формирование/реконструкция позитивного образа учителя, улучшение самопонимания и самопринятия.

4.         Поведенческий. Устранение стереотипов профессиональных действий, освоение новых более адаптивных и результативных форм поведения на работе.

 

Упражнение «Моя профессиональная роль»

Каждому выдаётся карточка, на которой зафиксирована определённая профессиональная коммуникативная  позиция: «Помощник», «Мама», «Воспитатель», «Авторитет», «Идеал», «Предметник», «Сухарь, «Друг», «Судья», «Интеллектуал», «Добряк», «Наблюдатель», «Урокодатель», «Посредник между учеником и родителем» и.т.д.

Каждый объявляет  свою позицию: «самый лучший учитель…(называет свою позицию), потому что…. Следующий  по кругу : «А я не согласен, потому что…. Самый лучший учитель…» И так пока круг не замкнётся.

Обсуждение: какие ассоциации вызвала роль (с собой, с кем то из коллег, учителей из детства), какие рабочие ситуации вспомнились?

В конце снять  со всех роли: «Я не только Помощник»  и т.д.

 

Литература:

1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Уч. для вузов. – М.: Академич. проект, 2005. – 240 с.

2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

3. Психология становления  педагога профессиональной школы / Под ред. Э.Ф. Зеера. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. - 148 с.

4. Умняшкина С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий) [Электронный ресурс]: Дис. канд. психол. наук: 19.00.04 — М.: РГБ, 2002.

5. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального» сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя. // Вопросы психологии. – 1994. - №6. – с57 – 63.

6. Гафнер В.В. Профессиональная деформация и профессиональная компетентность педагога// ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2004. – № 10. –  С. 22–24.


Информация о работе Особенности профессиональной деформации учителя и пути преодоления