Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:05, курсовая работа
В настоящее время психология является очень важной наукой для человека и общества. Она изучает индивидуальные и групповые психологические явления, их сущность и роль в жизни и деятельности людей. Психология, взаимодействуя с другими науками, раскрывает роль психологического фактора в развитии общества. Она играет большую роль в обучении, воспитании, взаимоотношении, общении и показывает правильные пути и подходы в формировании и развитии личности, коллективе. А для грамотного подхода к этим процессам нужны психологи-специалисты.
Введение 3
1. Понятие профессиональной этики 4
1.1. Происхождение профессиональной этики 4
1.2. Понятие профессиональной этики 5
1.3. Виды профессиональной этики 8
2. Практическая этика как неотъемлемая часть любой профессиональной деятельности 9
2.1. Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога 9
2.2. Этический кодекс практического психолога 13
Заключение 16
Литература 17
Оглавление
Введение 3
1. Понятие профессиональной этики 4
1.1.
Происхождение
1.2.
Понятие профессиональной этики
1.3. Виды профессиональной этики 8
2. Практическая
этика как неотъемлемая часть
любой профессиональной
2.1.
Практическая этика в
2.2.
Этический кодекс
Заключение 16
Литература 17
Введение
В настоящее время психология
является очень важной наукой для
человека и общества. Она изучает
индивидуальные и групповые психологические
явления, их сущность и роль в жизни
и деятельности людей. Психология, взаимодействуя
с другими науками, раскрывает роль
психологического фактора в развитии
общества. Она играет большую роль
в обучении, воспитании, взаимоотношении,
общении и показывает правильные
пути и подходы в формировании
и развитии личности, коллективе. А
для грамотного подхода к этим
процессам нужны психологи-
Появление профессии психолога
в начале века было связано с социальными
задачами максимального использования
индивидуальных ресурсов человека в
трудовой и учебной деятельности:
человек должен был хорошо работать
и хорошо учиться. Это нашло свое
отражение в истории психологии
труда и в истории психологии
обучения. В конечном итоге это
позволило появиться целой
В своей деятельности психологи
- специалисты обязаны
Выяснить происхождение
профессиональной этики - это проследить
взаимосвязь моральных
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.
Появление профессиональной
этики во времени предшествовало
созданию научных этических учений,
теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость
в регулировании
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.
Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.
Профессиональная этика изучает:
- отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
- нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
- взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
- особенности профессионального воспитания.[4]
Профессионализм и отношение
к труду являются важными характеристиками
морального облика личности. Они имеют
первостепенное значение в личностной
характеристике индивида, но на различных
этапах исторического развития их содержание
и оценка существенно различались.
В классовом обществе они определялись
социальным неравенством видов труда,
противоположностью умственного и
физического труда, наличием привилегированных
и непривилегированных
Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.
Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса,
Во-вторых, это те моральные
отношения, которые возникают в
области непосредственного
Профессиональная этика
не является следствием неравенства
в степени моральности
Сейчас в России выявляется
необходимость выработки нового
типа профессиональной морали, которая
отражает идеологию трудовой активности
на основе развития рыночных отношений.
Речь идет, прежде всего, о моральной
идеологии нового среднего класса,
составляющего подавляющее
В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.
Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.
Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.
Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и, конечно же, патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине. Остановимся на профессиональной этике практического психолога. [2]
Практическая психология
как профессиональная деятельность
начинает зарождаться в массовом
масштабе и поэтому требует
- чувство полной собственной
беспомощности перед
- чувство ликующей радости
от осуществленного –
Какое из этих чувств продуктивнее? Наверное, недаром уныние считается смертным грехом уже многие столетия. Оно лишает психическую реальность одного из главных качеств – качества глубины, разнообразия, динамики. Уныние, штиль, тишина, смерть, психологическая и физическая. Однако возможно ли через воздействие другого, других людей вернуть глубину и разнообразие жизни человеку, уже погруженному (или погружающемуся) в небытие уныния, апатии, конформизма и прочих форм отказа от собственного Я? Это вопрос о том, идти ли психологу к тем (к тому), кто не зовет на помощь, вяло увлекаемый потоком собственной индивидуальной судьбы к ее естественному концу. Думаю, что ответ на него весьма непрост. [6]
Психолог несет человеку знание о нем, именно об этом человеке, используя обобщенное представление о людях вообще.
Психолог сам обладает
собственной психической
Психолог, оказывая воздействие на другого человека, сам является носителем индивидуального сознания (живого или фантомного) и при этом имеет дело тоже с живым или фантомным сознанием. Нетрудно представить, какие возможны логические варианты при взаимодействии с одним человеком и как многократно они усложняются при взаимодействии с группой людей.
Варианты воздействия живого и фантомного сознания многократно переживаются в течение жизни каждым человеком как непосредственным участником или наблюдателем таких ситуаций. Основные общие ее признаки это усталость и чувство опустошенности ее участников, переживающих взаимное сопротивление как невозможность изменения, невозможность достижения согласия.
Варианты воздействия фантомного сознания на фантомное порождают взаимную неудовлетворенность, которая может перерасти в открытую конфронтацию по принципу взаимного несоответствия.
Воздействие живого сознания на живое сознание связано с появлением воодушевления, переживается как обновление, как прилив сил, как расширение горизонтов жизни, как появление (пусть на время) чувства общности, единения.