Особенности психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание

В настоящее время психология является очень важной наукой для человека и общества. Она изучает индивидуальные и групповые психологические явления, их сущность и роль в жизни и деятельности людей. Психология, взаимодействуя с другими науками, раскрывает роль психологического фактора в развитии общества. Она играет большую роль в обучении, воспитании, взаимоотношении, общении и показывает правильные пути и подходы в формировании и развитии личности, коллективе. А для грамотного подхода к этим процессам нужны психологи-специалисты.

Содержание

Введение 3
1. Понятие профессиональной этики 4
1.1. Происхождение профессиональной этики 4
1.2. Понятие профессиональной этики 5
1.3. Виды профессиональной этики 8
2. Практическая этика как неотъемлемая часть любой профессиональной деятельности 9
2.1. Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога 9
2.2. Этический кодекс практического психолога 13
Заключение 16
Литература 17

Работа состоит из  1 файл

Психолог.docx

— 43.11 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение 3

1. Понятие  профессиональной этики 4

1.1. Происхождение профессиональной  этики 4

1.2. Понятие профессиональной этики 5

1.3. Виды профессиональной этики 8

2. Практическая  этика как неотъемлемая часть  любой профессиональной деятельности 9

2.1. Практическая этика в профессиональной  деятельности практического психолога 9

2.2. Этический кодекс практического  психолога 13

Заключение 16

Литература 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время психология является очень важной наукой для  человека и общества. Она изучает  индивидуальные и групповые психологические  явления, их сущность и роль в жизни  и деятельности людей. Психология, взаимодействуя с другими науками, раскрывает роль психологического фактора в развитии общества. Она играет большую роль в обучении, воспитании, взаимоотношении, общении и показывает правильные пути и подходы в формировании и развитии личности, коллективе. А  для грамотного подхода к этим процессам нужны психологи-специалисты. Перед психологией стоят большие  задачи теоретические и практические, перед ней открывается огромное поле деятельности и неограниченные возможности развития.

Появление профессии психолога  в начале века было связано с социальными  задачами максимального использования  индивидуальных ресурсов человека в  трудовой и учебной деятельности: человек должен был хорошо работать и хорошо учиться. Это нашло свое отражение в истории психологии труда и в истории психологии обучения. В конечном итоге это  позволило появиться целой отрасли  психологического знания – психологии индивидуальных различий.

В своей деятельности психологи - специалисты обязаны руководствоваться  этическими стандартами, которые предназначены  для использования в качестве руководства в профессиональной деятельности в психологии во всех ее формах. Официальное общество психологов отвечает за них и в соответствии с ними будет оценивать работу всех своих членов.

 

 

 

 

 

1. Понятие профессиональной  этики

1.1. Происхождение профессиональной этики

Выяснить происхождение  профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного  труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад  обращали внимание Аристотель, затем  Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи  разделения общественного труда  с моральными принципами общества.

Возникновение первых профессионально-этических  кодексов относится к периоду  ремесленного разделения труда в  условиях становления средневековых  цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые  констатируют наличие в цеховых  уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру  труда, соучастникам по труду.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость  в регулировании взаимоотношений  людей той или иной профессии  приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув  как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась  на основе обобщенной практике поведения  представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались  как в писаных, так и в неписаных  кодексах поведения, так и в форме  теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении  и усвоении норм профессиональной этики  играет общественное мнение. Нормы  профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано  с борьбой мнений. Взаимосвязь  профессиональной этики и общественного  сознания существует и в форме  традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что  свидетельствует о наличии преемственности  основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

1.2. Понятие профессиональной этики

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в  трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально  функционировать и развиваться  только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и  способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика  изучает:

- отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

- нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

- взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

- особенности профессионального воспитания.[4]

Профессионализм и отношение  к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют  первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных  этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и  физического труда, наличием привилегированных  и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует  написанная в первой трети II века до н.э. христианская библейская книга  «Мудрость Иисуса, сына Сирахова», в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: «корм, палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать свободы». В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. А в феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда. При капитализме отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порождало два типа нравственности: хищнически-грабительскую капиталистическую и коллективистски-освободительскую рабочего класса, распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет Ф. Энгельс «... каждый класс и даже профессия имеют свою мораль». [1]

Те ситуации, в которых  оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают  сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам  профессиональной этики.

Во-первых, это отношение  к общественному труду, к участникам трудового процесса,

Во-вторых, это те моральные  отношения, которые возникают в  области непосредственного соприкосновения  интересов профессиональных групп  друг с другом и обществом.

Профессиональная этика  не является следствием неравенства  в степени моральности различных  профессиональных групп. Просто к некоторым  видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные  требования. В основном это такие  профессиональные сферы, в которых  сам процесс труда требует  согласованности действий всех его  участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с  правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.

Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая  отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о моральной  идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство  рабочей силы в экономически развитом обществе.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его  деловой характеристики, отношения  к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный  профессионализм опирается на такие  моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим  коллегам, ответственность за результаты своего труда.

1.3. Виды профессиональной этики

Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют  определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности  профессиональной деятельности, которые  направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его  жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики  показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и, конечно же, патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине. Остановимся на профессиональной этике практического психолога. [2]

2. Практическая этика как  неотъемлемая часть любой профессиональной  деятельности

2.1. Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога

Практическая психология как профессиональная деятельность начинает зарождаться в массовом масштабе и поэтому требует внимательного  к себе отношения с той точки  зрения, что именно она социально  обостряет до предела проблему обоснованности воздействия одного человека на другого. В конечном счете, проблему жизни проживаемой (прожитой) как своей или чужой, жизни проживаемой (прожитой) чужим умом (чужими средствами, чужими желаниями, чужими способностями). Что для человека, для людей важнее? Хотелось бы думать, что современное общество, да и каждый человек хотя бы мгновение в жизни переживали два полярных, а поэтому очень ярких чувства:

- чувство полной собственной  беспомощности перед жизненными  проблемами, желание отдать кому – то все свои оставшиеся силы, только чтобы больше не мучиться неопределенностью, бессмысленностью;

- чувство ликующей радости  от осуществленного – вдохновляющее  чувство хозяина жизни.

Какое из этих чувств продуктивнее? Наверное, недаром уныние считается смертным грехом уже многие столетия. Оно лишает психическую реальность одного из главных качеств – качества глубины, разнообразия, динамики. Уныние, штиль, тишина, смерть, психологическая и физическая. Однако возможно ли через воздействие другого, других людей вернуть глубину и разнообразие жизни человеку, уже погруженному (или погружающемуся) в небытие уныния, апатии, конформизма и прочих форм отказа от собственного Я? Это вопрос о том, идти ли психологу к тем (к тому), кто не зовет на помощь, вяло увлекаемый потоком собственной индивидуальной судьбы к ее естественному концу. Думаю, что ответ на него весьма непрост. [6]

Психолог несет человеку знание о нем, именно об этом человеке, используя обобщенное представление о людях вообще.

Психолог сам обладает собственной психической реальностью, которая проявляется в присутствии другого человека. Этика предполагает установление и сохранение дистанции с «Я» Другого для сохранения этого Я. Этические нормы правильности – неправильности, плохости – хорошести и т. п. всегда предельно обобщены и могут быть при необходимости конкретизированы во множестве вариантов.

Психолог, оказывая воздействие  на другого человека, сам является носителем индивидуального сознания (живого или фантомного) и при этом имеет дело тоже с живым или фантомным сознанием. Нетрудно представить, какие возможны логические варианты при взаимодействии с одним человеком и как многократно они усложняются при взаимодействии с группой людей.

Варианты воздействия  живого и фантомного сознания многократно  переживаются в течение жизни  каждым человеком как непосредственным участником или наблюдателем таких ситуаций. Основные общие ее признаки это усталость и чувство опустошенности ее участников, переживающих взаимное сопротивление как невозможность изменения, невозможность достижения согласия.

Варианты воздействия  фантомного сознания на фантомное порождают взаимную неудовлетворенность, которая может перерасти в открытую конфронтацию по принципу взаимного несоответствия.

Воздействие живого сознания на живое сознание связано с появлением воодушевления, переживается как обновление, как прилив сил, как расширение горизонтов жизни, как появление (пусть на время) чувства общности, единения.

Информация о работе Особенности психолога